Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

«Актуальные проблемы инклюзивного образования»
[ Скачать с сервера (365.4 Kb) · Скриншот ] 2018-12-25, 3:48 PM
«Актуальные проблемы инклюзивного образования»

О.В.Малахова, Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 24 г. Темиртау»

В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий.
С. Стабс

Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим.
Юзи Майлз

Демократические преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии, интеграция в единое информационно - образовательное пространство кардинально изменили требования к образованию.
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, активизируют инновационную деятельность.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» [1]особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В условиях внедрения новой модели образования вновь возрос интерес к обучению и воспитанию как к процессу развития личности. Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками [2].
Растет число детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РК» [5].
В КГУ «Общеобразовательной средней школе № 24 г. Темиртау» классы инклюзивного образования (классы коррекционно- развивающего обучения для детей с задержкой психического развития) образованы в 1994 г.
Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие [4]:
- Каждый имеет право на образование.
- Все дети могут учиться.
- Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
- Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
- Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
- Различия естественны, ценны и обогащают общество.
- Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.
- Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
- Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь.
Как же реализуется внедрение инклюзивного образования в нашей школе?
В классах КРО (коррекционно – развивающее обучение) для детей с ЗПР (задержка психического развития) осуществляется их социализация; создание активной поведенческой установки на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями. Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Однако, как показывает практика нашей школы, что многие родители боятся отдавать своих детей в систему коррекционно - развивающего обучения (классы КРО) в силу своей некомпетентности в данном вопросе. Мы, учителя – дефектологи - Сердюкова Е.В, Карпушова Г.В., Малахова О.В., психолог – Вдовина Н.Ю., логопед – Мавлеева А.О. решаем этот вопрос следующим образом: приглашаем родителей и детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) не только нашей школы, но и близ лежащих к нам школ, на День открытых дверей и рассказываем об Организации коррекционно- развивающего обучения в классах КРО для учащихся с ОВР, разъясняем нормативно- правовые аспекты коррекционно- развивающего обучения, направления нашей коррекционно- развивающей работы.
Логопедический пункт КГУ «ОСШ № 24» основан в 1994 году.
Логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера в освоении общеобразовательных программ.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
Задачи:
- Выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики речевого развития.
- Разработка дифференцированных методов и средств устранения дефектов речи.
- Коррекция недостатков речевого развития учащихся на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.
- Профилактика речевых недостатков путем консультация, бесед и информирования всех субъектов коррекционного процесса.
- Развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и коммуникативных тренингов).
Основные направления деятельности логопедической службы
Диагностическое Организационно-методическое Коррекционно- развивающее Профилактическое
1.Обследование устной и письменной речи.
2.Составление коррекционной программы.
3.Планирование логопедических занятий. 1.Участие в работе городского и школьного МО.
2.Проведение открытых логопедических занятий.
3.Повышение квалификации, знакомство с передовым опытом и т.д.
4.Улучшение оснащения логопедического кабинета. 1. Индивидуальная и групповая работа с учащимися.
2.Коррекция познавательной деятельности и ВПФ. 3.Работа с родителями.
2.Информирование педагогов о результатах работы.
3.Консультирование.

Модель деятельности психолога начальной школы и классов КРО:


Виды деятельности
Диагностическая деятельность Коррекционно- развивающая деятельность Просветительская деятельность Консультационная деятельность

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся классов КРО
Цель: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей с ЗПР.
Задачи:
- помощь в адаптации к школьным условиям;
- развитие эмоциональной регуляции поведения;
- повышение уверенности в себе;
- формирование коммуникативных навыков;
- обучение приемам снятия напряжения;
- снижение тревожности и страхов;
- формирование позитивной моральной позиции.

Программа по развитию и коррекции психических процессов
у учащихся классов КРО
Цель: повышение уровня развития высших психических функций.
Задачи:
- Формирование устойчивого интереса к учению.
- Создать необходимые условия для преодоления недостатков в развитии внимания.
- Целенаправленно вырабатывать рациональные приемы умственной деятельности.
- Тренировать «западающие» виды памяти.
Учащиеся 1-х классов по каким-либо причинам, не усвоившим программу 1-го класса, направляются на обследование в ПНД (психоневрологический диспансер) г. Темиртау. На данном этапе проводится обследование специалистами: психоневрологом, психологом, психиатром. На основании справок- заключений ВКК мы принимаем учащихся в классы КРО, создавая им оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития, согласно образовательной программе, рекомендациям городского ПНД, разрабатываем индивидуальные маршруты, программы сопровождения. В учебный план и план воспитательной работы вводим оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.
Далее нашей ППС (психолого-педагогической службой) проводится комплексная диагностика возможностей и способностей развития учащегося для предупреждения возникновения проблем развития и обучения. На основе полученных результатов разрабатывается, составляется и реализуется индивидуальная программа коррекции и развития учащегося, адаптация образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающегося. Организуется взаимодействие и взаимопонимание между всех участниками учебно-воспитательного процесса, работающими с учащимися с ОВР.
После составления индивидуально- образовательных и коррекционных маршрутов учащихся составляются списки групповых и индивидуальных занятий по уровню развития познавательных процессов, по ведущему нарушению и «зоны ближайшего развития» учащихся. На протяжении всего обучения с учащимися с ОВР проводятся групповые (2 раза в неделю, по 30 минут для каждой подгруппы) коррекционно - развивающие занятий по развитию познавательных способностей, занятия по восполнению пробелов в знаниях учащихся по русскому языку, математике и чтению. Такие занятия проводит сам учитель- дефектолог. Также проводятся 1 раз в неделю 15-минутные индивидуальные коррекционно - развивающие занятия со слабоуспевающими учащимися, с выраженными «западающими зонами в развитии» по предметам. Занятия индивидуальные и групповые проводит и психолог по коррекции и развитию познавательных процессов, ЭВС, по преодолению и коррекции поведенческих расстройств, по запросу учителя- дефектолога. В процессе обучения, развития и воспитания учащихся с ОВР учителя- дефектологи, психологи, логопеды школы вносят при составлении календарно- тематического планирования коррекционные компоненты, повышающие эффективность проводимых занятий и уроков, внеклассных мероприятий. На протяжении всего обучения и развития учащегося действует слаженная, согласованная деятельность всех заинтересованных членов коррекционно- образовательного процесса. Все участники коррекционно- образовательного процесса ведут и отслеживают динамику каждого учащегося, наблюдают за ним в течение всего учебного занятия, вносят коррективы и рекомендации в программу ИОМ ребенка. 2 раза в год (сентябрь, май) проводится оценка эффективности проводимой коррекционно - развивающей работы учителями- дефектологами, психологами, логопедами, воспитателем ГПД. Проводится комплексная оценка результативность проведенной коррекционной работы с каждым учащимся, обозначается дальнейшее прогнозирование ИОМ на следующий учебный год, составляется прогноз дальнейшего развития каждого учащегося при выходе из начальной школы в среднее звено.
Однако остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в нашей школе:
- Некорректное отношение к детям с ОВР со стороны сверстников, учащихся начальной школы, старшеклассников.
- Отсутствие курсов ПК учителей- дефектологов, учителей классов КРО, логопедов, психологов, работающих с учащимися данной категории.
- Плохая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.
- Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в нашей школе не созданы условия для таких детей.
- Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволил бы включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
- Отсутствие нормативно-правовой базы, обучающих материалов для учителей- дефектологов, осуществляющих коррекционно - развивающую деятельность.
На педагогов коррекционных ОО возлагается организация просветительской работы, т.к. педагогам общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений предстоит овладеть дефектологическими знаниями и специальными дефектологическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями развития.
Организация инклюзивного образования реализовывается через тесное взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов: родителей, педагогов, специалистов.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Используемые источники:
1. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana_1339760819
2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 //Казахстанская правда. - 2010. - № 153-154. - С. 10-12. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118
3. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-4444
4. http://inclusion.kz/
5. http://collegy.ucoz.ru/publ/23-1-0-9587
6.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747
Категория: Психология | Добавил: MO0879
Просмотров: 474 | Загрузок: 18 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru