Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] | 2016-01-28, 8:05 PM |
Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного по отношению к главному. Цель: • учащиеся должны знать определение СПП, строение СПП, средства связи между простыми предложениями в составе СПП; • учащиеся должны уметь устанавливать смысловую связь между частями СПП, место придаточной части по отношению к главной, ставить вопрос от главной к придаточной части, правильно расставлять знаки препинания в СПП; • понимать отличие СПП от других видов СП, строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП. Разделение учащихся на группы осуществляется следующим образом: по понятиям урока - подчинительные союзы, главное предложение, придаточное предложение, союзные слова, подчинительная связь. Ход урока: 1. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке, рада видеть вас в добром здравии, хорошем настроении, желаю вам успеха на уроке, рабочего настроения. 2. Этап вызова. 1.Для начала я предлагаю вам самим распределить обязанности в группе - спикер, секретарь, тайм – спикер, генератор идей, организатор. Перед каждым и вас карточки оценивания каждого этапа урока, включающие: ваше самооценивание, оценку вашей работы группой, отраженная в оценке организатора и оценка учителя. При выставлении отметки за урок я учту все эти оценки. 2.Мы продолжаем с вами изучать сложные предложения, и по тому, как я вас разделила, вы, наверно, догадались о каком виде сложных предложений мы поведем сегодня речь? О СПП. Запишите тему урока в тетрадь: «Понятие о СПП». Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Антона Вячеславовича Добиаша: «…задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли». Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения? Ученики выдвигают предположения: – Чтобы мы могли строить сложные мысли. – Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться. Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Для изучения нового материла я предлагаю вам воспользоваться таблицей ЗХУ - Знаю - хочу узнать – узнал. Сначала в группах вы заполняете 1 и 2 колонки таблицы. Озвучивание группами своих записей, запись учителем основных положений на доске. 3. Этап осмысления. 1.Чтение с пометками «Инсерт» «v» - если считаете, что это вам известно; «+» - если то, что прочитали, является новым; «-» - если это противоречит тому, что вы знали «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений 2.Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Каждая группа придумывает по новому материалу 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопрос и адресует его другой группе. 3.Групповая работа с текстом. И для того, чтобы практически закрепить материал, я предлагаю вам поработать с текстом. Работаем в группе. Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП. Работа с текстом. (1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши... (5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку) (Какова идея данного текста? Роль книги в жизни человека. Учитель просит каждую группу назвать по 1 СПП, найденному в тексте. (1,2,4, 5,6 предложения ) Скажите, как можно найти в тексте СПП? 4.Разноуровневые индивидуальные задания Уровень А Соедините простые предложения, чтобы получились СПП. Главные предложения: Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное, Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди. Уровень В Продолжите предложения, чтобы получились СПП. 1. Книгу надо беречь (почему?). 2. Будешь много знать (при каком условии?). 3. Перечитывают те книги (какие?). 4. Читать лучше там (где?). Уровень С Составьте и запишите 2-3 СПП. Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность? 5. Этап рефлексии. Вернемся в нашей таблице, 3 колонке – узнал. Я предлагаю вам сейчас заполнить ее, устно продолжив такие высказывания – Я узнал,… Я понял, … Кстати, что это будут за предложения по структуре? Заполнение таблицы самооценивания, взаимоценивания. Д\з стр. 93,95 (чтение) А – упр.202 В – выписать 5 -7 СПП из любого худ. произведения. С –Эссе (5-7 пр.) «Роль СПП в речи» с использованием СПП. Приложение к уроку Лист самооценки и взаимооценки в работе над темой урока Ф.И. ученика _____________________________________ Критерии Моя оценка Оценка группы Оценка учителя 1.Я активно работал по заполнению таблицы «ЗХУ» 2. Я проработал текст о СПП, используя стратегию «Инсерт» 3. Я составлял «толстые» и «тонкие» вопросы 4. Я нашел все СПП в тексте 5. Я правильно выполнил задания уровня___ 6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов Теоретический материал Сделайте пометки на полях: «v» - если считаете, что это вам известно; «+» - если то, что прочитали, является новым; «-» - если это противоречит тому, что вы знали «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений. Сложноподчинённые предложения Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, ( ) — придаточная. Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами. Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением. Пример: [Лицо его казалось бы совсем молодым], (если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею) (И. Ильф и Е. Петров). Зависимая часть СПП — подчинённая. Она называется придаточной частью. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Пример: [Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты)... (М. Ю. Лермонтов). В СПП может быть несколько придаточных предложений: Пример: [Он расспрашивал меня о том], 1(что я люблю), 2(что читаю) и 3(что намерена делать) (Л. Толстой). Придаточная часть может стоять перед главной частью, после неё или в середине главной части: Пример: (Когда зацветает черёмуха), [на улице становится холодно]. [Я был рад тому], (что он пришел). [Изба, (которая стояла на опушке), обветшала]. Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части: Пример: [И все, (кто были в башенке), сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья] (Н. Заболоцкий). Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменательные части речи) являются членами предложения. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. Практические задания 1.Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП. (1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши... (5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку) 2.Разноуровневые задания Уровень А Соедините простые предложения, чтобы получились СПП. Главные предложения: Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное, Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди. Уровень В Продолжите предложения, чтобы получились СПП. 6. Книгу надо беречь (почему?). 7. Будешь много знать (при каком условии?). 8. Перечитывают те книги (какие?). 9. Читать лучше там (где?). Уровень С Составьте и запишите 2-3 СПП на данную тему. Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность? | |
Просмотров: 2588 | Загрузок: 145 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|