Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества
2017-05-21, 6:20 AM
Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества

Кокош И.Н.

район Шал акына, г. Сергеевка, школа-гимназия им.Е.А.Букетова

Образование-это мир человека,
и он должен быть достойным его,
чтобы, находясь в нем,
человек мог улучшать и мир,
и себя в нем.
А.М.Новиков, академик РАО

Реформирование системы образования в Республике Казахстан направлено не только на повышение качества образования, но и на приведение его в соответствие с современными общеевропейскими требованиями.
Смысл современного образования-в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности. Смысл организации образовательного процесса – в создании условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения проблем (О.Е.Лебедев. Шк. технологии,2004,5)[I]
Приоритетными направлениями в образовательной политике многих государств, в том числе и Казахстана, стало стремление интегрироваться в европейское образовательное пространство.
В Европейской квалификационной системе определены восемь базовых компетенций:
• уметь общаться на родном языке;
• уметь общаться на иностранных языках;
• уметь проявлять навыки по элементарной математике и компетенции в науке и технологии;
• уметь проявлять компетенции в области цифровых технологий/информационные компетентности;
• уметь учиться;
• уметь проявлять межличностные, межкультурные, социальные и гражданские компетенции;
• уметь проявлять навыки предпринимательства;
• уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры.
В формировании данных компетенций ведущая роль отводится учителю. Компетентностный подход « по-новому определяет уровень образованности в современных условиях как способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, действовать в ситуациях неопределенности. Акцент смещается в сторону развития способностей использовать полученные знания». [I] Решение проблемы требует изменений в структуре организации образовательного процесса и в его технологии.
Есть два пути решения проблемы: как простому учителю в короткий срок освоить компетентностный подход в образовании – через систему повышения квалификации и через самообразование.
В основе и первого, и второго пути должно быть заложено следующее:
- потребность и готовность учителя к переходу от традиционных методов обучения к современным;
- овладение педагогами новыми педтехнологиями;
- освоение технологии построения современного урока.
Реформа системы среднего образования предполагает разработку новой национальной модели школьного образования, которая будет отличаться от старой иной методической системы обучения.
В связи с этим, «в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных путей и способов организации учебно-воспитательного процесса, формирование познавательного интереса, мотивов учения школьников и воспитание общественно-активной личности»[II]. Овладение современными педагогическими технологиями-одна из важнейших задач, стоящих перед учительством страны.
Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой. На сегодняшний день одними из самых современных и продуктивных являются информационные технологии. Они способствуют развитию ключевых компетенций, как учащихся, так и учителя. Известно, что учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве. Отсюда возникает проблема: не каждый учитель в совершенстве владеет ИКТ.
В условиях глобализации, когда происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция, необходимо овладевать информационными технологиями.
Информационные технологии «позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков».[IV]
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам;
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• развивают творческий потенциал учащихся;
• осовременивают урок;
• формируют иную, чем на традиционных уроках, культуру поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
В условиях современного информационного общества, - общества основанного на знании, - образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя, они должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, должны быть направлены на выработку устойчивой мотивации к учению.
Для этого нужно не просто повышать свою педагогическую квалификацию, а постепенно менять представление о системе преподавания в целом, отходить от традиционной системы, осваивать новый, компетентностный подход в образовании.
Образование стоит сегодня перед вызовом. Суть этого вызова «состоит в необходимости в изменении ориентации человека в мире, в необходимости формирования нового типа мышления, нового понимания человеком своего места в истории, обществе и мире».[III]
Современный учитель становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником. Его задача - «помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это». [III]. Следовательно, методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
В книге Г.А.Рудик «Компетентностный подход в образовании» современный урок рассматривается в пяти проекциях:
1. На современном уроке следует отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа-общество - человек».
2. На современном уроке следует отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний.
3. На современном уроке следует не «разжевывать» знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей.
4. На современном уроке следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни.
5. На современном уроке следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости.
С точки зрения данных проекций нужно подходить к каждому уроку.
В заключение хотелось бы привести слова Данильченко В.М.,доцента кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре педагогического университета: «Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век-просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача, воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей».[V]
Список литературы
1.Сборник «Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности в условиях специализированной школы для одаренных детей. - Петропавловск,2007
2.Менеджмент в образовании. Информационно-методический вестник РИПК СО. - Алматы,1999
3.Г.А.Рудик Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы). - Монреаль,2012
4. Энциклопедия педагогических технологий. - С.-П.:Каро,2002
5. Полемика: Электронный журнал, 2002 выпуск, 13
6. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, ГОСО РК 2.3.4.01-2010
Категория: Психология | Добавил: 28041974
Просмотров: 928 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-26, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru