Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2016-01-09, 9:51 PM | |
Украинец Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Тасты-Талдинская средняя школа Акмолинская область Жаркаинский район С. Тасты-Талды Урок русского языка в 7 классе на тему: Способы образования наречий План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему: Способы образования наречий Цели: • дать представление об основных способах образования наречий; • формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий; • совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте; • развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий; • воспитывать интерес к изучению русского языка. Тип урока: изучение нового материала. Методы: наглядный, словесный, практический. Оборудование: тесты, интерактивная доска, слайдовая презентация, оценочные листы. Ход урока 1. Слово учителя. Определение целей и задач урока совместно с учащимися. Тема урока - “Словообразование наречий”. (Слайд 1). Здравствуйте ребята. Запишите тему и подумайте, насколько мы готовы к изучению данного материала, что мы уже знаем, каковы цели нашего урока. Рассуждения учащихся о том, что они должны знать и уметь к концу урока. ( Слайд 2) Знать: способы образования наречий Уметь: • находить наречия; • разбирать их по составу; • определять способ образования наречий; • образовывать наречия разными способами; • правильно употреблять наречия 1.1 Позитивный настрой, просмотр видеоролика «Страх на пути к успеху». 1.2. Лингвистическая разминка. «Открытые и закрытые вопросы», заранее подготовленные одаренным учеником. 2.1. Грамматические понятия в соответствии с данными определениями. А) Обозначает признак предмета ... Б) Обозначает добавочное действие к основному... В) Обозначает признак по действию ... Г) Обозначает признак действия ... 2.2. Распределите слова, написанные на доске, по строчкам – укажите их номер рядом с соответствующим грамматическим понятием: 1) думая 2) улетавший 3) быстро 4) гранитный 5) знающий 6) написав 7) вла(стн,сн)ый 8) направ(о,а) Слайд 3. Проверьте себя! А) Имя прилагательное: 4.7 Б) Деепричастие: 1,6 В) Причастие: 2,5 Г) Наречие: 3,8 3. Актуализация знаний. 3.1. - Почему слова № 3,8 являются наречиями? Докажите это. Запишите их, объясните правописание - Что мы знаем о строении наречий? Разберите по составу данные слова. В чем состоит особенность морфемной структуры наречий? Приведите свои примеры. 3.2. - Какие приемы применяем для того, чтобы “увидеть” наречия? Выставление вопросов, по которым определяем наречие. «Разноцветный ковер». 3.3. Сравните: (в)дали моря - (в)дали виднеется (с)начала подумай -(с)начала четверти (на)верх дома - положить (на)верх. 4.1. Какие способы образования новых слов мы знаем? Посмотрите на наречия в упражнении 228. (Трусливо, криво, направо, сгоряча, шагом, налицо, во-вторых, неохота, сдуру, помалу, по-кошачьи, по-хорошему, давным-давно, вполоборота ). Можете ли вы определить, от какого слова и как они образованы? Укажите способы образования данных наречий. (Эти наречия образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами) 4.2. Работа в парах, деление на пары методом «Собери картинку». Каждая пара разбирает один из способов образования наречий. Для работы с новым материалом ребята используют учебник стр. 108, со справочником, схемы, кластеры, примеры. 5. 1. Работа в группе. Сообщение новой информации о способах образования наречий в группе. 5.2. Составление группой флипчарта, защита флипчарта - Какой вывод можно сделать? (Наречия образуются от разных частей речи разными способами) 5.3. Работа на закрепление. Восстановите словообразовательные цепочки: Существительное - прилагательное-наречие мир – мирный - мирно – прилагательное – наречие - наречие с по- старый - старо – по-старому глагол-прилагательное-наречие-наречие (с отрицанием) мудрить - мудрый-мудро-немудрено Запишите словообразовательные цепочки к наречиям: по-домашнему, по-казахски. Проверьте себя по словообразовательному словарю учебника (стр.311). 5.3. “Умники и умницы” Верны ли данные высказывания? Ответы: да – нет. 1. Наречие нехорошо образовано приставочным способом 2. Наречие досрочно образовано приставочным способом 3. Наречие бесстрашно образовано суффиксальным способом 4. Наречие издавна образовано приставочно-суффиксальным способом 5. Правильно говорить так: пел более звонче. Ключ: 1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет Вопросы и комментарии. 5.4. Лингвистический эксперимент (дополнительное задание) Подберите наиболее подходящее наречие, стремясь восстановить авторский текст. Обоснуйте свой выбор. (Одиноко, грустно) Он стоит, задумался глубоко, (И тихонько, громко-громко) плачет он в пустыне. (М. Лермонтов) 2. Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто (исподлобья, озлобленно, поневоле) (А. Пушкин) 3. Внезапно раздался топот скачущей лошади, (круто, быстро) остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, (проворно, умело, бойко) спрыгнул с нее Павлуша. (И. Тургенев) 5. Самостоятельная работа с разно уровневыми заданиями. Ребята выбирают для себя определенный уровень сложности. Уровни сложности: минимальный - тест 1, 2; средний – тесты 1, 2, 3; повышенный - все задания. Тест 1. Какое наречие образовано приставочно-суффиксальным способом? Укажите вариант ответа (А, Б, В) А) трепетно Б) вблизи Г) непросто Тест 2. Подбери к каждому способу словообразования соответствующее слово. Ответ запиши по образцу: 1б... 1. Суффиксальный 2. Приставочный 3. Приставочно-суффиксальный 4. Сложение А) добела б) глубоко в) невесело) г) чуть – чуть Задание 3. В каких случаях допущена грамматическая ошибка? Отметьте их. А) Нарисовать красивше Б) ответить полнее В) указать более точнее Запишите в исправленном виде. Задание 4. Сгруппируйте данные наречия. Укажите, по каким признакам образованы ваши группы. (На)прав(о,а), оглушительно, (не)когда, по-русски, резко, неласков(о,а) изредка, доверчиво, (не)ярко 6. Рефлексия. Оцените результаты своей работы по каждой цели, используя знаки - символы. 1) Я знаю способы образования наречий. 2) Я умею: • опознавать наречия; • разбирать их по составу; • определять способ образования наречий; • образовывать наречия разными способами; • правильно употреблять наречия. Знаки – символы: • ! – делаю это уверенно и без ошибок; • ? - иногда сомневаюсь и допускаю ошибки; • ... – испытываю затруднения; мне нужно еще поработать дополнительно над темой. 7. Оценивание. (Листы оценивания). 8. Домашнее задание. Упр. 229 выпишите словосочетания, задавая вопросы по образцу. Использованная литература: 1. Учебник русского языка 7 класс Алматы. Атамура Сулейменова Э.Д. | |
Просмотров: 2916 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|