Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2012-05-04, 2:05 PM | |
Управление образования Карагандинской области У11 открытый Фестиваль «Методический вернисаж» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТРИЗ - педагогика в школе» Автор исполнитель: Скичко Надежда Владимировна педагог-психолог СОШ № 11 Методическое пособие «ТРИЗ – педагогика в школе» Пояснительная записка. Более десяти лет назад в педагогическую науку смело начала внедряться ТРИЗ-педагогика. По ней проводилось много теоретических и практических семинаров для педагогов и студентов, рекомендовалось использовать предлагаемые техники как инновационные методы в ходе полготовки и проведения учебных и воспитательных мероприятий для больших и маленьких, для способных и слабеньких. Эта методика, построенная на научных подходах, преследовала развитие творческого воображения любого человека, умению творчески подходить к решению изобретательских задач. Применение техник ТРИЗ-педагогики имело колоссальный успех, особенно у тех педагогов, которые прониклись ею, поняли ее и активно применили в своей работе. Наблюдая за работой молодых педагогов в школе, воспитателей в дошкольных учреждениях замечаешь, что меньше и меньше используются техники ТРИЗа в работе с детьми. Они есть, укоренились, но только как часть образовательной программы, отдельный прием подачи знаний. И мало кто знает сейчас, что это отдельная , интересная, захватывающая наука, о которой забывать не следовало бы… Хочется напомнить , что это за наука и как успешно можно использовать ее в педагогической работе с учащимися. По этой теме я проводила трехмесячный семинар в школе для педагогов Цель: использовать в обучении открытые задачи: не только давать знания, но еще и показывать их границы Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Задачи: освоение учениками знаний, умений, навыков6 смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности. - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Актуальность . Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно? Мало ответить на этот вопрос, нужно понять, что ждет нас в будущем. Понять, чтобы гармонично участвовать в этом будущем. Необходимо понять, что свобода и технология, здравый смысл и творчество могут не противостоять друг другу, а дополнять до единого целого. Для этого нужно уметь решать противоречия, которыми полна жизнь. Практическая значимость. ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии систем и эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют оригинальной диалектикой, а иногда называют общей теорией сильного мышления или общей теорией творчества. Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью. Основоположником этой науки стал писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Эта наука предполагалась для решения избретательских задач в технике, но она нашла большое применение во всех обоастях науки и , в конечном счете, должна превратиться в неотъемлемую часть человеческой культуры. Существует метод проб и ошибок, а ТРИЗ предусматривает метод проб и находок. Жизнь на Земле – высшая общественная ценность и мера всех вещей.. начало всему – сильная идея. Успех начинается с сильной идеи, а отличие от удачи – просто везение. В целом мировозрение ТРИЗ - это активная жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: «Что я хочу?», «Кто я есть?», «Что надо делать?», «Зачем это делать?», «Как это делать?», «Из чего это делать?». ТРИЗ не приемлет распространенного менталитета «авось», «небо в алмазах, но завтра», «бунт на кухне», «все плохо и ничего изменить нельзя», «а что я могу сделать?». ТРИЗ утверждает: • Если условия задачи не противоречат законам природы, то эта задача имеет решение. • Развитие системы подчиняется объективным / не зависящим от человека/ причинам • Эти объективные законы развития можно понять и использовать для совершенствования жизни.. Воображение и фантазия – основа всякой творческой деятельности с их развития обычно начинается усвоение ТРИЗ у взрослых и детей. ТРИЗ учит: «Нет такого вреда, который нельзя было бы обратить в пользу /хотя бы частично/, нет такой пользы, которая не неслабы в себе вреда» Чем отличается воображение и фантазия от решения серьезных задач* При фантазировании ребенок сам придумывает сюжет, действие, кульминацию событий, при решении реальных задач он ищет не любое решение, а точное, логическое, научное. Говорят: «Без воображения нет соображения» Эйнштейн считал, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения невозможно сделать открытия. Опыт показал, что взрослые осваивают ТРИЗ легче, чем РТВ /развитие творческого воображения/. Дело в том, что ТРИЗ – точная наука /законы, правила, алгоритмы, приемы и т.д./ а освоение РТВ – паническая боязнь критики за нерациональные «дикие идеи» и растерянность перед свободой выбора решений, никаких границ для полета фантазии. А у детей наоборот, им трудно думать по законам, а фантазии не имеют границ. Что же можно применить в работе с учащимися по развитию творческого воображения? Увеличение – уменьшение = самый простой прием, используемый в сказках, былинах, фантазиях /Мальчик- с – пальчик, Дюймовочка, Гулливер/. Увеличить и уменьшить можно практически все: геометрические фигуры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости…. Добавление одного или нескольких фантастических свойств людям. • выбрать несколько произвольных объектов живой или неживой природы • сформулировать их свойства, качества, особенности или черты характера • сформулированными свойствами и качествами наделяют человека например, по сказке о царе Салтане, где царевич Гвидон превращается в комара, шмеля и т.д. можно взять за опорный вариант Орла и наградить его свойствами и качествами человека – орлиное зрение, высокий полет. Человек без микроскопа может видеть все клеточки организма, без крыльев и летательного аппарата подняться в воздух. Исключение некоторых качеств человека. Назовите не менее 10 важных качеств и свойств человека, и подумайте, к каким последствиям приведет их потеря / человек не спит, человек не чувствует боли, человек потерял вес, обоняние и т.д./ Превращение человека в любой объект. Человек превращается в другого человека, предметы, объекты. Это прием воспитания эмпатии – умение перевоплощаться в другой облик и посмотреть на мир его глазами. Например, перевоплощение бабушки в кого-либо или что-либо, чтобы ее не съел волк. «Как мне повезло…» подобная игра поможет придумать полезное назначение обычных вещей, предметов, явлений. Например «Как мне повезло, что я похож на солнце» - сказал подсолнух. Ускорение-замедление. Ускорить или замедлить можно все. Чтобы направить фантазию в этом направлении Задают вопросы типа «Что будет, если…», «Что произойдет, если…» УМШ /учебный мозговой штурм/ - это интересная и простая форма учебной деятельности, применяемая в любом возрасте. Нет школьного предмета, на котором применение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учитель действительно заинтересован в развитии творческих способностей учащихся. дидактические ценности УМШ: • это активная форма работы и противовес репродуктивным формам учебы • учащиеся тренируют умения четко и кратко выражать свои мысли • участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто особенно стремится к развитию предложений своих товарищей • учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идеи • наработанные идеи часто дают новые подходы к изучению темы • УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру некоторые рекомендации: 1. Класс может быть разбит на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить «конкурс идей». И пусть жюри тоже состоит из учеников. Пример: предложите проведение научного эксперимента на борту орбитальной станции. Эксперимент должен быть оригинальным и результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то это резко снижает оценку «за оригинальность» 2. Каждая из групп будет штурмовать свою задачу. Тогда важно, чтобы все задачи были объединены одной общей проблемой. Пример: а/ Лестницы, особенно каменно-цементные, особо опасны при гололеде. Предложите идеи, которые могут уменьшить травматизм. б/ Предложите обувь, в которой не опасно ходить по гололеду. г/ Гололед – причина многих автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность. 3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке…. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их…. Ведь главная цель – это спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное для этого время. Типовые ошибки при освоении УМШ: • Регулярное вмешательство в работу группы на «рабочих» этапах пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма, при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель не сможет высказать свои замечания при «разборе полетов». • При обсуждении решений учитель требует контрольного ответа или жестко критикует предложения участников штурма. • Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. Примеры тем для УМШ для разных учебных предметов: Физика. 1. В одном из музеев установлены старинные часы, они ходят без подзаводки уже почти 10 лет. Как это удалось? Предложите максимум вариантов решения этой задачи. 2. Электромагнит используют в качестве крюка при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а тот не поднялся. Назовите возможные причины этого. Химия-физика. 1.. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины. 2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект. Физкультура. 1. Какими способами без помощи предметов человек может перепрыгнуть планку? /ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказы о том, какие методы реально применяются и как они называются/ Технология. 1. Предложите усовершенствование конструкции молотка, утюга, классной доски. 2. Предложите модели одежды без ниток и клея История. 1. По всем нашим представлениям древний человек должен быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек? /УМШ активизирует знания учащихся о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы/ Геометрия. 1. Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, т.е. без сложных приборов /УМШ может использоваться учителем как предисловие к теме «Подобие треугольников»/. Литература. 1. Предложите идею оригинального памятника Мцыри. Биология. 1. Найдите возможные причины вымирания динозавров. Условия проведения занятий. Приемы ТРИЗа можно использовать как часть урока, можно весь урок построить в виде эксперимента, можно работать с творческой группой / если такая создана в классе/, на факультативных занятиях по любому предмету. Заключение. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель овладевают приемами письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды, приемы… Учитель- мастер как по нотам ведет свой урок. И только ему одному известно, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в единый урок. Мастерство - это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, но есть немало настоящих профессионалов. Как правило они имеют свои профессиональные хитрости и приемы.. сильных методических приемов не так уж много. Часто хороший профессионал пользуется одним-двумя хорошими «секретами». Поэтому освоение техникой ТРИЗа и РТВ поможет многим педагогам стать настоящими профессионалами. . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. А.Гин. Педагогика + ТРИЗ. ВитаПлюс. Москва. 2001 2. Ю.Г. Тамберг. Развитие творческого мышления ребенка. Речь. 2002 3. Ю.Г. Тамберг. Развитие интеллекта ребенка.. речь. 2002.. | |
Просмотров: 1490 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|