Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР
[ Скачать с сервера (63.5 Kb) ] 2013-02-06, 12:16 PM
Формирование логического мышления
у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР
с использованием опорных схем.


Караленя О.А. методист-психолог ОО г. Караганды,
Носова В.Н., методист д/с «Альтер».

Известно, что старшим дошкольникам и младшим школьникам в значительной степени свойственно наглядно-образное мышление. Значит ли это, что они должны работать на уроках непосредственно с натуральными объектами и только с ними? Достаточно ли этого для формирования хотя бы элементарного понятия? Как показывает наш опыт, детям 6-7 лет доступна не только малая, но и довольно высокая степень абстракции, а для формирования понятий она необходима.
В этом возрасте начинает формироваться логическое мышление, которое необходимо развивать, и для которого нужна «пища»: ведь способность мыслить символами приходит не сама по себе. С возрастом создаются предпосылки способности, которая будет развиваться в процессе целенаправленного обучения. Именно поэтому нужно дать ребенку простор для его развития: предложенный для восприятия материал должен включать в себя не только то, что ребенок мог вчера, может сегодня, но и перспективу на то, что он сможет усвоить завтра. В противном случае обучение не будет развивающим.
Кроме того (как показывает практика), во многих случаях даже шестилетние дети лучше усваивают содержание предмета именно через абстрактные формы.
Поэтому одной из основных задач обучения детей 6-8 лет состоит в том, чтобы, учитывая их уровень развития мышления, создать условия для правильного и более легкого перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.
Эффективным способом решения этой проблемы является способ моделирования существенных признаков, связей и отношений между предметами действительности. Как отмечает А.В.Запорожец, «такого рода предметные модели, которые можно видеть и осязать и которыми можно производить различные манипуляции, как бы репрезентуют наглядно-образному мышлению ребенка…».
Особая роль в таком обучении принадлежит схематизации. Именно схема является одной из наиболее доступных форм абстракции для старших дошкольников и младших школьников. Не зря психологи называют уровень наглядно-образного мышления, которого достигают дети этого возраста, наглядно-схематическим, основой логического мышления. «Именно мыслительные действия, основанные на таких образах, позволяют проникать в причинные, механические и другие сложные виды связей и отношений вещей. Наглядно-схематическое мышление открывает возможность значительно более обобщенного познания ребенком действительности, выявления существенных сторон многих явлений» (Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника).
Задача нашего исследования – разработать систему опорных схем для обучения детей 6-7 лет, имеющих различные нарушения речи, задержку психического развития, в том числе и для детей, обучающихся в массовых общеобразовательных учреждениях, и проверить полезность и целесообразность такого пути обучения.
Работу начали с разработки схем для обучения детей связной речи, так как одной из главных задач специальных и массовых учреждений является обучение именно этой задаче: умение четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует ряд методик развития речи (О.И.Соловьевой, А.М.Бородич, Г.М.Ляминой, Ф.А.Сохина и др.), но мы остановились на факторах, облегчающих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов (по мнению А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др.) – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям правильно называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного факторов мы выделили создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Работа по развитию связной речи осуществляется в процессе различных видов учебных занятий (беседы, пересказа, рассказывание по картине, по памяти, по воображению и т.д.). Мы посчитали нужным остановиться на составлении рассказов по восприятию, которые относятся к категории фактически описательных (описание игрушек и натуральных предметов), потому, что, во-первых, они оказывают большое влияние на развитие детей, в том числе и на сенсорное. Ощущения и восприятия играют важную роль в познании окружающего мира. Только на основе ощущений восприятий развиваются такие более сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются прочнее. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняют свои ощущения и восприятия. Называя весь предмет, он относит его к группе сходных, осмысливает его соотношение с другими предметами. Таким образом, рассказ о воспринимаемом предмете повышает сенсорную культуру ребенка.
Во-вторых, как показал наш опыт, составление описательных рассказов по восприятию вызывают затруднения у детей. Они не могут:
• самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
• установить последовательность изложения выявленных признаков;
• удержать в памяти эту последовательность, которая и является планом высказывания (планом - описания).
За основу изготовления опорных схем по описанию игрушек и натуральных предметов мы взяли схему составления рассказа об овощах, представленной в книге Л.Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение, 1985 г.).
Принцип составления и использования рекомендованных нами схем таков. Лист ватмана (90х60 см) разделен на 6 квадратов (30х30см) – по количеству характерных признаков предметов или объектов, о которых надо рассказать.
Для описания игрушек выделили такие характерные признаки:
1. Цвет. В первом квадрате нарисовали цветовые пятна без четкой формы (красное, желтое, зеленое, синее).
2. Форма. Во втором квадрате поместили контурные изображения геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг).
3. Величина. Этот квадрат имеет кармашек и вкладыши рисунков с изображением любых двух игрушек контрастной величины, высоты, длины, ширины, толщены (для использования понятий «большой - маленький», «высокий - низкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий», «толстый - тонкий»).
4. Материал. Здесь поместили прямоугольники одинакового размера из различного материала (из пленки «под дерево», металлической фольги, пластмассы).
5. Части игрушки. В этом квадрате нарисовали контуры колец и остов пирамидки. Если для описания берется цельная игрушка, то этот квадрат на первых порах закрывается. Впоследствии же дети сами выбирают из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями описываемых игрушек.
6. Действия с игрушкой (игры) – изобразили кисть руки.
В эксперименте участвовали 40 детей (30 – 6-ти лет; 10 – 7 лет; 8 из них - с нарушениями речи и ЗПР).
Методика использования схем очень проста: после сообщения темы занятия, педагог показывает схему, объясняет значение каждого пункта, знакомя, таким образом ,с планом высказывания. На первом занятии можно дать образец высказывания, в дальнейшем, когда дети хорошо освоят схему, дети строят свои высказывания по опорной схеме.
Рассказы по данным схемам составляли дети массовых групп , в том числе и дети имеющие задержку психического развития и нарушения речи. Конечно же, рассказы детей с ЗПР и речевой патологией на первых порах были проще, короче и без ярких эпитетов и сравнений.
Описание предметов посуды:
1. Цвет (цветовые пятна).
2. Форма (объемные изображения шара, куба, цилиндра).
3. Величина (большая и маленькая тарелки).
4. Материал (изображены треугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки «под дерево», изображение глины, фарфоровой и стеклянной посуды).
5. Части посуды (чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга; детали: донышко, стенки, ручка, крышка, носик).
6. Действия с посудой (изображена кисть руки).
Описание предметов одежды:
1. Цвет (цветовые пятна).
2. Материал (кусочки различных тканей – шерсти, ситца, шелка, меха и других одинаковой формы и размера).
3. Части одежды ( костюм, части которого – воротник, рукава, манжеты и т.д. находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Знакомя детей с данной частью схемы, у детей уточняются названия всех деталей костюма.
4. Сезонность одежды (солнце, подснежник, желтый лист, снежинки, символизирующие соответственно лето, весну, осень и зиму).
5. Для кого предназначена одежда (контурное изображение мужчины, женщины, ребенка).
6. Действие с одеждой (кисть руки).
Описание овощей и фруктов:
1. Цвет (цветовые пятна).
2. Форма (контурное изображение геометрических фигур – круга, треугольника, овала).
3. Величина (два контрастных по величине яблока).
4. Вкус (контрастные по вкусу продукты – контуры лимона и конфеты).
5. Место произрастания (дерево и грядка - контуры).
6. Как употребляется в пищу (контурные изображения тарелки, вилки, ложки). При знакомстве с данными признаками у детей уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, солят, маринуют и т.д.
Анализируя результаты работы можно сказать следующее: использование при составлении описательных рассказов облегчает детям овладение этим видом связной речи, делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Опорные схемы-образцы использовались нами в конструктивной и изобразительной деятельности детей. На эффективность использования образца в таких видах деятельности (в частности, конструктивной) указывал А.Р.Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно кроме общего контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления. В экспериментах А.Р.Лурия использовался объемный модельный образец, мы же в качестве образца переменили схему предмета. Это на первых порах усложнило конструктивную и изобразительную деятельность детей. Но результаты последующей работы показали, что детям доступно и интересно такое усвоение знаний. У них формируется творческое мышление.
После сообщения темы поделки детям демонстрировалась готовая схема, вычерченная на большом листе бумаги (90х60 см):
«Дети, сегодня у нас будет необычное занятие: мы будем конструировать машину из спичечных коробков. Как это сделать, я показывать не буду, а только покажу схему машины. Смотрите, какая должна получиться машина. Рассмотрим, какие геометрические фигуры напоминают вам части машины (прямоугольники, круги). Посмотрите на материал, лежащий перед вами, что он вам напоминает? (спичечные коробки – прямоугольники, катушки – цилиндр и круги), какие части машины можно сделать из данного материала?»
