Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2016-02-19, 5:28 PM | |
Министерство образования и науки Республики Казахстан КГУ «Средняя школа №3 имени Д.Кунаева»города Риддера ВКО Конспект открытого урока литературы «Сходство и различие библейских и коранических сюжетов» (6 класс) Разработала учитель русского языка и литературы первой категории Моталёва Т.П г.Риддер Урок литературы в 6 «А» классе Тема:«Сходство и различие библейских и коранических сюжетов» Цели : Образовательные : Учащиеся : • Знать как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания. • Знать содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе. • Уметь сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч • Уметь письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии Развивающие: • Развивать мыслительную деятельность, коммуникативные навыки • Уметь сопоставлять, сравнивать, делать выводы • Уметь работать в группе Воспитательные: • Воспитание бережного отношения к Священным Книгам, терпимости, умения принимать другую точку зрения Оборудование урока: рабочие тетради, раздаточный материал , стикеры, маркеры. Ход урока 1. Организацонный ( приветствие, деление на группы) 2. Объявление и запись в тетради темы урока. 3. Вступительное слово учителя. - Тема звучит достаточно сложно и серьезно, но мы должны в ней обязательно разобраться, решив целый ряд учебных задач. И каждая задача будет выполнена успешно, если знать, к какому результату ты стремишься. Обратите внимание, ребята, у вас на партах лежат листочки. Назовем их листками вашей успешности на уроке . Прочитайте их внимательно. ( Приложение 1) Как вы думаете, что это? ( задачи, которые нужно решить в течение урока) -Верно, молодцы! 4. Актуализация знаний учащихся Беседа: -Ребята, совсем недавно в своих семьях вы отмечали очень добрый праздник ( примечание: урок проводится спустя несколько дней после празднования Пасхи). Бабушки пекли булочки, красили яйца. Все ходили друг к другу в гости, в каждом дом - богатое угощение. - Какой это праздник? ( праздник Пасхи) - Верно. Он ещё называется Светлое Христово Воскресение. - Кто отмечает этот праздник? ( христиане) - Что такое христианство? ( Это религия, которую исповедует значительная часть населения нашей страны, Европы, Америки.) - Как называется главная Священная книга христиан? ( Библия) -Верно 5. Формирование новых знаний и способов действия. 1) Создание проблемной ситуации Учитель: Знакомство с Библией у нас уже состоялось на уроках изучения библейской мифологии и литературы. Поэтому сейчас вам не составит труда заполнить предложенную вам таблицу. ( Приложение 2) Используйте стратегию ЗХУ. Если вы знаете ответ на вопрос, рядом с ответом ставим +, если не знаете, естественно, - , если хотите узнать, то ? (знак вопроса). Работаем в группе. Повторите правила работы в группе. Заполнив таблицу, ответы перенесите на стикеры , с целью заполнения общей таблицы на доске. (Приложение 2) Время выполнения- 4 минуты. Проверка : по одному ответу из каждой группы, озвучивание, дополнения, исправления, если есть Учитель: Итак, в таблице даны ответы на вопросы только по христианству, и знаете вы только название Священной книги мусульман –Коран. То есть у вас нет нужных знаний, нужной информации . Пробел этот можно восполнить, изучив данный вам текст( Приложение 3). Ваша задача внимательно его прочитать каждому, выделить маркером ответы , обсудить в группе и итоговый ответ занести в таблицу, продолжая ее заполнять. (Проверка у доски, 1 представитель от группы, обсуждение, дополнения) Учитель : Действительно, суры читаются мусульманами 5 раз вдень, имеют определенные интонации и ритм. Послушайте первую суру Фатиха, Это главная сура, как например молитва у христиан «Отче наш..» ( Звучит аудиозапись, прослушивание суры.) Учитель: Коран читается на арабском языке, но cуществуют переводы на русский язык Повествовательные отрывки, сказания, рассказы занимают большое место в коранических текстах. Читая Коран, а именно коранические сказания, нельзя не увидеть обилие хорошо знакомых ветхозаветных и новозаветных персонажей. Познакомимся с некоторыми притчами Корана. Б) Выполнение проблемного задания. Учитель: У каждой группы есть карточка – задание с текстом. (Приложение4) Внимательно читаете текст коранической легенды и проводите сравнительный анализ с соответствующей библейской притчей, находите общее и различное. Результат сравнения должен быть представлен наглядно в виде схемы, таблицы , постера, в зависимости от ваших творческих возможностей. ( Тексты библейских притч ранее изучены , есть в учебнике «Русская словесность. 