Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (39.3 Kb) ] | 2012-04-22, 3:39 PM |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЧУВСТВО ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЧАСТЬ II 4.5.1. Работа А.Т. Злобина К классификации эмоций (1991 г.) В своей работе А.Т.Злобин предлагает классификацию эмоций, основанную на потребностях человека, объединив последние в объективно и последовательно (интегративно) возникающие у каждого здорового человека уровни. Всего автор выделяет шесть таких уровней, разделив их на два подуровня: Материальные потребности (нужды): 1) физиологические (дыхание, питание, движение, координация, сон, экскретация); 2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита); 3) добыча средств к существованию (жилище, пища, одежда и др.). Духовные потребности (запросы): 4) общение (обязанности, права и др.); 5) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.); 6) самоутверждение (уважение, признание, власть). Далее по логике рассуждения автора следует, что каждому уровню потребностей, по-видимому, соответствует и определенная «базисная» (преобладающая) эмоция. Исходным системообразующим компонентом своей модели аппарата эмоций Злобин считает эмоцию страха (Сх) соотнеся её с физиологическими потребностями; следующая эмоция грусть (Гр) соответствует потребности продолжения рода; третья негативная эмоция – гнев (Гн) – добыче средств к существованию. Далее происходит перелом и следуют эмоции положи-тельные. Первая из них-– стыд (Сд), характерная только для человека, характеризует, по мнению автора, общение; эмоция радости (Рд) связана с самовыражением; бесстрашие (Бс) с самоутверждением. (Бесстрашие, по предложению Злобина, категория, характери-зующая отсутствие каких бы то ни было эмоций) Исходя из вышесказанного, автор предлагает следующую матрицу: Таким образом, Злобин выделяет 36 основных эмоций. Все остальное, включая гордость, благодарность, уважение, совесть, злорадство, автор относит к чувствам, считая неправо-мерным смешивание этих двух понятий. Чувства (по Злобину) – это высший продукт развития эмоций. Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость (например, чувство любви, чувство благодарности и др.). Вместе с тем, автор полагает, что чувства всегда отражаются в эмоциях. Так, любовь может вызвать у индивида целую гамму эмоций: страх её утратить, грусть при расставании, радость при встрече и т.д. 4.5.2. Теория дифференциальных эмоций И. Изарда Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими, работами ученых, которые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом полагали, что эмоциям принадлежит центральное значение в мотивации, социальной коммуникации, познании и действии. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений: 1. Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования. 2. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. 3. Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. 4. Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую. 5. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние. (Подробнее см. Приложение 10) К каждому из этих взаимодействий, представленных в колонках А-В можно добавить гомеостатические функции, познавательные и моторные действия. Это образует эмоционально-когнитивное взаимодействия: Г. Примеры эмоционально-когнитивных взаимодействий: 1. интерес-экстраверсия-мышление 2. интерес-удовольствие-интроверсия-воображение 3. гнев-отвращение-презрение-экстраверсия-« недружелюбные мысли» а) Почти для всех фундаментальных эмоций дано 2 термина. Это сделано для того, чтобы показать изменчивость фундаментальных эмоций по интенсивности. б) Это не исчерпывающий список. в) Имеются некоторые основания для разделения стыда и застенчивости, но эмпирической основы пока нет. г) Любое взаимодействие, представленное в колонках А-Г может быть либо гармоничным, либо конфликтным. 5. Закрепление изученного материала. Практический блок. 5.1. Мимическое выражение эмоций Работа с схематичными изображениями проявления эмоций. Вариант 1. Учитель по очереди демонстрирует круги, на которых стилистически изображены лица людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева, страха (см. Приложение 11) Вариант 2. Учитель раздает учащимся заранее заготовленные круги белой бумаги, изображающие человеческое лицо и предлагает изобразить на них различные эмоции. Обсуждение. Вывод: мы можем по выражению лица собеседника определить в каком эмоциональном состоянии он находится. Оговорка: если только собеседник эмоциональный человек, а не разведчик или шпион, который умеет скрывать свои эмоции. 5.2. Работа с репродукциями картин Пояснения учителя: Ребята, из огромного богатства художественного творчества сегодня я выбрала для вас репродукции хорошо известных вам картин замечательного русского живописца XIX века Василия Григорьевича Перова. Он является центральной фигурой русского искусства 1860-х годов, одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Зоркий наблюдатель человеческого сердца и судья современного общества, человек обостренной совести, он явил собой образец бескорыстного служения жизненной правде, добру, справедливости. ?! Рассмотрите предложенные репродукции и попробуйте предположить, по какому принципу они отобраны? ▲ Предполагаемый ответ учащихся-«художников»: два направления в работе художника: трагизм, бедность, человеческая затерянность простого русского народа и серия жанров, исполненных незлого комизма, их можно было бы объединить названием «одержимые» или «Чудаки». Все это превосходно схваченные колоритные типы русской провинции – стойкие типы. В их безобидных увлечениях, должно быть, есть что-то прочно укоренившиеся в человеческой натуре. Как писал В. Стасов: «У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия… У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что и в самом деле есть на свете» Организация работы в группах. Каждой группе предлагаются две репродукции: с одним действующим лицом и многохарактерная. Вариант: Группа 1: «Блаженный» и «Охотники на привале»; группа 2: «Рыболов» и «Приезд гувернантки в купеческий дом»; группа 3: «Ботаник» и «Сцена на могиле»; группа 4: «Голубятник2 и «Проводы покойника»; группа 5 «Птицелов» и «Тройка». !: Попробуйте, воспользовавшись матрицей (полем) эмоций по Злобину и таблицей эмоций Изарда определить типы эмоций, которые передал художник в своих живописных полотнах. ▲Предполагаемый результат работы: * Примечание: Комментарии учащихся к картинам – выполненное домашнее задание. 5.3. Работа с музыкальными отрывками. 5.3.1.Рассказ учащегося-«музыканта» о музыкотерапии и её влиянии на эмоции Музыка использовалась с доисторических времен для того, чтобы вызвать экстаз и энтузиазм, возбуждать агрессию, перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать исцеление и т.д. Исследования показывают, что некоторые эмоции – радость, грусть, любовь, страстное желание и спокойствие – часто могут быть вызваны с помощью музыки, что не относится к таким эмоциям, как гнев, страх, ревность и зависть. Изучению подверглось также влияние на эмоциональное состояние и поведение мажорных и минорных аккордов, темпа, высоты звука, ритма, гармонии и мелодии. Быстрый темп представляется наиболее мощным элементом, вызывающим состояние возбуждения. Выразительность музыки в большей степени связана с мелодиями, чем с ритмом и темпом. Тональные и ритмические рисунки оказывают влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и вызывают креативные или эстетические реакции, а также модулируют различные оттенки настроения. Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоциации и образы воображения и способствуют процессу запоминания. Настрой на прослушивание музыки учителем Ребята, сейчас вам будут предложены музыкальные отрывки. Мы погружаемся в прекрасный мир музыки. 5.3.2. Прослушивание русской народной песни «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина. ?! Какие эмоции передал голосом великий русский певец? ▲ Предполагаемый ответ учащихся: печаль, кручина, скорбь, горе переходящее в негодование, возмущение, ярость (по Злобину). Согласно теории Изарда здесь присутствуют такие фундаментальные эмоции как горе-страдание и гнев-ярость, которые можно объединить в триаду горе-гнев-ярость. ?! Оказал ли влияние текст песни на ваше восприятие музыкального произведения? ▲ Да. Дополнение учащихся-«музыкантов»: Федор Иванович Шаляпин является крупнейшим представителем русского драматического искусства. Его голос – удивительный по гибкости, тембровому богатству, звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказмом. Мастерски владея искусством фразировки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, наполнял её глубоким психологическим подтекстом. 5.3.3. Прослушивание ария Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» (на итальянском языке). ?! Какие эмоции вы услышали в исполнении этой арии? ▲ Предполагаемый ответ учащихся: безбоязненность, бесповоротность, бестрепетность, решимость, торжество, ликование, упоение (по Злобину). Согласно таксономии аффектов Изарда здесь можно услышать такие фундаментальные эмоции как презрение-пренебрежение и аффектино-когнитивные структуры как скептицизм, эгоизм, решительность и невозмутимость. Отсюда можно выделить такие взаимодействия как гнев-ярость-решительность-эгоизм. ?! Оказал ли влияние текст песни на ваше восприятие музыкального произведения? ▲ Нет, так как учащиеся не владеют итальянским языком. Вывод: мы воспринимаем эмоциональную окраску музыки даже без участия центров понимания речи. 5.3.4. Прослушивание музыкальных отрывков из концерта А.Вивальди «Времена года» (La Quattro Stagioni) Комментарий учителя. Я выбрала для прослушивания отрывки из концерта «Времена года» итальянского композитора, скрипача. дирижера, педагога Антонио Вивальди. Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличает мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Попробуйте внимательно прослушать музыкальные отрывки и выразить словами эмоции, которые наверняка у вас возникнут. Таблица 8 Музыкальный отрывок Возможные комментарии учащихся La Primovera Allegro Торжественная музыка, вызывающая чувства радости, вдохновения. Затем она меняется на минорную, появляется тревожная нотка грусти. И вновь торжественный радостный мажор. Largo Печальная, медленная. Эмоции: уныние, скорбь, печаль, огорчение. Presto Энергичный водопад тревожных звуков, буря эмоций: безоглядность, бесповоротность, бестрепетность, решимость. L’Autumne Allegro Торжественно-веселая. Выражает торжество, ликование, упоение жизнью. 