Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2019-08-25, 5:08 PM | |
Проблемы адаптации школьников к условиям обучения в первом классе. Рекомендации родителям. Ваш ребенок, наконец, пошел в школу. Многие родители при этом волнуются так, будто сами опять идут в школу. При этом размываются личностные границы всех членов семьи. Это прямо до того на слуху, что никто и не замечает неправильности: «Мы поступили в школу», «у Нас отличная/ужасная учительница», «Нам столько задают!». Объективные поводы для волнения действительно есть — сможет ли ребёнок адаптироваться в классе, сможет ли усваивать информацию и так далее. Но часто такое волнение принимает гипертрофированные формы и оборачивается чрезмерной заботой: ребёнку нужно обязательно нанять няню и репетитора, отправить на кучу кружков – чем больше, тем лучше, чтобы не было свободной минуты. Но родители забывают, а может и не догадываются, что первый класс — это совсем не про учёбу, а про пробуждение интереса к ней, и об этом нужно помнить, прежде всего. Главное в первом классе – не отбить у ребенка желания учиться. 1. Не нужно записывать ребёнка сразу на все кружки. Обнаружив в школе массу дополнительных занятий, амбициозные родители почему-то стремятся отдать ребёнка сразу всюду. Как будто количество «творческих» развлечений автоматически делает из их ребёнка выдающегося танцора, шахматиста и художника. Иногда и сам первоклашка ныряет с разбега во все эти приятности и активности: и то хочу, и это, а ещё же есть не охваченные весельем выходные! На самом деле средний семилетка может выдержать максимум один кружок из разряда «изо/шахматы/вокал». Плюс одну очень среднюю спортивную секцию. Если секция серьёзная (четыре-пять раз в неделю), а «сидячих» занятий больше, чем два часа в неделю, родители рискуют быстро исчерпать физические возможности своего первоклассника. Ему и так тяжко приходится: новый коллектив, новые правила, огромные массивы новой информации. Больше всего он нуждается сейчас в полноценном отдыхе после школы и в посильной беготне на улице. Не в «физических нагрузках», не в «развиваем мелкую моторику». Всё, поздно, что могли — уже развили, сейчас время для использования. Физическая усталость влечет за собой эмоциональные нарушения, ребенок уже не бежит с радостью в школу, не делиться с родителями школьными радостями и переживаниями, а за тем появляется и отрицание «Не хочу, не буду!» А всё потому, что ваш первоклассник устал, и физически, и психологически, и морально. 2. Не нужно сразу усаживать за уроки после школы Это самый быстрый путь к потере интереса к учёбе. Чтобы усвоиться, новая информация должна «полежать на полочке», настояться. Поэтому после уроков надо гулять, играть, слушать сказки и общаться с друзьями и родителями. А не писать бесконечные ряды палочек и крючочков. Нужны настольные игры, игры в слова, устный счёт тренировать на конфетах и ступеньках, правописание и чтение — на рекламных вывесках и меню в кафешке. Учёба — это интересно и весело, по крайней мере, в ваших силах так сделать. На просторах интернета очень много разнообразных упражнений, которые помогут «учиться играя». 3. Не нужно, проходя программу, забегать вперёд. Ещё одна типичная ошибка, смысл которой мне до конца не понятен. Вот знаете, одно дело, когда ребёнок, уже хорошо умеющий читать и писать, сам открывает свеженькие, только что полученные учебники и к вечеру уже все прочёл. А другое дело, когда вы пытаетесь запихнуть в него содержание следующей темы, чтобы ему на уроках легче жилось. Спорно это. Кому-то действительно поможет, но таких единицы. А кому-то вы окажете медвежью услугу: учительница-то объясняет по-другому! Да и не прибавит любви одноклассников такой «всезнайка». Ну и наконец, современная школа так сильно отличается от школы нашего детства, что родители иногда не в силах разобраться в программе даже второго класса. Удержаться от нелестных комментариев в этот момент могут не все родители, вот и получается, что ребенок, который бежал в школу за «разумным и вечным» слышит от самых дорогих людей – «что за бред написан в книжке?» И как после этого не потерять желания учиться? 4. Не нужно нанимать репетиторов Я не беру тяжёлые случаи, когда человеку показана помощь специалистов — логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Но обычные дети в состоянии осваивать программу первого класса без посторонней помощи. И задача родителей научить детей учиться, быть готовыми своевременно предложить свою помощь. Особо рьяные родители с гордостью заявляют, что их дети за первый год дополнительно прошли программу первого и второго класса. Ну и что? В лучшем случае ребенок потеряет интерес к учебе, так как на уроке познавательная активность будет минимальна «он это уже знает», а в худшем: тики, энурезы, расстройство пищевого поведения, страхи, навязчивые действия... Все признаки нервного истощения и стресса. Оно того стоило? Задача ребенка в первые полгода в школе — адаптироваться к новым условиям жизни, найти друзей, приспособиться к учительнице и не потерять желания учиться!. Буквы он выучит по-любому, считать и писать научат всех без исключения, а также рисовать, петь, бегать за мячом... Школьный период – один из самых сложных в жизни человека, никогда и нигде больше он не будет находиться в ежедневной ситуации оценивания своих знаний, умений, навыков, как в школе. Так давайте, родители, постараемся не усложнять жизнь своих первоклашек. В общем-то, это всё. Сапрыкина И.В., практический психолог. | |
Просмотров: 285 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|