Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Углубленное изучение английского языка в общеобразовательной школе.
2012-07-26, 10:38 AM
Цель: Определить особенности влияния углубленного изучения английского языка на развитие психических процессов.
Объект: Учащиеся 5-ых классов в процессе обучения иностранного языка (английский язык).
Предмет: Закономерности углубленного обучения иностранного языка (английский язык) в зависимости от психологических особенностей учащихся.
Гипотеза:
H0. Предполагается, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов остается неизменным.
H1. Предполагается, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов выше.
Новизна: Данного исследования в том, что связь изучения иностранного языка и психологических особенностей изучалась на базе средней школы. Обучение в школе строится на двух программах: углубленного и традиционного обучения. Учащиеся с 2 класса начинают углубленно изучать английский язык. Поэтому важно определить уровень психологических особенностей у учащихся в процессе обучения иностранного языка. И дать рекомендации по повышению уровня психологических особенностей среди учащихся с традиционной программой обучения.
Задачи:
• Изучить психолога – педагогическую и методическую литературу.
• Определить связь психологических особенностей и обучение иностранного языка.
• Провести исследование по выявлению связи между психологическими особенностями учащихся их уровнем мышления, памяти, внимания и обучением иностранного языка.
Методы исследования:
• Тест Мюнстенсберга на внимание. Методика направлена на избирательность внимания.
• Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
• Исследование быстроты мышления. Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления,
Теоретическая значимость: данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать в дальнейшем введению обучения иностранному языку в школах, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей иностранному языку.
Практическая значимость: данной работы состоит в том, что данные рекомендации, могут быть применены учителями иностранных языков в школе.
Основные источники исследования:
• Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.
• Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.; Просвещение,1969.
• Познавательные процессы личности и методика их развития, Псков; 1994.
• Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону; Феникс, 1997.
• Доклад формирование евразийской поликультурности при раннем обучении английскому языку. Литвинова Тамара Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка,
ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования Аулиекольского района» Костанайской области.

Особенности углубленного изучения иностранного языка.
Повседневная реальность свидетельствуют о возросшем статусе иностранного языка в современном мире. Это, на наш взгляд, объясняется следующими факторами: 1) расширение экономических, политических, культурных связей между странами; 2) открывшийся доступ к накопленному в мире опыту и знаниям; 3) повышение информированности общества, в том числе за счет развития международных средств массовой коммуникации; 4) возможность миграции рабочей силы; 5) межгосударственная интеграция в области образования; 6) доступ к более качественному образованию в своей стране и за рубежом. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что знание иностранного языка становится необходимой и составной частью личной и профессиональной жизни человека в современном обществе.
Новый социальный заказ современного общества в отношении языковой политики заключается в обучении иностранному языку не только как средству общения, но предполагает также формирование многоязыковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычной культур и готовую к межкультурному общению. Задачей времени является сегодня «вооружение» учащихся знаниями, навыками и умениями, позволяющими участвовать в межкультурной коммуникации. В системе образования Казахстана происходят большие реформы. Надежду на успех вселяет то, что вопросы качественного образования решаются на государственном уровне. Особенно обратил внимание на необходимость владения иностранными языками наряду с государственным. Основной целью является «развитие способностей школьников использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира». В пользу начала обучения английскому языку в начальных классах можно привести ряд доводов. Дети в этом возрасте легко воспринимают услышанное. Они без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в их возрасте легко воспринимается артикуляция и воспроизводство звуков.
Поэтому в нашей школе начиная со 2 класса введено раннее изучение английского языка.
Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета, о которых будет сказано ниже.
По определению И.А. Зимней: ''Иностранный язык как всякая языковая система есть об¬щественно-исторический продукт. В котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе при¬давая единый национальный характер человеческим общностям даже когда они по своему происхождению гетерогенны''.
Для достижения цели были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме. Весьма волнующим для родителей и немаловажным для педагога является
вопрос о способностях ребенка к овладению иностранными языками. Существуют ли специфические способности в этой области, и если да, то, как они связаны с другими свойствами личности, и можно ли их корректировать? Можно ли говорить о лингвистической одаренности, как мы говорим об одаренности музыкальной или литературной? ''В целом способности к языку складываются… из многих компонентов, чаще всего неспецифических, неспециализированных'' считает ученый. К таким неспецифическим способностям А.А. Леонтьев относит общий тип нервной системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения), а также индивидуальные особенности личности, связанные с общением.
В средних классах школы развитие познавательных процес¬сов детей достигает такого уровня, что они оказываются прак¬тически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые де¬лают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное разви¬тие детей.
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе де¬ловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные де¬ла, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.
В подростковом возрасте активно идет про¬цесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. В подростковом возрасте происходят важные процессы, свя¬занные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребе¬нок переходит к преимущественному использованию этого ви¬да памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. С возрастом меняются и отношения между памятью и мышле¬нием. В раннем детском возрасте память является одной из ос¬новных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать.
Внимание – это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении. Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.
Внимание, память, мышление служат неразрывными частями одного процесса. Поэтому так важно опираясь на эти процессы применять новые методы в изучении иностранного языка.
Обучение иностранного языка берет свое начало в слушание, поэтому первоосновой для овладения является внимание и слуховая память. На любом этапе обучения большое значение имеет правильный подход к пониманию текста. Также огромное значение в обучение имеет мышление, для того чтобы учащиеся могли анализировать, обобщать и конкретизировать.

 Вывод
На основе проведенного исследования можно сделать выводы, что у учащихся с углубленным изучением английского языка уровень психических процессов выше.
По мнению Зимней И.А., которая сделала следующие выводы о том, что в процессе усвоения память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды как образная память, словесно – логическая, непроизвольная и произвольная имеет большое значение при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности. Мышление занимает ведущее место в обучении иностранному языку. При помощи мышление учащиеся обобщают полученные знания, делают сравнение, выделяя главные и второстепенные факторы. Так же она выделила, что психический процесс такой как внимание, благодаря, которому учащиеся сосредотачиваются. Правильно выделяют слова, переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой.
На основе проведенного эксперимента углубленное изучение английского языка и уровня психических процессов было выявлено. Психические процессы память и мышление наблюдается динамика развития между учащимися углубленного изучения английского языка и традиционной программой изучения. Такой процесс как внимание. При углубленном изучении английского языка не имеет динамики развития. Так же было выявлено, что при традиционном и экспериментальном изучении английского языка, внимание не играет ни какой роли.
Категория: Психология | Добавил: Chelovechik
Просмотров: 3943 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-23, 2:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru