Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Организация городской модели психологического обеспечения образовательного пространства г. Караганды
[ Скачать с сервера (31.5 Kb) ] 2013-02-15, 3:35 PM
Организация городской модели психологического обеспечения образовательного пространства г. Караганды.

Методист-психолог ОО г. Караганды
Караленя О.А.

Сегодня школьный психолог становится участником целенаправленного педагогического процесса, в котором взаимодействуют администрация, учителя, классные руководители, социальные работники, педагоги дополнительного образования, коррекционные педагоги и родители учащихся. Поэтому очень важен качественный состав психологов и их образовательный уровень.

Качественный анализ кадров педагогов-психологов г. Караганды
на 2009-2012 г.
Учебный год Всего психологов С высшим образованием Нет высшего образования
2006-2007 118 чел. 112 чел. 6 чел.
2007-2008 136 чел. 132 чел. 4 чел
2008-209 120 чел. 120 чел. -
2009-2010 116 чел. 115 чел. 1 чел.
2010-2011 120 чел. 118 чел. 2 чел. осш № 36, 59
2011-2012 132 чел./87с р.яз. 132/ 87 чел.с рус.яз. -

Согласно статистическим данным численность психологических работников составляет 132 человека. Если в 2006 году в образовательных организациях количество психологов составляло 118 человек, то в 2012 году потребность в специалистах возросла. Так в 60% школьных учреждениях (48) уже имеют по два специалиста, а в 40% (32 школы) имеют одного психолога

Сведения о молодых специалистах и соотношения кадров по стажу
(2009-2012 гг.)
Учебный год 0 до 3 лет 3 - 5 лет 6- 10 лет 11 – 15 лет 16 – 20 лет

2006-2007 59 человек 18 человек 31 человек 6 человека 4 человека
2007-2008 57 человек 20 человек 29 человек 16 человек 10 человек
2008-209 75 человек 10 человек 22 человека 9 человек 4 человека
2009-2010 49 человек 24 человек 28 человек 7 человек 8 человек
2010-2011 53 человека 26 человек 26 человек 7 человек 8 человек
2011-2012 35 человек 22 человека 19 человек 8 человек 3 человека

Анализ показывает, что в течении 3- х последних лет состав психологов города остаётся стабильным. В коллективе работают как опытные (34,4%) так и начинающие педагоги-психологи (65,6%). Несмотря на то, что основную массу специалистов составляют молодые психологи, они успешно обучаются и получают профессиональную помощь у методиста и творческих специалистов со стажем (это курируемые школы – 9,34, 45, 53, 77, 81,95, 97, лицей № 2).
В течении 5 лет наблюдаются динамика роста повышения уровня квалификации психологов. Ежегодно 47,5% педагогов-психологов проходят проблемные курсы, а повышают свою профессиональную компетентность – 34,8% специалистов.

Анализ аттестации психологических кадров на 2009-2012 г.

Учебный год Высшая категория 1 категория 2 категория Без категории
2006-2007 6 человек 8 человек 29 человек 75 человек
2007-2008 6 человек 17 человек 20 человек 89 человек
2008-209 8 человек 11 человек 45 человек 56 человек
2010-2011 9 человек 16 человек 36 человек 60 человек
2011-2012 13 человек 20 человек 41 человек 17 человек

Сравнивая показатели за последние 3 года можно отметить, что выросло число психологов, получивших высшую и первую квалификационную категорию, рост составил – 7,4% и 9,5%; число специалистов имеющих вторую квалификационную категорию составило 17,1 %. Уменьшилось количество (19,5%) не имеющих категорию.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых работает психолог. С введением в штатное расписание школ должности психолога, возникла острая необходимость определения материально-технического и методического обеспечения рабочего места психолога. Таким рабочим местом является его кабинет, где проходит консультирование участников образовательного учреждения, изучение особенностей его личности, создаются ситуации доверительности и прочее.
Психолог в учреждении образования отслеживает психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию. Эффективность работы психолога определяется, прежде всего, тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся.
Необходима достаточная материальная - техническая и методическая база (в противном случае он оказывается в положении портного без иголки).
Мы проанализировали условия работы психологов во всех учреждениях образования г. Караганды:
• Из всех обследованных учреждений только в 61,2 % (49 школ) из них психологи работают в отдельном кабинете: ШИ № 4, 22, ШГ № 3 ,9, 38, 45, 53, 92, 93, 95, 101, ОСШ №№ 6, 8, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 46, 51, 52, 54, 63, 66, 73, 74, 77, 78, 79, 81 (кабинет без окон, нет естественного освещения), 82, 85, 86, 137. Надо отметить тот факт, что руководители данных школ смогли обеспечить;
• в 32,5% учреждениях (в 26 школах) — в одном кабинете с социальным педагогом, логопедом, педагогом-организатором, инспектором, заместителем директора по воспитательной работе: ОСШ и ШГ № 1, 5, 10, 15, 16 -(4 в 1), 27, 48, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 64 -(4 в 1), 65, 68, 76, 83, 87, 88, 91, 97,100, 134, техлицей;
• и 6,3% образовательных учреждений (5 школ) вообще не имеют кабинета психолога. Это такие школы - №№ 4, 14, 43, 44, 50. Причина – не хватает кабинетов, малокомплектные школы.
Из технических средств обучения в кабинетах психолога образовательных учреждений г. Караганды имеются лишь персональные компьютеры. Это выше указанные школы, имеющие кабинеты психологов – 61,2 % (49 школ). Остальные психологи изыскивают возможность попасть в кабинет информатики (где проходят занятия по расписанию), что не очень удобно как для психолога (ведение и оформление документации), так и для учащихся (на сегодняшний день мы используем диагностические методики в электронном виде).
Разумеется, есть кабинеты, которые во многом уже соответствуют современным требованиям, стандарту, положению, гигиеническим требованиям и находятся в идеальном состоянии. В этом плане интерес представляют кабинеты психологов А.В.Сыскиной, работающего в ШГ № 3, ШГ № 9 – Гончарук Н.П.ОСШ, № 25 – Бакмаганбетова Б.Н. и Степанова Т.Ю., ШЛ №53 – Воронина С.А., ОСШ № 77 - Тулеубекова А.А. и Оразаев М.А, ШГ № 93 – Сурганова И.В. Кабинеты оснащены технической аппаратурой, персональным компьютером, принтером, с помощью которого психолог обрабатывает диагностические данные, суммирует информацию о каждом учащемся, создавая банк данных в целом. Интерьер указанных помещений эстетически выдержан, соответствует требованиям и задачам и положению о кабинете.
Поскольку каждое учреждение образования имеет свою специфику (гимназический, лицейский компонент, классы КРО), то и оснащение кабинета должно соответствовать имеющемуся Положению о кабинете и тем задачам, которые решает психолог, работая в конкретном учреждении. Поэтому необходимо определить материально-технический минимум кабинета с ежегодным целенаправленным выделением бюджетных средств.
Школа, как известно, это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами, и родителями, основными направлениями работы которого:
• Психологическое консультирование;
• Психологическая диагностика;
• Психологическая коррекция;
• Психологическое просвещение;
• Психологическая профилактика.
