Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2012-07-26, 10:38 AM | |
Цель: Определить особенности влияния углубленного изучения английского языка на развитие психических процессов. Объект: Учащиеся 5-ых классов в процессе обучения иностранного языка (английский язык). Предмет: Закономерности углубленного обучения иностранного языка (английский язык) в зависимости от психологических особенностей учащихся. Гипотеза: H0. Предполагается, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов остается неизменным. H1. Предполагается, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов выше. Новизна: Данного исследования в том, что связь изучения иностранного языка и психологических особенностей изучалась на базе средней школы. Обучение в школе строится на двух программах: углубленного и традиционного обучения. Учащиеся с 2 класса начинают углубленно изучать английский язык. Поэтому важно определить уровень психологических особенностей у учащихся в процессе обучения иностранного языка. И дать рекомендации по повышению уровня психологических особенностей среди учащихся с традиционной программой обучения. Задачи: • Изучить психолога – педагогическую и методическую литературу. • Определить связь психологических особенностей и обучение иностранного языка. • Провести исследование по выявлению связи между психологическими особенностями учащихся их уровнем мышления, памяти, внимания и обучением иностранного языка. Методы исследования: • Тест Мюнстенсберга на внимание. Методика направлена на избирательность внимания. • Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. • Исследование быстроты мышления. Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления, Теоретическая значимость: данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать в дальнейшем введению обучения иностранному языку в школах, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей иностранному языку. Практическая значимость: данной работы состоит в том, что данные рекомендации, могут быть применены учителями иностранных языков в школе. Основные источники исследования: • Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991. • Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.; Просвещение,1969. • Познавательные процессы личности и методика их развития, Псков; 1994. • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. • Доклад формирование евразийской поликультурности при раннем обучении английскому языку. Литвинова Тамара Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка, ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования Аулиекольского района» Костанайской области. Особенности углубленного изучения иностранного языка. Повседневная реальность свидетельствуют о возросшем статусе иностранного языка в современном мире. Это, на наш взгляд, объясняется следующими факторами: 1) расширение экономических, политических, культурных связей между странами; 2) открывшийся доступ к накопленному в мире опыту и знаниям; 3) повышение информированности общества, в том числе за счет развития международных средств массовой коммуникации; 4) возможность миграции рабочей силы; 5) межгосударственная интеграция в области образования; 6) доступ к более качественному образованию в своей стране и за рубежом. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что знание иностранного языка становится необходимой и составной частью личной и профессиональной жизни человека в современном обществе. Новый социальный заказ современного общества в отношении языковой политики заключается в обучении иностранному языку не только как средству общения, но предполагает также формирование многоязыковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычной культур и готовую к межкультурному общению. Задачей времени является сегодня «вооружение» учащихся знаниями, навыками и умениями, позволяющими участвовать в межкультурной коммуникации. В системе образования Казахстана происходят большие реформы. Надежду на успех вселяет то, что вопросы качественного образования решаются на государственном уровне. Особенно обратил внимание на необходимость владения иностранными языками наряду с государственным. Основной целью является «развитие способностей школьников использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира». В пользу начала обучения английскому языку в начальных классах можно привести ряд доводов. Дети в этом возрасте легко воспринимают услышанное. Они без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в их возрасте легко воспринимается артикуляция и воспроизводство звуков. Поэтому в нашей школе начиная со 2 класса введено раннее изучение английского языка. Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета, о которых будет сказано ниже. По определению И.А. Зимней: ''Иностранный язык как всякая языковая система есть об¬щественно-исторический продукт. В котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе при¬давая единый национальный характер человеческим общностям даже когда они по своему происхождению гетерогенны''. Для достижения цели были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме. Весьма волнующим для родителей и немаловажным для педагога является вопрос о способностях ребенка к овладению иностранными языками. Существуют ли специфические способности в этой области, и если да, то, как они связаны с другими свойствами личности, и можно ли их корректировать? Можно ли говорить о лингвистической одаренности, как мы говорим об одаренности музыкальной или литературной? ''В целом способности к языку складываются… из многих компонентов, чаще всего неспецифических, неспециализированных'' считает ученый. К таким неспецифическим способностям А.А. Леонтьев относит общий тип нервной системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения), а также индивидуальные особенности личности, связанные с общением. В средних классах школы развитие познавательных процес¬сов детей достигает такого уровня, что они оказываются прак¬тически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые де¬лают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное разви¬тие детей. С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе де¬ловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные де¬ла, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. В подростковом возрасте активно идет про¬цесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. В подростковом возрасте происходят важные процессы, свя¬занные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребе¬нок переходит к преимущественному использованию этого ви¬да памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. С возрастом меняются и отношения между памятью и мышле¬нием. В раннем детском возрасте память является одной из ос¬новных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. Внимание – это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении. Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Внимание, память, мышление служат неразрывными частями одного процесса. Поэтому так важно опираясь на эти процессы применять новые методы в изучении иностранного языка. Обучение иностранного языка берет свое начало в слушание, поэтому первоосновой для овладения является внимание и слуховая память. На любом этапе обучения большое значение имеет правильный подход к пониманию текста. Также огромное значение в обучение имеет мышление, для того чтобы учащиеся могли анализировать, обобщать и конкретизировать. Вывод На основе проведенного исследования можно сделать выводы, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов выше. По мнению Зимней И.А., которая сделала следующие выводы о том, что в процессе усвоения память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды как образная память, словесно – логическая, непроизвольная и произвольная имеет большое значение при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности. Мышление занимает ведущее место в обучении иностранному языку. При помощи мышление учащиеся обобщают полученные знания, делают сравнение, выделяя главные и второстепенные факторы. Так же она выделила, что психический процесс такой как внимание, благодаря, которому учащиеся сосредотачиваются. Правильно выделяют слова, переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой. На основе проведенного эксперимента углубленное изучение английского языка и уровня психических процессов было выявлено. Психические процессы память и мышление наблюдается динамика развития между учащимися углубленного изучения английского языка и традиционной программой изучения. Такой процесс как внимание. При углубленном изучении английского языка не имеет динамики развития. Так же было выявлено, что при традиционном и экспериментальном изучении английского языка, внимание не играет ни какой роли. | |
Просмотров: 3943 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|