[size=14]УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА «Заседание редакционного совета» (газета «Лексика») Тема урока: Повторение изученного материала по теме «Лексика» Цели урока: Обобщить изученный материал по теме «Лексика» Задачи: 1. Развивать речь учащихся: правильно употреблять в речи антонимы, синонимы, омонимы; работать над монологической речью. 2. Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой (словарями). 3. Воспитывать умения работать в группах, отстаивать свое мнение. ОБОРУДОВАНИЕ 1. Визитки каждому редактору отдела; 2. Таблички с названием отделов на столах: отдел писем, отдел новостей, отдел информации; 3. Плакат: «ТИХО! - идет заседание редакционного совета» 4. ТСО магнитофон. МЕТОДЫ: индивидуальная работа, работа в группах, дискуссия. ХОД УРОКА: (Дети встали со звонком) Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! (обратить внимание детей на сидящих) Садитесь! Сегодня на уроке русского языка мы повторим все, что узнали по теме «Лексика». Урок проводим в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Наша задача состоит в том, что нам предстоит подготовить к выпуску номер газеты «Лексика». И так, у нас работают: Отдел писем - редактор Икомасова Л. Отдел новостей - редактор Журба М. Отдел информации - редактор Мамонтова Л. А за игрой нашей будут следить главный редактор нашей будущей газеты, и размещать весь материал в газете. Прежде чем отделы приступят к работе, я прошу ответить на следующие вопросы: 1. Что такое Лексикология? - раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав 2. Что такое лексика? - все слова языка образуют его словарный состав - лексику. 3. Что такое слово? - это основная единица языка и речи. 4. Для чего служит слово? - оно служит для названия предметов, лиц, действий, признаков, количеств. I. А теперь, попрошу отделы приступить к работе. Работа над первой рубрикой. Лексическое и грамматическое значение слова. ЗАДАНИЕ: Найдите в толковом словаре словарные статьи о словах: филолог, языковед, библиофил. ВЫВОД: Лексическое значение - то, что обозначает слово. Оно разъясняется в толковом словаре. Грамматическое значение - определяет к какой части речи и все морфологические признаки. Главный редактор, материал идет в номер?Да. II. Работа над второй рубрикой: Однозначные и многозначные слова. ЗАДАНИЕ ОТДЕЛАМ: Закрасить красным цветом квадратик, если слово однозначное, зеленым - если многозначное. ОДНОЗНАЧНЫЕ МНОГОЗНАЧНЫЕ насос коса земляника кисть кувшин лук гантель лист артист морж скворец перо ВЫВОД: Однозначные слова - это слова с одним лексическим значением. Многозначные слова - это слова, которые имеют много лексических значений. Главный редактор, материал идет в номер? Да. III. Работа над III рубрикой: Прямое и переносное значение. ЗАДАНИЕ - ЭСТАФЕТА: Карточку передаете, как эстафетную палочку от одного к другому. Подчеркнуть переносное - зеленым, прямое - красным. Золотое кольцо - золотые руки, Ледяная глыба - ледяной взгляд, Море пшеницы - голубое море, Дремлет ребенок - дремлет река, Человек идет - дождь идет. ВЫВОД: Многозначные слова имеют прямое и переносное значение. Прямое значение - это его основное лексическое значение. Переносное значение - это лексическое значение, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений. Переносное значение часто используют в художественных произведениях, как выразительное средство.Материал идет в газету? Да. IV. Работа над IV рубрикой: Омонимы. Тот отдел, который закончил предыдущее задание получает следующее. ЗАДАНИЕ: Что это за слова? три (розы) рой (яму) пила (инструмент) три (пол) рой (пчёл) пила (действие от слова пить) Двум другим отделам самостоятельно придумать омонимы. ВЫВОД: Омонимы - это слова, которые одинаково пишутся и звучат, но имеют разное лексическое значение. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. Те слова - синонимы относятся к разным частям речи. рои пчел - рои яму три розы - три пал Физ.минутка. V. Работа над V рубрикой: Синонимы. ЗАДАНИЕ: Продолжить синонимические ряды: эстафета 1. труд, работа, дело; 2. отметка, оценка, балл. ВЫВОД: Синонимы - это слова, имеющие одно и тоже значение, и принадлежат к одной и той же части речи. Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения.Материал идет в газету? Да. VI. Работа над VI рубрикой: Антонимы. ЗАДАНИЕ: Образуйте пары слов. В чем их отличие? Сделать рисунки к одной из пар синонимов. ВЫВОД: VII. Работа над VII рубрикой: Паронимы. ЗАДАНИЕ: Объяснить значение слов. Что это за слова? ВЫВОД: VIII. Новый номер газеты «Лексика» подготовлен к выпуску. Чтобы привлечь внимание к нашей газете - нужна реклама (объясняется лексическое значение слова «реклама»). Реклама - яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них. Рекламировать - объявлять о чем-нибудь. Пользуясь планом, написанным на доске, составить рекламу. ПЛАН: 1. Кому адресована газета? 2. Почему ее необходимо прочитать? 3. О чем вы узнаете, прочитав газету «Лексика» (зачитываем от каждого отдела рекламу). XI. Рефлексия. Ребята, чем вы сегодня занимались на уроке? Вам понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке.
|