Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скриншот ] | 2016-10-28, 3:44 PM |
Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс Название проекта: «Честь и бесчестие на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели проекта (для учителя): формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать произведение и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном произведении; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей (организаторских, дизайнерских). Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в группе, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку героям и их поступкам, произведению в целом. Оборудование: компьютер, проектор, экран. План изучения темы «А.С. Пушкин» и этапы проекта. № урока Тема урока Этапы проекта Время на уроке 1. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика. 2. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. 3. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. 4. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. 5. Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринев и Савельич. 6. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Обсуждение основополагающего вопроса. Выбор тем исследований. Формирование групп для проведения исследований 15 минут 7. Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах 15 минут 8. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о реалистическом произведении. Выработка критериев оценивания итоговых работ (исследований) Дома: самостоятельная работа групп по выполнению исследований До 15 минут 9. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Композиция повести. 10. Урок контроля по творчеству Пушкина. Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание 45 минут Проблемные вопросы: Почему Гринёв – человек чести, а Швабрин бесчестен? Швабрин – человек чести или бесчестия? Пугачёв – человек чести? Представление о чести Маши Мироновой. Люди чести в повести «Капитанская дочка». Что приводит к бессчетным поступкам? Честными рождаются или становятся? На уроке № 6, когда дети знакомы с произведением, учитель предлагает ребятам принять участие в учебном проекте, ставит основополагающий вопрос. Вместе с учащимися формулирует проблемные вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), которые, как правило, и становятся темами самостоятельных исследований школьников. По желанию восьмиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой исследования. Урок № 7. На этом уроке часть времени отводится на работу в группах по теме проекта. Ребята выдвигают гипотезы (свои предположения) по теме исследований, составляют план работы (чтение произведения, изучение дополнительной литературы, опрос общественного мнения, подбор иллюстраций и так далее). Урок № 8. Примерно 15 минут времени уходит на обсуждение единых требований к итоговой работе. Ученики сами предлагают критерии, баллы и форму оценивания их итоговых работ. Если позволяет время, самостоятельную работу по теме исследования и оформление результатов можно проводить на уроке, обычно это 1-2 урока. В данном проекте самостоятельная работа вынесена за рамки урока – на дом. Оформляют результаты дети чаще всего в программе PowerPoint, компьютеры у большинства есть дома. Можно это сделать в школьном компьютерном классе во время, отведённое для самостоятельной работы учащихся в кабинете. Урок № 10. Ученики представляют свои работы (приложение_1), остальные в это время слушают, заполняют лист взаимооценки (приложение_2), высказывают своё отношение к выступлению одноклассников («белые» и «чёрные» оппоненты, то есть отмечают достоинства и недостатки прослушанной работы). Учитель наводящими вопросами (по мере необходимости) связывает выступления с основополагающим вопросом. После выступления всех групп подводятся итоги работы, происходит оценивание. К самостоятельным исследованиям учащихся предъявляются следующие требования: 1. Цель работы. 2. Проблема. 3. Гипотеза. 4. План исследования. 5. Аргументы (доказательства). 6. Вывод. Приложение 3 | |
Просмотров: 869 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|