Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (636.5 Kb) ] | 2016-12-06, 3:31 PM |
Урок - 8 «Б» класс ГУ «СШ им Н.Островского» Каербекова Шолпан Кенжибековна Тема: Связь слов в словосочетании. Цели урока: – образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; рассмотреть трудные случаи управления; – развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас; – воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие. Методы: репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор./Microsoft Offise Word 2010, Microsoft Offise Power Point 2010/ Ход урока 1. Организационный момент. 2. Введение. Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного М.С.Панина (Слайд1) (Запись темы урока на доске и в тетрадях.) Эпиграф: Мир сложен, он полон событий, сомнений, И тайн бесконечных, и смелых загадок, Как чудо природы, является гений И в хаосе этом наводит порядок. О.Н. Смолякова (Слайд 2) – Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете? (Мир огромен, но во власти человека навести порядок. Это делает гений.) – Назовите антонимы. (Хаос, порядок.) – Синонимы? (Тайны, загадки.) (Слайд 3) – Сегодня на уроке мы постараемся навести порядок в наших знаниях о словосочетании и, может быть, раскроем какие-то тайны. Но начнём мы с небольшой проверочной работы в тетрадях. Я даю толкование слова, а вы записывайте само слово. (Слайд 4) 3. Лексический диктант. 1. Слова, близкие по значению (синонимы). 2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст). 3. Человек, обладающий высшей творческой способностью (гений). 4. Наука, изучающая происхождение слов (этимология). 5. Два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу и грамматически (словосочетание). – Проведем взаимопроверку. (Слайд 3) 4. Актуализация домашнего задания. – Вы давно знакомы лично с нашим великим казахстанским ученым-химиком, нашим земляком, выпускником нашей школы Михаилом Семеновичем Паниным. Чем вас удивил этот человек? – Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске). (Слайд 4) Панин великий учёный прославивший казахстанскую науку. (Знаки препинания не расставлены.) – Проверка. Объясните постановку тире. (Слайд5) – Почему стоит запятая? – Назовите в этом предложении словосочетания. (Великий учёный, прославивший науку, казахстанскую науку .) (Слайд 6) – Почему не назвали “Панин-ученый ”? (Это предложение.) 5. Фронтальный опрос. – В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание? – Что такое словосочетание? – Как определить главное и зависимое слова? – С какими видами связи слов в словосочетании мы познакомились на прошлом уроке? – Что называется согласованием? – Что называется управлением? – Что называется примыканием? (Слайд 7) – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой "Связь слов в словосочетании”. (Слайд 8) Ученик читает текст). 6. Углубление знаний. Работа с текстом. 1. Панин М.С.- это крупный казахстанский учёный – химик, биолог, геолог, эколог 2. Родился он 27 января 1940 года в селе Камышенка в небогатой семье. 3. Он был младшим четвертым ребёнком в семье. 4. Отец после рождения сына ушел на фронт и на плечи матери легли все заботы. 5.Она, заметив необыкновенные способности Михаила, отдала его учиться в среднюю школу в сорока километрах от дома . 6. А после окончания школы в педагогический институт, где он учился с удивительным старанием. 1) Чтение текста учащимся. 2) Объясните орфограммы в словах. 3) Найдите в этом тексте словосочетания по схемам, данным на доске, запишите их в столбик. 2 предложение. Гл.+сущ.пр.пад. упр. Допол. 2 предложение. Прил.+сущ.пр.п. согл. Опред. 4 предложение. Гл.+сущ.вин.пад. упр. Допол. 5 предложение. Гл.+гл. н.ф. неделимое с/с, 5 предложение. Гл.+ деепр. прим. Обст. 3 предложение. Числ.(пор.)+сущ, согл. Опред. Один учащийся работает у доски. родился в селе в небогатой семье легли на плечи отдала учиться отдала, заметив четвертым ребёнком 4) Определить вид связи слов в словосочетании. Докажите. Учитель. – Мы выполнили синтаксический разбор словосочетания. – Миша Панин был четвертым ребёнком в семье, и никто тогда не представлял себе, что он, спустя много лет, станет великим человеком. – Как вы думаете, благодаря чему он стал известным ученым? (Усердию, старанию, прилежанию.) Словарно-орфографическая работа. Учился М.С.Панин с особым прилежанием и окончил Семипалатинский педагогический институт с отличием. Стал научным сотрудником, а потом – преподавателем в институте. (Слайд 9) – Объясните написание и в слове прилежание, е – в слове преподавать. – Сообщение ученика о происхождении слов. (Слайд 11,11) – В каком словаре можно узнать о происхождении слов? (В этимологическом.) – Да ,М.С.Панин, оказывается, преподает в институте, т.е. передает свои знания студентам. (Слайд 12) - К какому стилю отнесем данный фрагмент текста? (К научному) - А почему не к публицистическому? - Много научной лексики- биогеохимия, радионуклиды, монография, тяжелые металлы. – Когда я спросила М.С.Панина, почему именно химия стала первой и единственной наукой, которой он посвятил свою жизнь, он рассказал мне историю Д.И.Менделеева, гения науки, который стал идеалом для Михаила Семеновича. Он услышал её на своем первом уроке химии в нашей школе. Чтение учащимся текста об истории создания периодической системы. ) История об открытии Менделеевым периодического закона во сне основана на реальных фактах, рассказанных А.А.Иностранцевым. Как-то он зашёл к Менделееву в кабинет и застал Дмитрия Ивановича в мрачном состоянии. Менделеев пожаловался: “Всё в голове сложено, выразить таблицей не могу”. А несколько позже выяснилось, что он трое суток, не ложась спать, работал у своей любимой конторки, но попытки скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу оказались неудачными. В конце концов, учёный крайне утомлённый лёг спать. “Вижу таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги,”-вспоминал он. (Слайд 13) – Посмотрим на написанную самим автором открытия рукописную табличку. К тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомным весом (сейчас их почти вдвое больше). Идея расположить элементы по порядку возрастания их атомного веса совершенно естественна и банальна. Сложнее было заметить периодические закономерности в этом ряду. Свою таблицу Д. Менделеев создал в 35 лет. – Что означает слово скомбинировать? (Соединить, собрать.) – Как называется данный ряд слов? (Синонимы.) – Для какого стиля речи характерно слово “скомбинировать”? – Составьте словосочетания с разными видами связи со словом скомбинировать. Можно ли с этим словом составить словосочетание со связью согласование? Образуйте однокоренное слово и составьте. (Скомбинировать результаты, скомбинированный результат, хотел скомбинировать.) Проверочная работа по карточкам. Самопроверка. Раздаются карточки с дифференцированными заданиями по вариантам – красные, синие, зелёные. Учитель. Сейчас познакомимся с материалом, который надо запомнить. Запишем два примера. Чем они отличаются? (Слайд 15,16) – Если количественное числительное в именительном падеже, то оно всегда будет главным словом в словосочетании, связь – управление; в другом падеже – зависимое слово, связь – согласование. – Выполняем упр.№66. 7. Итог урока. Чтение эпиграфа. Тему рассматривали на примере текста о жизни нашего земляка М.С.Панина и великого учёного Д.И. Менделеева. Их стремление к новому, неизведанному – пример для нас. Посмотрим, установился ли порядок в наших знаниях о словосочетании. Тест. (Слайд 17) 8. Оценивание. 9. Релаксация. Что для вас показалось трудным? 10. Домашнее задание: § 8 ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (УПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ),написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с М.С. Паниным (слайд 18) Всего доброго!(Слайд19)- встреча учеников 8 «Б» с академиком Паниным на научно-практической конференции.в ГУ «СШ им Н.Островского» | |
Просмотров: 599 | Загрузок: 20 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|