Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2017-05-21, 6:20 AM | |
Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества Кокош И.Н. район Шал акына, г. Сергеевка, школа-гимназия им.Е.А.Букетова Образование-это мир человека, и он должен быть достойным его, чтобы, находясь в нем, человек мог улучшать и мир, и себя в нем. А.М.Новиков, академик РАО Реформирование системы образования в Республике Казахстан направлено не только на повышение качества образования, но и на приведение его в соответствие с современными общеевропейскими требованиями. Смысл современного образования-в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности. Смысл организации образовательного процесса – в создании условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения проблем (О.Е.Лебедев. Шк. технологии,2004,5)[I] Приоритетными направлениями в образовательной политике многих государств, в том числе и Казахстана, стало стремление интегрироваться в европейское образовательное пространство. В Европейской квалификационной системе определены восемь базовых компетенций: • уметь общаться на родном языке; • уметь общаться на иностранных языках; • уметь проявлять навыки по элементарной математике и компетенции в науке и технологии; • уметь проявлять компетенции в области цифровых технологий/информационные компетентности; • уметь учиться; • уметь проявлять межличностные, межкультурные, социальные и гражданские компетенции; • уметь проявлять навыки предпринимательства; • уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры. В формировании данных компетенций ведущая роль отводится учителю. Компетентностный подход « по-новому определяет уровень образованности в современных условиях как способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, действовать в ситуациях неопределенности. Акцент смещается в сторону развития способностей использовать полученные знания». [I] Решение проблемы требует изменений в структуре организации образовательного процесса и в его технологии. Есть два пути решения проблемы: как простому учителю в короткий срок освоить компетентностный подход в образовании – через систему повышения квалификации и через самообразование. В основе и первого, и второго пути должно быть заложено следующее: - потребность и готовность учителя к переходу от традиционных методов обучения к современным; - овладение педагогами новыми педтехнологиями; - освоение технологии построения современного урока. Реформа системы среднего образования предполагает разработку новой национальной модели школьного образования, которая будет отличаться от старой иной методической системы обучения. В связи с этим, «в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных путей и способов организации учебно-воспитательного процесса, формирование познавательного интереса, мотивов учения школьников и воспитание общественно-активной личности»[II]. Овладение современными педагогическими технологиями-одна из важнейших задач, стоящих перед учительством страны. Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой. На сегодняшний день одними из самых современных и продуктивных являются информационные технологии. Они способствуют развитию ключевых компетенций, как учащихся, так и учителя. Известно, что учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве. Отсюда возникает проблема: не каждый учитель в совершенстве владеет ИКТ. В условиях глобализации, когда происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция, необходимо овладевать информационными технологиями. Информационные технологии «позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков».[IV] Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • повышают интерес к урокам; • активизируют познавательную деятельность учащихся; • развивают творческий потенциал учащихся; • осовременивают урок; • формируют иную, чем на традиционных уроках, культуру поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей. В условиях современного информационного общества, - общества основанного на знании, - образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя, они должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, должны быть направлены на выработку устойчивой мотивации к учению. Для этого нужно не просто повышать свою педагогическую квалификацию, а постепенно менять представление о системе преподавания в целом, отходить от традиционной системы, осваивать новый, компетентностный подход в образовании. Образование стоит сегодня перед вызовом. Суть этого вызова «состоит в необходимости в изменении ориентации человека в мире, в необходимости формирования нового типа мышления, нового понимания человеком своего места в истории, обществе и мире».[III] Современный учитель становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником. Его задача - «помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это». [III]. Следовательно, методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться. В книге Г.А.Рудик «Компетентностный подход в образовании» современный урок рассматривается в пяти проекциях: 1. На современном уроке следует отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа-общество - человек». 2. На современном уроке следует отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний. 3. На современном уроке следует не «разжевывать» знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей. 4. На современном уроке следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни. 5. На современном уроке следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости. С точки зрения данных проекций нужно подходить к каждому уроку. В заключение хотелось бы привести слова Данильченко В.М.,доцента кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре педагогического университета: «Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век-просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача, воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей».[V] Список литературы 1.Сборник «Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности в условиях специализированной школы для одаренных детей. - Петропавловск,2007 2.Менеджмент в образовании. Информационно-методический вестник РИПК СО. - Алматы,1999 3.Г.А.Рудик Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы). - Монреаль,2012 4. Энциклопедия педагогических технологий. - С.-П.:Каро,2002 5. Полемика: Электронный журнал, 2002 выпуск, 13 6. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, ГОСО РК 2.3.4.01-2010 | |
Просмотров: 928 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|