Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-11-25, 11:27 PM | |
Урок по теме «Прямая речь. Диалог.» Цель урока: познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»,диалог, сформировать умения определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью,при диалоге. Задачи урока: Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки. Развивающие: • развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги; • составлять диалог на заданную тему. Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу Используемые технологии: приемы критического мышления,разноуровневые задания,игровые,ИКТ Тип урока: изученного нового материала. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Деление на группы) Минутка приятных воспоминаний.(музыка) - Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброты , энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле- главное доброе начало. II. Сообщение темы и цели урока. - Ребята! Но для начала мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал. На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно себя оценивая по пятибалльной шкале. Если вы посчитаете, что очень хорошо справились с заданием, то поставите себе 5 баллов, если хорошо справились, то 4 , а если считаете, что плохо выполнили задание, тогда поставите 3. 2. Синтаксическая разминка. 1.ЗАДАНИЕ 1 группа ЗАДАНИЕ: Из данных предложений выписать только сложные предложения. 1)Наступила зима,выпал первый снег. 2)Улетели птицы в теплые края.3)Начался дождь,и ребята побежали по лужам. 2 группа ЗАДАНИЕ: 1. В данном предложении выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания,составить схему,дать полную характеристику. 1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям. 3 группа Задание 1. В данном предложении выделить грамматическую основу, составить схему.дать полную характеристику. К.Д.Ушинский писал что ученье труд и должно оставаться трудом. 3. Слово учителя. Основной этап урока. - С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли. III. Актуализация опорных знаний. Тема нашего урока – Прямая речь. Запись темы урока. На экране высвечивается тема: Прямая речь.Диалог .Цель Слайд 5 - Сегодня на уроке мы должны узнать: • Что такое прямая речь? • Из каких частей состоит предложение с прямой речью? • Где в предложении может стоять прямая речь? • Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт). Слайд 2) Учитель: Прочитайте материал Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков. Сделайте пометки на полях: «+» - если считаете, что это вам известно; «v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений. Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно передаётся речь того лица, кому она принадлежит: У меня спросили: «Который час?» Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора. Прямая речь — это слова какого-либо лица,передаваемые от его имени. Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь. Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие: А: «П». А: «П?» А: «П!» После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак: «П», – а. «П?» – а. «П!» – а. Диалог - диа - два логос - слово (греческое) Реплика - речь каждого лица Каждая реплика начинается с новой строки,и перед ней ставится тире. 5. Объяснение нового материала. 6. Беседа с учащимися по новому материалу. Слайд 6 - Что такое прямая речь?Давайте возвратимся к нашему сложноподчиненному предложению. Запись в тетрадь. Слайд 7 - Из каких частей состоит предложение с прямой речью? - Где в предложении может стоять прямая речь? Слайд 8 - Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения». Слова «говорения»: сказать объявить спросить крикнуть произнести проворчать шепнуть попросить ответить и др. 7. ПРОВЕДЕМ ИГРУ Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (1 группа : один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь) ЗАПИСЬ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕТРАДЬ. Слайд 9 - Где в предложении может стоять прямая речь? Слова автора ( А ) перед Слова автора ( а ) после прямой речью ( П ) прямой речи ( П ) - Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ 1. Миниатюра для инсценировки. «Ударение» Комната. В постели лежит мальчик. - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: - три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама. - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? - А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи». - Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. После приема пищи, а не пищи. - Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. 2. - Кто в этом разговоре был лишним? (Автор). - Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог. Сегодня на уроке мы должны будем решить: Слайд №3 - что такое диалог? - где он встречается в речи? - как выделяется на письме? 3. Запись на доске и в тетрадях: Слайд №4 Диалог - диа - два логос - слово (греческое) Реплика - речь каждого лица 4. Чтение - Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену. - Сейчас. - Алло. Я слушаю. - Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь? - Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше. - Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать? - Спасибо, но доктор пока не разрешает. - Выздоравливай. До свидания. БУДЕТ ЛИ ЭТОТ ТЕКСТ ДИАЛОГОМ,ПОЧЕМУ? - Сколько реплик в этом разговоре? - Как выделяется при письме речь каждого лица? - Какие знаки препинания ставятся при диалоге? - А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день. - А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог? ( в художественном произведении»-художественный стиль. ? 4. Закрепление. 4. Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками. Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем). -Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?» Серёжа вернулся из кино. - Что, хорошая была картина?- спросил я. -Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете? Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов. -Поэтому, слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи. - А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом? Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. Слайд № 6 - Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику). Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. IV. Закрепление изученного материала. Задание . Вы должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ситуацию, случившуюся в определенном месте. А) 1 группа Магазин (продавец и покупатель) Б)2 группа Библиотека ( библиотекарь и читатель) В) 3 группа Школа (учитель и ученик) - - Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам: а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться. б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. в) По окончании разговора не забудь попрощаться. 5) Смотрим ситуации, анализируем их. (Слайд 7 )А) Магазин (продавец и покупатель) (Слайд 8 )Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель) (Слайд 9 )В) Школа (учитель и ученик) Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Возможный приём Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…» (Встали все,если вы согласны –вы делаете хлопок и один шаг вперед, если нет то вы делаете наклон вправо.влево) да нет да нет да 6) Найдите в учебнике литературы 1 предложение с прямой речью и диалог. -Прочтем эти предложения. -Из каких произведений они взяты? -Чему учат вас эти произведения? Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. V. Итоговый тест по теме. Выбери верное утверждение: 1. Прямая речь в предложении передаёт: А) примерный смысл сказанного; Б)дословно, без искажений. 2. Прямая речь заключается: А) в кавычки; Б) в скобки. 3. Первое слово в прямой речи пишется: А) всегда с большой буквы; Б) с маленькой буквы. 4. Каждая реплика диалога пишется: А) с красной строки; Б) может продолжать предыдущую реплику. 5. Диалог – это: А) Разговор одного лица; Б) Разговор двух или нескольких лиц. Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.( нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 – 3 ошибки – «3»). V1. Рефлексия. В листах самооценки есть вопрос: Что осталось непонятным по данной теме? Ответьте на него. Если все понятно, так и напишите. Если же что-то непонятно, то напишите. - выставление оценок в дневники. Д/З: | |
Просмотров: 930 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|