Сегодня на первый план выступает работа по профилактике суицида, правонарушений, потребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа, но это не только прерогатива психологов. Каждый из специалистов внутренних связей работает в автономном режиме, всячески отнекиваясь от данного направления. Тогда как в документе положения ШПС, указаны функциональные обязанности каждого члена ШПС, в которую входят – завучи по ВР, социальный педагог, психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних. В данном направлении необходимо только конструктивное взаимодействие с внутренними связями ОСШ, значение которого определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми.
Наряду с просветительской и профилактической работой по суициду, правонарушениям, группой риска ведется работа по психологической подготовке к ПГК, ЕНТ.
Всевозможные трудности при сдаче ЕНТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, и отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности психологи образовательных учреждений предлагают преодолеть через профилактические занятия:
• знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого национального тестирования;
• повышение сопротивляемости к стрессу в результате:
а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой
ситуации;
б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
• развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
И на помощь педагогическому коллективу приходит психолог. Конечно, прежде всего, выявляются учащиеся, нуждающиеся в психологической помощи; особенности восприятия и отношения учащихся к ЕНТ; оценка уровня личностной тревожности. Затем начинается психокоррекционная и профилактическая работа, ликвидирующие разные виды тревожности. Составляется график психологических консультаций по подготовке к ПГК и ЕНТ, план занятий и реализация запланированного.
Занятия проводят через день, два, до и, при необходимости, в период экзаменов и учебных занятий, где используются все виды релаксации (мышечная, аутогенная)
Работа городского методического объединения психологов отличается стабильностью и высоким профессиональным интересом его участников. Можно отметить, что практически все психологи имеют настрой на взаимодействие, высокую профессиональную мотивацию, заинтересованы в личностном и профессиональном росте. Подтверждение тому посещаемость заседаний городских МО, активность и креативность психологов города.
Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор её модели, т.е. модели, соответствующей условиям, запросам, потребностям самих педагогов-психологов, а также педагогов и руководителей конкретного образовательного учреждения.
Если раньше работа МО проходила в 3 этапа, по трем направлениям:
• Организация работы методических объединений педагогов-психологов ОУ 1 раз в месяц;
• Прогнозирование, планирование и организация ПКП с ОИПКРО и РИПК; Создание базы данных о психологах;
Обобщение и распространение передового опыта;
• Мониторинг психического развития учащихся,
то на сегодняшний день в системе методического обеспечения практической деятельности педагогов-психологов города определены направления, способствующие научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам и администрации во внедрении новшеств.
Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности МО педагогов-психологов обеспечивают повышение, совершенствование уровня их профессиональной компетентности и мастерства.
Определяя формы и методы работы методического объединения психологов как всегда основной акцент был сделан на:
• Теоретические и практические семинары на основе опыта работы;
• «Мастер-класс» по девиантным, трудным и агрессивным подросткам, склонных к суициду, аддикциям и правонарушениям;
• «Школа становления молодого психолога» тематические консультации и обучение;
• «Школа исследователя» - исследовательские и экспериментальные работы, разработка программ, методических пособий и рекомендаций на основе собственного опыта;
• Творческие группы и лаборатории;
• «ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге;
• Сетевое объединение и сообщество психологов — методическая, консультационная помощь молодым
специалистам и психологам поискового уровня;
• Семинары-тренинги с приглашением ведущих тренеров города, общественных объединений.
Хочется отметить высокий уровень профессионализма, ответственность, грамотность и качественное проведение семинаров и мастер-классов, педагогов-психологов:
• КГКП Лицея № 2 – Придыбайло И.Л.,
• КГКП ШГ № 9 – Гончарук Н.П.,
• КГКП СОШ № 15 – Амантаева С.О.,