6 класс». Работа с учебником и карточкой) Работа в группах, заполнение постера : общее -различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» каждая группа своим маркером делает пометки. Стратегия «Карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку. Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально Общий вывод: Все рассмотренные легенды имеют похожие сюжеты, различия незначительные, очень много общего. Учитель: Это не удивительно. Коран родился в том же мире, что и Ветхий и Новый заветы, он тесно связан с иудаизмом и христианством, с их идеями и их литературой генетическими узами. Учитель : А теперь, ребята, обратитесь к своим листкам успешности. Отметьте плюсами те критерии, которые удалось вам достичь в ходе сегодняшнего урока. Сколько их всего? Поставьте пожалуйста себе оценку за урок, подпишите листочки и в самом конце урока их сдадите. Учитель: Итак, мы выяснили, что некоторые коранические и библейские притчи и легенды имеют одинаковые сюжеты, общих персонажей. Видимо, и в христианстве , и в мусульманстве много общего. -Чему учат обе религии? И последнее задание.( индивидуальное) Перед вами два текста, прочитайте оба, сравните, сопоставьте, подумайте, и ответьте на следующий вопрос письменно, в виде маленького эссе: « Чему учат эти религии? ( Приложение 5) Выполнение эссе в рабочих тетрадях. Несколько работ зачитываются. Вывод: Обе религии учат добру, любви к ближнему, уважению родителей, запрещают преступления. Поэтому необходимо относится с огромным уважением к религии другого народа, к его культуре и традициям 5.Информация о домашнем задании: Приготовить рисунок на любой коранический или библейский сюжет Этапы проведения урока № Этап, время Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Организационный, 1 мин Приветствие, проверка присутствующих на уроке Полная готовность класса, быстрое включение в деловой ритм 2 Деление на группы 1 мин Поделены по усмотрению учителя заранее, объяснение этой ситуации учителем 3 Объявление и запись темы урока 2 мин Сходство и различие коранических и библейских сюжетов (Слайд 1) Записывают в тетрадь 4 Целеполагание 3 мин Объявление критериев успешности Знакомятся с критериями успешности= задачи, которые нужно выполнить на уроке. 5 Подготовка к изучению нового материала 2 мин Беседа, мотивация к изучению нового материала, обращение к опыту учащихся Ответы на вопросы ( фронтально) 6 Выявление проблемного вопроса(! нельзя заполнить всю таблицу без дополнительной информации!) 4 мин Стратегия «Творческая матрица», стратегия ЗХУ Работа в группах, распределение ролей в группе, роль лидера за сильным учащимся, заполнение таблицы и стикеров 7 Изучение нового материала 5 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа с маркерами, обсуждение в группе Проверка у доски обсуждеия, дополнения 8 Прослушивание суры 1 мин Прослушивание суры Прослушивание суры. 9 Выполнение проблемного задания: сравнение содержания отрывков из коранических текстов и соответствующих библейских притч, нахождение общего и различного 15 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа в группах, заполнение постера общее различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» (каждая группа своим маркером) Стратегия «карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку 10 Вывод по выполнению проблемного задания 2 мин Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально 11 Критериальная самооценка 2 мин Критериальное самооценивание, на основе критериев успешности. Оцененные постеры каждой группы вывешиваются на доску. 12 Рефлексия 5 мин Написание эссе в рабочих тетрадях, некотрые эссе зачитываются 13 Домашнее задание Приготовить рисунок на любой коранический сюжет Приложение 1 Листок успешности_____________________________ • Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит. • Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе. • Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч • Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии • Умею работать в группе, не нарушая установленных правил Листок успешности_____________________________ • Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит. • Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе. • Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч • Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии • Умею работать в группе, не нарушая установленных правил Приложение 2 Заполните таблицу № вопрос У христиан + - ? У мусульман + - ? Хочу знать ? 1 Как называется главная священная Книга? 2 Когда она создана ? 3 Из скольких частей состоит Книга? 4 Как называются эти части? 5 Чем религия отличается от язычества? 6 Имя главного последователя, распространителя учения Бога? Приложение 3 Ислам – религия мусульман, возник в начале 7 века в государстве Аравия . Слово «ислам» арабского происхождения и означает «повиновение, покорность, послушание Аллаху». Аллах - создатель Вселенной, он учит мусульман, как надо жить: в мире и согласии. Сам он невидим, но свои наставления и повеления посылает через пророков. Последним из его посланников был Мухаммад. Пророк Мухаммад высказывал свои мысли, как откровения, переданные ему Аллахом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях, камнях, заучивали наизусть. А после его смерти эти записи составили священную книгу мусульман, которая стала называться «Коран», что в переводе с арабского означает «читать вслух речитативом». По объёму Коран представляет книгу более чем в 500 страниц . Коран состоит из 114 глав, которые называются сурами. Суры состоят из аятов – ритмически завершенных фраз. Приложение 4 Какой библейской притче соответствует содержание сказаний Корана. Что общего и различного? №1. Аллах создал мир. В Коране часто говорится как он это делал. Творил Аллах легко с помощью слова-приказа «Будь!», покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. Суть творения выражается в одной фразе. Она повторяется несколько раз: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне. В Коране особо подчеркнуто, что мир творился легко: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними в шесть дней, и не коснулась Нас усталость» №2 Однажды Аллах решил создать себе «заместителя» на земле – человека. Первый человек был сотворен из праха, «из звучащей глины». Бог придал ему форму и вдохнул в него душу. Первого человека звали Адам. Из его же плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не называет. Ангелам идея нового творения не понравилась. Они упрекали Аллаха: «Разве ты установишь на ней (земле) того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» . Аллах приказал им поклониться человеку. Но один ангел по имени Иблис не стал кланяться, за что был изгнан с небес. Он объявил, что будет вредить людям. Первой жертвой оказался Адам. Вместе с женой он жил в раю. Аллах запретил им подходить к одному из райский деревьев. Иблис нашептал людям, что дерево запрещено им потому, что вкусив его плодов, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха, но вечными не стали. Аллах был разгневан. Адам и его жена были изгнаны из рая на землю. №3 Так же в Коране рассказано о сыновьях Адама, но не названных по именам. Оба принесли жертву Богу, но тот принял ее только у одного. Обиженный Богом разозлился на своего брата и вскричал, что убьет его. Тот же, чья жертва была Аллахом принята, сказал, что, даже если брат поднимет на него руку, чтобы убить, он не поднимет руки в ответ. Он верует в Аллаха, подчиняется ему и не совершит греха. Тогда обиженный убил своего брата, а Аллах послал ворона, который стал разрывать когтями землю, как бы показывая, как скрыть труп. Однако убийца не нашел в себе сил спрятать труп. Он раскаялся в содеянном и не стал подражать ворону. Аллах простил его. С тех пор Аллах внушил людям, что убить человека, если это не наказание за убийство или преступление, – величайший грех. В его контексте практически обосновывается заповедь «не убий». №4 В Коране Нух – один из самых благочестивых людей, когда-либо живших на земле. Нух уговаривал людей поклоняться только Аллаху, ему одному верить и страшиться будущего суда. Эти призывы вызывали насмешки и вражду. Нуха упрекали в том, что он лишь человек и безумец, раз берется поучать знатных людей своего народа. Нуха обвиняли в том, что за ним следуют низкие люди, а он не прогоняет их,угрожали ему . Нух попросил помощи у Аллаха. Аллах внял просьбе Нуха и обещал отомстить. Бог приказал ему строить ковчег. А враги смеялись над ним. Аллах приказал Нуху ввести в ковчег по паре всех живых существ, собственную семью и тех немногих, кто поверил ему. Один из сыновей не захотел плыть с ними, говоря, что спасется на вершине горы. Он утонул со всеми людьми. Потом, по приказу Аллаха прекратились дожди и земля поглотила воду. Вода спала, и ковчег опустился на вершину горы аль-Джуди. Приложение 5 Христианские заповеди: Я, Господь, Бог твой.. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего своего. Заповедь Посланника Аллаха Мухаммада: «...принимайте всецело божественную религию, не делайте раскола. Помните блага, которыми небо снабдило вас. Вы были врагами между собой, оно вложило согласие в сердца ваши, вы стали братьями. Воздайте благодарение благости Его, и дабы, соединенные священными узами, вы призывали людей к истинной вере, подписывали справедливость, запрещали преступления и наслаждались благополучием» (Коран, Сура ІІІ). | |
Просмотров: 3467 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|