Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] | 2015-11-15, 12:06 PM |
Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании. Цель: организовать деятельность по повторению и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу, навыки определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к работе и заинтересованности в результате. 1. Оргмомент. 2.Повторение - разминка- работа в группах • Задание 1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в каких - другие звуки: косьба, сшить, сжечь, смотреть, синева? = Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика) • Задание 2. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания: Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной - переводный (переводные картинки), складной - складный. = Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика и лексика) • Обозначьте состав слов: зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части слова? 3 . Новая тема: 1) мозговой штурм (определение темы урока) • Убери лишнее слово: морфема, фонема, суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни. • Значение какого слова неизвестно? Можете ли дать определение этому слову? • Определите тему урока. Морфемы, морфемика, части слова. Ах, какое это счастье – Слово делится на части! Может каждый грамотей Слово сделать из частей. 2) Составьте слово: Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, Окончание у слова мама отмечали Вся же – в дневнике я и в журнале. 3) Работа в группах: разберите слова по составу, какой вывод о составе слова можете сделать? 1 группа: солнце, три, выучил, 2-я группа - зеленый, мной, радостно 3. группа - счастье, хорошо, сделал 4. Группа – золотое, себя, весело. • Вывод: все слова имеют корень и основу, но не все – приставки, суффиксы и окончания • Дайте определение известных вам морфем, какова их роль в слове? 4) упр.271 –три у доски вместе. Проверка. - Почему слова в каждом столбике можно считать родственными? -как образуются родственные слова? Какова роль морфем в словах? (образуют слова и формы слова) . = Какая морфема не образует новые слова? – ответ дайте письменно - в группе. = Какова роль окончания в слове? 5) работа с учебным текстом стр. 77. (самостоятельное изучение и беседа: прием «горячий стул») -Какая минимальная часть слова является морфемой? (значимая часть слова) -Из каких морфем может состоять слова? -на какие две группы делятся морфемы? (словообразующие и формообразующие) -Назовите словообразующие морфемы.(приставка, суффикс) -с помощью каких морфем образуются новые слова? Какие морфемы используются для образования новых слов? -формообразующие? (окончание и суффикс) -Для чего служит окончание? (форма слова –грамматическое значение) - Каким может быть окончание? -Есть ли в русском языке слова без окончания? Какие? (неизменяемые, иноязычные) Как определить, есть ли у слова окончание и какое? 6).- упр 273. 1 вариант – с нулевым, 2 – без окончания =2 человека у доски 7) упр. 274. Прочитайте текст. Определите тип речи. К выделенным словам подбери сначала однокоренные слова, затем формы. 1 вариант – неба, снежинки. 2 – чистые, смерзались. 8) упр. 279 –роль и значение суффиксов. Тип текста, стиль. Указать суффикс в выделенных словах. Определи его значение: Птичка, травка, миленький, цветочек, платьице. 9) упр. 282 –значение и роль приставок. Основная мысль, название, тип, стиль. выписать слова с приставками: подошли, набежала, посыпался, повисли. Заиграло. (завершение действия, доведение до необходимого предела) 10. Итог. Узнал, повторил. Дома: найти и повторить определения частей слова, стр. 77, выучить, 283 287 – по вариантам, 289 +290, упр. 284 –с высоким уровнем. | |
Просмотров: 2277 | Загрузок: 72 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|