Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (700.5 Kb) ] | 2016-01-03, 7:47 PM |
Русский язык (8 класс) Тема: Вводные конструкции, их роль в языке. Синонимия вводных слов Цели: работать над понятием функционального использования вводных конструкций в языке; вырабатывать умения учащихся находить вводные конструкции в предложении, тексте; составлять предложения с вводными конструкциями; научить отличать вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; работать над синонимичным богатством вводных конструкций; вырабатывать навык анализа собственных действий, применения теории на практике; воспитывать культуру речи учащихся, культуру их общения, научить правильно использовать вводные конструкции в их языковой и речевой практике; продолжить обучать учащихся работать со справочной литературой; повторить в связи с темой правописание наречий, существительных с предлогом, глаголов, выступающих в роли вводных слов. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная. Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- Харьков: «Основа», 2008.; опорный конспект «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (по методике Ю.С.Меженко); таблицы В.М. Шевелева, Л.А. Шевелевой «Русское правописание в таблицах» - Х.: Мир детства, 1997; справочник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учебных заведений» - М.: Просвещение, 1993.; сборник Ф.Д. Кривина «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» - Ужгород: Карпаты, 1981. (сказка «Вводные слова»), карточки для индивидуальной работы. Тип урока: урок применения знаний и умений. Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают в предложениях вводные конструкции, осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них; отличают вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; умеют работать с синонимичным богатством вводных конструкций. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка упражнений 298, 302. II. Словарная работа / словарный диктант/. На счастье, на радость; к сожалению, к огорчению; несомненно, естественно; как говорится, что называется; по-моему, по-твоему; извините, простите. Слова каких частей речи записали? Какие правила применили, чтобы написать их без ошибок? С точки зрения лексического состава языка как можно назвать группы записанных слов? /Синонимы/ Вспомним, что такое синонимы. Для чего используются записанные слова и словосочетания в нашей речи? /Выразить отношение к сообщению, чувства, источник мысли/ III. Актуализация опорных знаний. Как называются записанные слова словарного диктанта с точки зрения синтаксиса? К каким синтаксическим единицам их можно отнести? Расскажите о вводных конструкциях, используя ОК «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (блок «Вводные слова и вводные предложения»). /Ответ учащихся у доски/ Что ОК рассказал о постановке знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями? /Ответ учащихся у доски/ IV. Тема, цели урока. Сегодня на уроке мы больше уделим внимания роли вводных конструкций в языке, употреблению их в нашей речи, активности использования в одних и тех же речевых ситуациях. /Запись темы урока в тетради/ V. Роль вводных конструкций в языке. Синонимия вводных слов. 1. Работа с учебником – выполнение упр. 296 /списывание, расстановка знаков препинания, нахождение и указание вводных конструкций/. //● Индивидуальная работа по карточкам (вставить пропущенные буквы и знаки препинания). Карточка № 1, 2 Вставить пропущенные буквы и знаки препинания 1. Я хотел сказать вам приятное а вы кажет(?)ся обиделись.2. Безусловно мне хоч..т(?)ся прочесть эту книгу. 3. Пожар в л..су по словам очевидцев страшное зрелище. 4. Вешние воды к сож..лению сошли быстро. 5. К несчаст..ю прол..вные дожди продолжали затапливать поля. 6. Нам действительно понадобят(?)ся эти книги. 7. Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах. Не так просто иногда определить принадлежность слова к вводным. Как это сделать? Найдём ответ в таблице. 2. Работа с таблицами «Русское правописание в таблицах» (стр.39, таблица 43 «Вводные слова и члены предложения»). ● Чтение правила, анализ примеров. ● Повторение понятий «омонимы», «синонимы» (по ходу анализа примеров). ● Запись примеров с вводными словами-синонимами (2 – 3 примера). 3. Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием элементов аудирования. Теперь вам предстоит поработать устно. Послушайте рассказ Ф. Кривина «Вводные слова» и ответьте на вопросы тестового характера. /Чтение текста учителем/ Вводные слова - К счастью, мы пришли… Не подумайте, что мы пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением: - К счастью, мы пришли… Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать… Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить… ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла. Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись, если она всего лишь вводное слово. - К несчастью, нам пора… Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно. Тестовые вопросы: 1. Что сделала запятая с выражением «к счастью»: а) превратила его в малозначащее вводное слово; б) превратила его в многозначащее вводное слово; в) ничего. 2. Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»: а) действие; б) определённую вероятность; в) определенную невероятность. 3. Как в предложении можно поступить с вводным словом: а) можно вывести без особого ущерба для смысла; б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения; в) иногда можно вывести, иногда – ни за что. 4. Если выведешь вводное слово, что сэкономишь: а) ничего не сэкономишь; б) две запятые сэкономишь; в) не знаю. 5. Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно, с этими вводными словами…»: а) всегда знаешь; б) никогда не предполагаешь; в) никогда не знаешь. 6. В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной: а) к счастью; б) мы пришли; в) в этом предложении нет вводных конструкций. /Ответы: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а./ Обобщение. На какие особенности вводных слов указывает автор? /Устные ответы учащихся/ Определим правильность ваших ответов на тестовые вопросы и узнаем, на каком уровне знания темы вы находитесь на данном этапе урока. /Работу выполняют ученики-консультанты/ 4. Составление предложений с вводными словами и омонимичными членами предложения – работа с учебником (упражнение 297 выполняется по вариантам). Чтение составленных предложений. // ● Индивидуальная работа по карточкам (нахождение вводных слов и омонимичных членов предложения). Карточка № 3 Списать, расставить недостающие знаки препинания, указать вводные слова и сочетания слов 1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью. Карточка № 4 Выписать предложения с вводными словами и словосочетаниями, расставить недостающие знаки препинания 1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью. 5. Употребление вводных конструкций для связи предложений в тексте. ● Стилистические возможности, семантика вводных конструкций. Работа с учебником – выполнение упр. 304, 305 (устно, по вариантам). ● Работа с деформированным текстом. Чтение текста учащимися (контрольное оценивание). // Устный пересказ (1 уч-ся – контрольное оценивание). Задание: ввести в текст вводные слова, сопоставить два варианта текста, охарактеризовать произошедшие изменения. Новый вариант текста записать. Манеры Красивая походка, осанка, изящные жесты ... украшают как мужчину, так и женщину. ... стоит обратить внимание на умение держать руки на месте. Воспитанный человек... никогда не позволит себе держать руки в карманах, тем более кусать ногти. ... сидя, не кладут ногу на ногу и не трясут ею. ... никогда не следует сидеть развалясь в кресле, раскачиваясь на стуле. Дверь за собой ... всегда закрывают мягко. Хлопанье дверью – недостойный агрессивный выпад. Дурные привычки ... лишают окружающих удовольствия общения с вами. 1 вариант: по-моему, говорят, помнится, вообще-то, с точки зрения окружающих, как говорится, с моей точки зрения; 2 вариант: может быть, очевидно, кажется, наверное, пожалуй, скорее всего, к сожалению; 3 вариант: бесспорно, прежде всего, во-первых, во-вторых, между прочим, надо полагать, безусловно. Чтение учащимися изменённых текстов (3 варианта) – контрольное чтение. // Устный пересказ изменённого текста (1 уч-ся - контрольное оценивание). Охарактеризовать изменения пунктуации записанных текстов /проверить расстановку знаков препинания/. Определить синонимию вводных конструкций, использованных в тексте (каждый вариант). // ● Индивидуальная работа по карточкам (подбор синонимов к вводным словам и выражениям). Карточка № 5 Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение. 1. Конечно - … Героиней этого романа ________ была Маша. 2. Следовательно - … Он __________ бережёт себя. 3. К сожалению - … ___________ никто меня не заметил. 4. Без всякого сомнения - … Щенок _________ из породистых. Карточка № 6 Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение. 1. К сожалению - … __________ приехать не смогу. 2. Возможно - … Приеду я _________ не скоро. 3. Как на беду - … Но _______ в это время подвернулся губернатор. 4. В конце концов - … Он _______ прав. // ● Индивидуальная работа – составление диалога по речевой ситуации упр. 306. /Дать задание во время обсуждения текста/ 6. Работа со справочной литературой – справочник В. В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория» (§199. стр. 203 - 204) – с элементами чтения молча. ● Чтение учащимися теории, изложенной в справочнике, сопоставление с материалами учебника. Какая часть материала изложена в пособиях одинаково? Что справочник «Русский язык: Теория» добавил к информации учебника? Зачитайте. VI. Развитие связной речи. 1. Разыгрывание диалогов по речевой ситуации упр. 306 (1 – 2 пары). Задание классу: проанализировать речевые ситуации, представленные в диалогах. // ● Индивидуальная работа – устное сочинение по учебным рисункам с контрольным оцениванием. VII. Обобщение изученного. Что на уроке показалось самым значимым для вас в накоплении ваших знаний и умений? Для чего мы используем в нашей речи вводные слова, словосочетания и предложения? В каких учебных речевых ситуациях вы использовали вводные конструкции? В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? VIII. Рефлексия. Как поработали на уроке? Выберите свой вариант ответа. Мою умственную активность стимулируют: возможность узнать что-то интересное; новая форма получения знаний; возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками; боязнь оказаться глупее одноклассников… IХ. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание: §20 – повторить. Упр. 309 (устно), 313 (письменно). | |
Просмотров: 2285 | Загрузок: 88 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|