Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (50.5 Kb) ] | 2013-02-11, 4:14 PM |
Психологическое здоровье учащихся и конструктивное взаимодействие с внутренними и внешними связями ОСШ г. Караганды в профилактической и просветительской работе по аддиктивному поведению, суицида. Караленя О.А. Методист-психолог ОО г. Караганды Выступая в интерактивной лекции 5 сентября 2012 года, глава государства ставит перед отечественным образованием принципиально новые задачи. Сегодня в Казахстане заложены основы для формирования целостной казахстанской модели инновационного образования, эффективно интегрирующей все уровни обучения – от детского сада до высшего образования и науки. Президент РК Нурсултан Назарбаев призвал молодежь учиться от души, работать не покладая рук и всегда стремиться сделать что-то полезное для родного государства, «отказаться от всех вредных привычек, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни». В связи с происходящими переходными процессами, одной из наиболее приоритетных проблем в Республике Казахстан, стала проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Возникла необходимость возрождения некоторых прежних традиций профилактической деятельности, разработки и внедрения новых методов и подходов в решении вопросов охраны индивидуального и общественного здоровья во взаимодействии не только с внутренней, но и с внешними структурами. Ситуация любого рода аддикций среди молодежи комментариев не требует. Разные специалисты – врачи психологи, педагоги – говорят о том, что это является следствием рискованного стиля поведения людей, в частности молодежи, отсутствием необходимых для сохранения здоровья навыков и информации, отсутствием нравственно – духовной культуры. Сегодня предлагается множество профилактических программ, использующих традиционные методы, которые не всегда работают. Опыт педагогов-психологов г.Караганды показал, что одним из самых эффективных является подход «мотив – изменение поведения». Во исполнение пунктов 17,18 Плана мероприятий по реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан от 27 мая 2009 года № 784 МОН РК, управлением образования совместно с Республиканским научно-практическим центром медико-социальных проблем в 2009 году был проведен обучающий семинар-тренинг по работе с программой выявления психологического здоровья школьников и внедрение компьютерных диагностических систем в 25 городских школах гг.Павлодара, Караганды, Тараза. А в мае 2010 года данная программа внедрена во все общеобразовательные учреждения (80 школ). Работая по программе национальной безопасности на уровне Министерства Правительства, педагоги-психологи (80 общеобразовательных школ г. Караганды) выявляли психологическое здоровье учащихся подростков в возрасте от 10-17 лет. В ходе исследования было обследовано 6127 учащихся школ. $IMAGE4$Значимость данного эксперимента и внедрения диагностической программы, рассматриваемой как психологическое здоровье в том, что на раннем этапе развития и формирования личности подростка можно выявить предрасположенность к употреблению ПАВ и алкоголя, к правонарушениям, предрасположенности к суициду, социальном неблагополучии, в частности проблемы в семье, среди сверстников, которые чаще всего скрывают подростки. Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья: условие адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, и обеспечение возможности непрерывного развития в течение всей жизни человека. Если рассматривать факторы, формирующие психологическое здоровье, то высший уровень психологического здоровья – прежде всего устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. Адаптивный или средний уровень – учащихся, в целом адаптированные к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Дезадаптивный, или ассимилятивно – аккомодативный (низкий уровень). К нему можно отнести ребят с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Таким образом, для психологического здоровья, норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. На первом этапе эксперимента психологами города (февраль 2010 год) выявлены показатели психологического здоровья учащихся 25 общеобразовательных учреждений, и мониторинг показал следующее: - по степени завершенности личной идентификации или самоидентификации 81,6% учащихся показал конструктивный вариант формирования данного свойства, предполагающий определенность в отношении жизненных интересов и планов, достаточно четкое разграничение не предмет того, что из этих планов связано с собственными интересами, а что навязывается извне, четко сформированные образ и ощущение самого себя. Деструктивный вариант, характеризующийся постоянными ощущениями неопределенности, потерянности и недовольства при мыслях о себе и соответствующем самоанализе показали 16,9% учащихся. И в группу риска вошли – 1, 5% учащихся. - по степени сформированности конструктивного жизненного сценария в группе ярко выраженного риска не оказалось ни одного учащегося, наличие риска имеется у 21,1% учащихся, что говорит о частичном осмыслении жизненных планов школьников, которые не влекут за собой конкретных действий. И, наконец, конструктивный вектор формирования данного свойства имеют 78,9% учащихся, что говорит о наличии активного поиска своего жизненного пути, устойчивого интереса, сопровождающего это занятие, наличие достаточно четких представлений о том, чего хотелось бы достичь в жизни, а также о способах реализации собственных жизненных планов. - степень сформированности навыков ответственного выбора показал высокий уровень формирования данного свойства. 52,3% школьников имеют склонность к самостоятельному принятию решений и ответственности за последствия собственного выбора. 39,9% учащихся имеют наличие риска (ощущения тревоги, дискомфорта в ситуации выбора, сомнения в правильности собственного решения). Ярко выраженный риск составила группа учащихся с постоянными ощущениями тревоги, дискомфорта в ситуации выбора, сомнениями в правильности собственного решения, постоянном стремлении делегировать это право другим, как и ответственность за последствия сделанного выбора – 7,8% . - степень сформированности внутреннего локуса контроля или позитивное отношение, возможность управлять собственной судьбой и постоянное желание развиваться в данном направлении, принятие ответственности за обстоятельства и события в своей жизни, умение отстаивать собственную позицию и защищать свои интересы показали 42,1% школьников г.Караганды. 35,5 % учащихся имеют риск попасть в зависимость от окружения, и группу риска составляют - 22,4 % ребят, не имеющих внутреннего локуса контроля. Эти ребята стремятся переложить ответственность за все происходящее с ними на значимых других. - по степени сформированности личностных ресурсов следующие показатели: • интеллектуальные ресурсы -25,4% - высокий уровень; средний уровень – 53%; низкий уровень – 21,6%. • дифференцированная сензитивность – 53,2% высокий уровень; средний уровень – 42,9%; низкий уровень – 3,9%. • навыки коммуникативности – высокий уровень – 32%; средний уровень – 59%; низкий уровень – 9%. • навыки ассертивности (умение отстаивать свои права, способность быть твердым, честным, дружелюбным) – высокий уровень – 78,9%; средний уровень – 21,1%; низкий уровень - 0% • креативность - высокий уровень – 53,8%; средний уровень -35,8%; низкий уровень – 11%. • продуктивные копинг-стратегии - высокий уровень – 58%; средний уровень - 27%; низкий уровень – 15%. • доминирование синергетической стратегии поведения - высокий уровень – 18%; средний уровень – 51,4%; низкий уровень – 30,6%. • навыки самоорганизации и структурирования (планирования) времени высокий уровень – 42,1%; средний уровень – 35,5%; низкий уровень – 22,4%. На сентябрь 2011-2012 учебного года мониторинг психологического здоровья учащихся показал следующее: из обследуемых учащихся группу высокого риска по психологическому фактору составили: от 10-11 лет (1575 человек) -14,6% учащихся г. Караганды; от 12-13 лет (1885 человек) – 17,9% учащихся г. Караганды; от 14-18 лет (2667 человек) -14,9% учащихся г. Караганды. Рассматривая биологический фактор риска учащихся в данной диагностической программе можно отметить, что данный блок выявляет скрининг потенциальных проблем и позволяет определить место обследуемого в континууме между патологическим и нормативным развитием ребенка. Это, прежде всего – наследственность, осложнения во время родов и первые годы жизни, нарушения развития в детском и подростковом возрасте и психическое здоровье. Так из обследуемых учащихся группу высокого риска по биологическому фактору составляет: от 10-11 лет (1575 человек) -15,6% учащихся г. Караганды; от 12-13 лет (1885 человек) – 16,3% учащихся г. Караганды; от 14-18 лет (2667 человек) -15,6% учащихся г. Караганды. Оценка социальных факторов риска складывается из нескольких параметров, которые включают в себя особенности семейной системы, социальный статус, продуктивность социального функционирования, коммуникативная сфера, адаптивные способности и поведенческие реакции, типичные для подросткового возраста. Данная группа факторов в общей системе свойств имеет непосредственное отношение к феномену психологического здоровья – устойчивости к вовлечению ПАВ, алкоголя, правонарушений, склонности к агрессии, суицидальности и выполняет функцию «ускорителя» или «усилителя». Из обследуемых учащихся группу высокого риска по социальному фактору составили: группа от 10-11 лет (1575 человек) -13,9% учащихся г. Караганды; группа от 12-13 лет (1885 человек) – 18,1% учащихся г. Караганды; группа от 14-18 лет (2667 человек) - 15,3% учащихся г. Караганды. Как мы видим, психологическое здоровье учащихся г. Караганды в целом устойчивое. Лишь малая часть нуждается в помощи не только психолога, но и в помощи и поддержке своей семьи, педагогов образовательных учреждений, внешних специализированных учреждений. Параллельно с диагностической, коррекционной и профилактической работой психологов города ведется совместная работа со всеми внутренними службами (социальный педагог, завуч по ВР, классный руководитель, медицинский работник, школьный инспектор, вожатый). Изучая трудных подростков, выявляются все педагогически запущенных трудные подростки. Путём систематических наблюдений за учеником, идет изучение результатов его деятельности (учебной, трудовой, общественно полезной) устанавливается характер его трудновоспитуемости, пробелы в знаниях, отставания или задержки в развитии, отклонения в отношениях, намечаются пути и способы их преодоления. Методом наблюдений, анкетирования устанавливается положение подростка в классном коллективе, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними; положения подростка в семье, уровень микроклимата и взаимоотношений в ней, а также педагогического влияния семьи разрабатываются коррекционные и профилактические программы по улучшению и стабилизации состояния ребенка. Изучая интересы, способности и склонности подростков, они вовлекаются во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность. Ежегодно проводится совместная работа с внешними структурами - общественными организациями (Карагандинский университет «Болашак», Карагандинский ОЦ ЗОЖ, Карагандинский ОЦ СПИД, Департамент по защите прав детей, ОО «Сау урпак», «Махаббат», «Жарык элем», «Келешек» г. Астана, РНПЦМСП г. Павлодара), которые помогают образовательным учреждениям в проведении конкурсов, конференций, круглых столов по правонарушениям и социально-опасным заболеваниям среди уязвимых групп населения Казахстана, тренингов, направленных на профилактику наркомании, аддиктивного поведения, суицида; коррекционно-профилактической работе с выявленной группой риска подростков; проведении молодежных акций и мероприятий; в развитии волонтерского движения в данной области (является главным приоритетным направлением, тем самым вызывая интерес, меняет мотив поведение подростка, включаясь в добровольную практику + заработок); предоставление информационного материала; досуговедении (танцевальные кружки, класс гитары, изучение языков, информатика и бесплатный интернет). | |
Просмотров: 1718 | Загрузок: 125 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|