6. Заключение Эмоции оказывают значительное влияние на жизнь людей: на мышление, личностное и творческое развитие, восприятие действительность и т.д. Такое избирательное влияние эмоций может в некоторых случаях привести к деформации процесса мышления, к нарушению его логической структуры в соответствии с доминирующим эмоциональным состоянием. Наиболее отчетливо это проявляется в ситуациях, в которых эмоции достигают значительной силы. Поэтому этот феномен легче наблюдать в естественных, чем в лабораторных условиях. Примером может служить отчет об известном случае массовой паники, начавшейся в 1938 г. в США в связи с радиоспектаклем о вторжении марсиан. Передача оказалась столь впечатляющей, что, как было подсчитано, около миллиона людей было охвачено страшной паникой, проявившейся в попытках бегства, молитвах, телефонных предупреждениях родных и знакомых, взывании о помощи и т. п. Вместе с тем, ряд ученых отмечают необходимость создания и постоянной поддержки в процессе обучения благоприятного эмоционального фона через постановку проблем, противоречий, парадоксальных ситуаций, включение в учебный процесс элементов литературы, поэзии, музыки, юмора, независимо от содержания ученых дисциплин (математики, истории, биологии и др.). Учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Кроме этого, авторы отмечают, что эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. В качестве приложения к процессу обучения для стимуляции эмоционального фактора предлагаются: 1) применение дидактических игр; 2) использование эстетических факторов в обучении; 3) использование на уроках парадоксов, софизмов, элементов занимательного обучения Надеюсь, наш сегодняшний урок послужил примером такого процесса обучения и все, что мы сегодня узнали, запомнится вам надолго и пригодится в дальнейшей жизни. 7. Домашнее задание Учитель: Ребята, вы знаете, насколько усиливается эмоциональное восприятие художественного полотна, если звучит прекрасная музыка, соответствующая настроению картины. Несколько лет назад на 1 канале телевидения был представлен проект «Третьяковская галерея», в котором во время рассказа о картине замечательного мастера слова Виктора Татарского звучали музыкальные произведения, как русских так и зарубежных композиторов. Попробуйте и вы выступить в роли музыкальных редакторов этой программы и подобрать музыкальные иллюстрации к картинам Василия Перова, с которыми мы работали на этом уроке. Литература: 1. Алпатов М.В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1969. 2. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. Физиология человека. Учебник для девятых классов средних общеобразовательных учебных заведений. – Изд. 2-е. – Новосибирск: Издательство НИИ МИИОО НГУ, 1999. 3. Блейк С., Пейп С., Чошанов М.А. Использование достижений нейропсихологии в педагогике США // Педагогика, 2004, № 5, с.85-90. 4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988 г. 5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2004. 6. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии, 1991, № 4, с.96-99. 7. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ. 1980 г. 8. Изард К. Психология эмоций. – СПб, Питер, 1999 г. 9. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Кельдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 10. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб. для биол. и медиц. спец. вузов/ А. Д. Ноздрачев, И. А. Баранникова, А. С. Батуев и др.; Под ред. А.Д.Ноздрачева. – М.: Высш. шк., 1991. 11. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 12. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.: ил. 13. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. Иллюстрации картин В. Перова «Блаженный» (1875 г.) // http://az.lib.ru/img/d/diterihs_l_k/text_1893_perov/text_1893_perov-9.jpg «Рыболов» (1871 г.) // http://yantar.in.ua/media/pictures/272-1.jpg «Ботаник» (1874 г.) // http://content.foto.mail.ru/mail/lubojko/_blogs/i-13540.jpg «Голубятник» (1874 г.) // http://s008.radikal.ru/i304/1104/c5/972a1036046c.jpg «Птицелов» (1870 г.) // http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/80/Perov_Pticelov.jpg «Охотники на привале» (1871 г.) // http://yantar.in.ua/media/pictures/272-1.jpg «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 г.) // http://i002.radikal.ru/0908/f4/8e626d0090cb.jpg «Сцена на могиле» (1859 г.) // http://az.lib.ru/img/d/diterihs_l_k/text_1893_perov/text_1893_perov-5.jpg «Проводы покойника» (1865 г.) // http://files.smallbay.ru/images2/perov12.jpg «Тройка» (1866 г.) // http://moole.ru/uploads/posts/2009-05/1243166607_14280803_vasiliy_perov_troyka.jpg © Смелова В.Г., 2005 г. Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. Опубликовано: Биология в школе. – 2006. - № 1. – С. 40–45. – № 2. – С. 35–43. - № 3. – С. 21–26. (Приложения см. Часть III) | |
Просмотров: 3536 | Загрузок: 189 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|