• КГКП СОШ № 32 – Куралесова Е.В., Вольштейн Е.В.,
• КГКП СОШ № 34 – Демченко А.В.,
• КГКП ШГ № 38 – Пилатова Н.Г., Мирзоева Л.В., Шумакова Т.А..,
• КГКП СОШ № 45 – Лучкова Т.А.,
• КГКП СОШ № 52 – Заблоцкая И.В.,
• КГКП ШЛ № 53 – Воронина С.А.,
• КГКП СОШ № 54 – Молярова И.Б.,
• КГКП СОШДС № 77 – Тулеубековой А.А,
• КГКП СОШ № 81 – Струнина Е.А.
Не смотря на малый стаж работы, в коллективе психологов много активных, перспективных, ответственных и творческих специалистов. Очень хорошую подготовку и качественный материал к семинарам показали педагоги-психологи:
• КГКП ШГ № 1 – Федосина А.И.,
• КГКП ШИ № 4 – Егорова Т.В.,
• КГКП СОШ № 20 – Лихачева Г.В.,
• КГКП СОШ № 40 – Жумажанова Т.Р.,
• КГКП СОШ № 63 - Берсенева Е.С, Пенькова О.И.
• КГКП СОШ № 82 – Уварова А.Н.,
• КГКП № 88 – Скворцова Н.А.
Интересные и полезные интерактивные уроки провели КГКП Гимназия № 9 - Гончарук Н.П., КГКП ШГ № 45 – Лучкова Т.А. и КГКП СОШ № 81 – Струнина Е.А., Михеева А.М.
Неоценимую помощь в исследовательской работе по удовлетворенности работой дошкольных учреждений и жестокому обращению оказали грамотные специалисты высокого уровня квалификации педагоги – психологи г. Караганды:
• Сошкина Н.А. – гимназия №1,
• Гоначрук Н.П. - гимназия № 9,
• Демченко А.В. – КГКП СОШ № 34,
• Пилатова Н.Г. – гимназия № 38,
• Струнина Е.А. и Михеева А.М. – КГКП СОШ № 81,
• Придыбайло И.Л. – лицей № 2.
Анализируя мероприятия по направлениям и видам деятельности, используя вышеуказанные формы работы, можно отметить, что ежегодные городские МО насыщенны, интересны, эффективны и полезны и дают отличную результативность.
Исходя из вышесказанного, можно определить слабые и сильные стороны работы психологической службы.
Слабые стороны работы:
• Во многих школах администрация не проявляет интереса к психологической службе, нет заинтересованности в
качественной работе ШПС;
• Модель функционирования связей психологической службы с другими структурными подразделениями
отсутствует, и каждая служба работает автономно, не взаимодействуя друг с другом;
• Обеспечение техническое и материальное на нуле (кабинет, мебель, компьютеризация, бумага, принтер,
инструментарий и т.д.)
• Психологи загружаются рейдовой, курьерской работой, наркопостом (Наркопост – прерогатива медицинского
работника, социального педагога и завуча по ВР), хотя в каждой школе определены должностные
обязанности каждого сотрудника. Отсюда западает коррекционно-развивающая работа с учащимися.
Сильные стороны:
• Используя разнообразные формы работы со школьными психологами по повышению их квалификационного
уровня и мастерства у психологов школ города повышается профессиональный уровень, жажда к знаниям
теоретическим и практическим. Это отмечено и на Республиканском семинаре тренерами, специалистами
Министерства образования и науки о высокой подготовке психологов города.
• Изучая трудных подростков, выявляются все педагогически запущенных трудные подростки. Путём
систематических наблюдений за учеником, идет изучение результатов его деятельности (учебной, трудовой,
общественно полезной) устанавливается характер его трудновоспитуемости, пробелы в знаниях, отставания
или задержки в развитии, отклонения в отношениях, намечаются пути и способы их преодоления. Творческими
психологами города совместно с методистом – психологом ОО г. Караганды Караленя О.А. в помощь психологам,
разработана документация по работе с детьми группы риска;
• Налажена и систематизирована работа по профилактике суицида и правонарушений, творческими психологами
города: разработаны консультации, программы и методические пособия позитивного мышления, профилактики
агрессии, аддикций, девиантного и суицидального поведения, подобраны диагностические методики,
определяющие склонности к суициду, агрессивному поведению, конфликтности, правонарушений и личностных
качеств.
• Большое внимание уделяется индивидуальному консультированию, групповым занятиям. При диагностике
широко используются электронные диагностические методики, позволяющие более полно и точно выявить
личностные особенности подростка его индивидуальность и одаренность.
• Хочется отметить понимание и конструктивное взаимодействие администрации с психологами, где понимают
значимость ШПС.
Категория: Психология | Добавил: Аппетитная
Просмотров: 2005 | Загрузок: 112 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru