Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (158.4 Kb) · Скриншот ] | 2017-05-28, 8:20 AM |
Введение Тенденции современного развития школы заключаются в переходе от директивной педагогики к педагогике сотрудничества, от субъект-объектных ценностных отношений к субъект-субъектным, от видения в ребёнке просто ученика, которого нужно обучить до видения в нём человека, который может и должен научиться сам в общении и сотрудничестве с учителем. Для общества и системы образования республики характерны все более углубляющиеся процессы реформирования. Утверждается гуманистическая философия образования, обращенная к человеку как к ценности. Происходит переход от традиционной педагогики «знаний, умений, навыков» к педагогике развития личности, переориентация сознания руководителей от ценностей парадигмы «иерархии власти» к ценностям парадигмы «соучастия, сотрудничества». Этап разработки концептуальных подходов сменяется этапом их реализации и уточнения. Поэтому именно сейчас становятся наиболее актуальными вопросы выбора форм и методов управления педагогическим и ученическим коллективами. Данные тенденции в непростых условиях прокладывают себе путь в школьной практике. Но, тем не менее, они повышают требования к компетентности и учителя и руководителя школы и особенно повышают требования к их социально-психологической компетентности. Социально-психологическая компетентность предполагает не только широкую информированность по соответствующим психологическим вопросам, но и целый комплекс умений, обеспечивающих адекватную, быструю ориентацию в многочисленных разнородных ситуациях общения, регуляцию взаимоотношений с людьми, решение межличностных и внутри личностных конфликтов, профилактику и остановку развития неврозов. Данные умения, качества могут быть сформированы только в совместной деятельности, в диалоге. Это необходимое условие формирования социально-психологической компетентности. Активные формы и методы управления в большей или меньшей степени и служат организации такой совместной деятельности, профессионального диалога. Активные формы и методы управления коллективом представляют собой одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности членов педагогического коллектива. Происходит это за счёт залаженного в них принципа непосредственного участия, благодаря которому все участники совместной работы становятся деятелями и мыслителями. Другими словами, говоря, активные формы и методы управления педагогическим коллективом превращают его членов в субъектов, которые в свою очередь через механизм психологической проекции проявляют свои свойства, психологические качества, состояния в процессе совместной деятельности, и в тоже время постигают их значения, т.е. осознают. Преимущества активных форм и методов управления педагогическим коллективом как форм совместного профессионального обучения состоят в том, что они: способствуют развитию у членов коллектива умений принимать самостоятельные решения, быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, творческое воображение; позволяют моделировать типичные жизненные ситуации, в ходе разбора которых, члены коллектива ведут совместный поиск оптимального решения, мобилизую теоретические знания и практический опыт друг друга; дают возможность создания в коллективе атмосферы раскованности, эмоционального подъёма, помогают членам коллектива проявить себя и тем самым лучше узнать друг друга. Поэтому активные формы и методы управления педагогическим коллективом используются и как средства первичной диагностики его членов. Кроме того, активные формы и методы управления педагогическим коллективом формируют познавательную мотивацию его членов, т.е. формируют у них потребность в новых знаниях. А такая потребность возникает тогда, когда встречаются затруднения. Это значит, что активные формы и методы управления реализуют принцип развивающего обучения, который ориентирует членов коллектива не на расширение объёма знаний, а на поиск, разработку и освоение новых решений проблемных ситуаций. Таким образом, использую активные формы и методы управления педагогическим коллективом школы можно получить результаты трёх типов: 1. Содержательный: идеи, решения сложных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов. 2. Социально-психологический: консолидация, объединение коллектива. 3. Учебный – освоение членами коллектива новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений. Решения, полученные в ходе совместной деятельности, как правило, глубже и обоснованнее выработанных традиционными способами. Управление педагогическими коллективами школ имеет свою специфику, связанную с проблемами, возникающими в управленческой и педагогической деятельности коллектива школы. Эта специфика и определяет выбор активных форм и методов управления педагогическим коллективом школы. 1. Первичная диагностика коллектива. Организационно-деятельностная игра «Полёт на Луну» (№1) решает следующие диагностические задачи: • выявление лидеров и аутсайдеров в коллективе; • выявление характера взаимоотношений в коллективе; • выявление группировок и их лидеров; • выявление характера взаимодействия между лидерами; • выявление стиля лидерства; • выявление критериев оценки людей, доминирующих в коллективе; • определение аналитических способностей (уровня мышления) членов коллектива и способов принятия управленческих решений. 2. Выявление проблем школы и определение путей их решения. ОДИ «Вертушка делового общения (№2) – её цель – организовать совместную деятельность членов педагогического коллектива по выявлению актуальных проблем школы и поиску путей их решения. 3. Анализ урока. ОДИ «Многоаспектный анализ урока» (№3) направлен на диагностику способности педагогов анализировать урок и даёт возможность взглянуть на урок с разных точек зрения, максимально объективно и предметно. 4. Решение профессионально значимых коммуникативных проблем учителя. Деловая игра «Анализ трудных ситуаций общения» (№4) решает следующие задачи: • диагностирует ценности и смыслы, типы мышления, профессиональный образ мира учителя; • помогает осознанию психологической проблемы учителя, лежащей в основе трудных ситуаций учителя; • помогает наметить нравственно обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы. 5. Изучение отдельных трудных случаев из педагогической практики учителей. Форма групповой работы «Баллинтовские группы» (№5) решает следующие задачи: • даёт технологию обсуждения (анализа) конкретной ситуации; • даёт различные точки зрения на трудную ситуацию, а значит и информацию к размышлению, т.е. «подсказки» для принятия решения. 6. Диагностико-коррекционная работа. Различные виды социально-психологического тренинга (№№6,7), позволяющие: 1. сделать более адекватной самооценку личности педагога; 2. расширить репертуар межличностных ролей; 3. увидеть индивидуальные различия в поведении и способах понимания; 4. избавиться от навязчивой работы и принудительной силы механизмов межгруппового типа (предубеждения, предрассудки, стереотипы). 7. Нетрадиционные методы проведения педагогического совета (№8). | |
Просмотров: 763 | Загрузок: 14 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|