После такой организации дети приступали к изготовлению поделки. Большинство детей (90%) хорошо справились с заданием, остальные (10% - с нарушениями в развитии) начали справляться с заданием после нескольких пробных занятий.
В последствии работу с использованием схемы в конструктивной и изобразительной деятельности усложнили. На занятиях по конструированию детей ставили в условия выбора соответствующего схеме материала из большого количества. Кроме того, использовали наблюдения детей за созданием схемы соответствующей поделки (по конструированию, лепки, рисунка) на доске. Дети воспринимали, как из частей создается общая схема необходимого предмета, анализировали ее, сравнивали с представляемым объектом, затем приступали к изготовлению поделки или рисунка.
«Ребята, сегодня я покажу схему, а вы скажете, что мы будем конструировать на занятии (на доске рисуется схема лесовичка). Кого напоминает это схема? Какие геометрические фигуры вы видите на схеме? Посмотрите на материал и определите, напоминает ли он эти геометрические фигуры». Лишь после того, как выяснилось соответствие схемы и реальных предметов, необходимых для изготовления поделки (желуди, орехи, палочки), дети приступили у работе. С таким заданием справились большинство детей (90%).
Наш опыт показал, что на занятиях по изобразительной деятельности лучше всего использовать индивидуальные схемы поэтапного создания того или иного рисунка ил лепной работы (после освоения детьми технических приемов), равно как и на занятиях по конструированию. На таких занятиях дети приучаются «читать» схему самостоятельно, применяя усвоенные знания. Изготовленные детьми работы анализировались, сравнивались с имеющимися у них схемами.
Большое творчество, инициатива, смекалка, художественный вкус проявляется у детей на занятиях, когда ими выполняются работы по замыслу. Выбрав карточку – схемы, каждый ребенок подбирая самостоятельно материал из большого количества предметов, разложенных на столе.
Результаты данного этапа исследования позволили
• установить, как у детей привиты навыки применения схем в конструктивной и изобразительной деятельности;
• выявить умения самостоятельно, без дополнительных объяснений начинать выполнение задание;
• проверить качество и прочность технических и изобразительных навыков.
Эффективность применения схем в данных видах деятельности детей налицо: произошло продвижение в развитии их мышления. Дети проявляют большое творчество, самостоятельно анализируют особенности данного предмета, выделяя отдельные его элементы, и в то же время умело синтезируют, объединяя части в целое – результат работы. Они проявляют творческое мышление в подборе материала для реализации своего замысла.
Кроме того, зная, что речь ребенка является одним из показателей развития его умственной деятельности, мы рассмотрели высказывания детей до применения карточек – схем и после. Выяснилось, что их речь стала намного лучше, богаче и связной, т.к. дети овладели обобщенным способом изготовления и объяснения поделки.
Таким образом, результаты нашего исследования показали следующее:
1. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста массовых образовательных учреждений, в том числе детям с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития, доступно применение опорно-схематических средств в процессе обучения их связной речи, конструктивной и изобразительной деятельности.
2. Систематическое применение схем в обучении дает эффективные результаты в изменении уровня мышления детей. Работа со схематическими изображениями реальных предметов оказывает влияние на формирование у детей более высокой формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематической. Эти изменения в мыслительной деятельности приводят к тому, что ребенок научается не только выделять общие закономерности, принципы, элементы, операции, он научается использовать эти обобщенные знания в своей практике.
3. Работа с реальными предметами и их схематическими изображениями приводит не только к систематизации детских представлений, но и к формированию их подвижности, а это способствует развитию у детей более высоких форм общения.
4. Высказывания детей, которые были неотъемлемой частью данного исследования, свидетельствует о том, что речевые показатели у детей, постоянно применяющих схематические средства, повышаются. В речи появляется все больше обобщений, новых понятий, суждения приобретают обобщенный характер.
Результаты исследования показали, что вышеуказанные развития мышления, речи ребенка, планирования деятельности возможны только в результате организованного обучения.

Литература:
1. Запорожец А.В. Проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста - «Дошкольное воспитание»,1990, №4.
2. Запорожец А.В. развитие мышления //психология детей дошкольного возраста М.,1964г.
3. ВенгерЛ., Мухина В. Развитие мышления дошкольника, Психология, М. 1988г.
4. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» - М.: Просвещение, 1985г.
5. Бородич А.м. «Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»» - М.: Просвещение,1974г.
6. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.,1996г.
7. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.,1998г.
Категория: Психология | Добавил: Аппетитная
Просмотров: 2016 | Загрузок: 586 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-23, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru