Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (31.5 Kb) ] | 2013-02-15, 3:35 PM |
Организация городской модели психологического обеспечения образовательного пространства г. Караганды. Методист-психолог ОО г. Караганды Караленя О.А. Сегодня школьный психолог становится участником целенаправленного педагогического процесса, в котором взаимодействуют администрация, учителя, классные руководители, социальные работники, педагоги дополнительного образования, коррекционные педагоги и родители учащихся. Поэтому очень важен качественный состав психологов и их образовательный уровень. Качественный анализ кадров педагогов-психологов г. Караганды на 2009-2012 г. Учебный год Всего психологов С высшим образованием Нет высшего образования 2006-2007 118 чел. 112 чел. 6 чел. 2007-2008 136 чел. 132 чел. 4 чел 2008-209 120 чел. 120 чел. - 2009-2010 116 чел. 115 чел. 1 чел. 2010-2011 120 чел. 118 чел. 2 чел. осш № 36, 59 2011-2012 132 чел./87с р.яз. 132/ 87 чел.с рус.яз. - Согласно статистическим данным численность психологических работников составляет 132 человека. Если в 2006 году в образовательных организациях количество психологов составляло 118 человек, то в 2012 году потребность в специалистах возросла. Так в 60% школьных учреждениях (48) уже имеют по два специалиста, а в 40% (32 школы) имеют одного психолога Сведения о молодых специалистах и соотношения кадров по стажу (2009-2012 гг.) Учебный год 0 до 3 лет 3 - 5 лет 6- 10 лет 11 – 15 лет 16 – 20 лет 2006-2007 59 человек 18 человек 31 человек 6 человека 4 человека 2007-2008 57 человек 20 человек 29 человек 16 человек 10 человек 2008-209 75 человек 10 человек 22 человека 9 человек 4 человека 2009-2010 49 человек 24 человек 28 человек 7 человек 8 человек 2010-2011 53 человека 26 человек 26 человек 7 человек 8 человек 2011-2012 35 человек 22 человека 19 человек 8 человек 3 человека Анализ показывает, что в течении 3- х последних лет состав психологов города остаётся стабильным. В коллективе работают как опытные (34,4%) так и начинающие педагоги-психологи (65,6%). Несмотря на то, что основную массу специалистов составляют молодые психологи, они успешно обучаются и получают профессиональную помощь у методиста и творческих специалистов со стажем (это курируемые школы – 9,34, 45, 53, 77, 81,95, 97, лицей № 2). В течении 5 лет наблюдаются динамика роста повышения уровня квалификации психологов. Ежегодно 47,5% педагогов-психологов проходят проблемные курсы, а повышают свою профессиональную компетентность – 34,8% специалистов. Анализ аттестации психологических кадров на 2009-2012 г. Учебный год Высшая категория 1 категория 2 категория Без категории 2006-2007 6 человек 8 человек 29 человек 75 человек 2007-2008 6 человек 17 человек 20 человек 89 человек 2008-209 8 человек 11 человек 45 человек 56 человек 2010-2011 9 человек 16 человек 36 человек 60 человек 2011-2012 13 человек 20 человек 41 человек 17 человек Сравнивая показатели за последние 3 года можно отметить, что выросло число психологов, получивших высшую и первую квалификационную категорию, рост составил – 7,4% и 9,5%; число специалистов имеющих вторую квалификационную категорию составило 17,1 %. Уменьшилось количество (19,5%) не имеющих категорию. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых работает психолог. С введением в штатное расписание школ должности психолога, возникла острая необходимость определения материально-технического и методического обеспечения рабочего места психолога. Таким рабочим местом является его кабинет, где проходит консультирование участников образовательного учреждения, изучение особенностей его личности, создаются ситуации доверительности и прочее. Психолог в учреждении образования отслеживает психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию. Эффективность работы психолога определяется, прежде всего, тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. Необходима достаточная материальная - техническая и методическая база (в противном случае он оказывается в положении портного без иголки). Мы проанализировали условия работы психологов во всех учреждениях образования г. Караганды: • Из всех обследованных учреждений только в 61,2 % (49 школ) из них психологи работают в отдельном кабинете: ШИ № 4, 22, ШГ № 3 ,9, 38, 45, 53, 92, 93, 95, 101, ОСШ №№ 6, 8, 11, 12, 13, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 46, 51, 52, 54, 63, 66, 73, 74, 77, 78, 79, 81 (кабинет без окон, нет естественного освещения), 82, 85, 86, 137. Надо отметить тот факт, что руководители данных школ смогли обеспечить; • в 32,5% учреждениях (в 26 школах) — в одном кабинете с социальным педагогом, логопедом, педагогом-организатором, инспектором, заместителем директора по воспитательной работе: ОСШ и ШГ № 1, 5, 10, 15, 16 -(4 в 1), 27, 48, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 64 -(4 в 1), 65, 68, 76, 83, 87, 88, 91, 97,100, 134, техлицей; • и 6,3% образовательных учреждений (5 школ) вообще не имеют кабинета психолога. Это такие школы - №№ 4, 14, 43, 44, 50. Причина – не хватает кабинетов, малокомплектные школы. Из технических средств обучения в кабинетах психолога образовательных учреждений г. Караганды имеются лишь персональные компьютеры. Это выше указанные школы, имеющие кабинеты психологов – 61,2 % (49 школ). Остальные психологи изыскивают возможность попасть в кабинет информатики (где проходят занятия по расписанию), что не очень удобно как для психолога (ведение и оформление документации), так и для учащихся (на сегодняшний день мы используем диагностические методики в электронном виде). Разумеется, есть кабинеты, которые во многом уже соответствуют современным требованиям, стандарту, положению, гигиеническим требованиям и находятся в идеальном состоянии. В этом плане интерес представляют кабинеты психологов А.В.Сыскиной, работающего в ШГ № 3, ШГ № 9 – Гончарук Н.П.ОСШ, № 25 – Бакмаганбетова Б.Н. и Степанова Т.Ю., ШЛ №53 – Воронина С.А., ОСШ № 77 - Тулеубекова А.А. и Оразаев М.А, ШГ № 93 – Сурганова И.В. Кабинеты оснащены технической аппаратурой, персональным компьютером, принтером, с помощью которого психолог обрабатывает диагностические данные, суммирует информацию о каждом учащемся, создавая банк данных в целом. Интерьер указанных помещений эстетически выдержан, соответствует требованиям и задачам и положению о кабинете. Поскольку каждое учреждение образования имеет свою специфику (гимназический, лицейский компонент, классы КРО), то и оснащение кабинета должно соответствовать имеющемуся Положению о кабинете и тем задачам, которые решает психолог, работая в конкретном учреждении. Поэтому необходимо определить материально-технический минимум кабинета с ежегодным целенаправленным выделением бюджетных средств. Школа, как известно, это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами, и родителями, основными направлениями работы которого: • Психологическое консультирование; • Психологическая диагностика; • Психологическая коррекция; • Психологическое просвещение; • Психологическая профилактика. Сегодня на первый план выступает работа по профилактике суицида, правонарушений, потребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа, но это не только прерогатива психологов. Каждый из специалистов внутренних связей работает в автономном режиме, всячески отнекиваясь от данного направления. Тогда как в документе положения ШПС, указаны функциональные обязанности каждого члена ШПС, в которую входят – завучи по ВР, социальный педагог, психолог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних. В данном направлении необходимо только конструктивное взаимодействие с внутренними связями ОСШ, значение которого определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. Наряду с просветительской и профилактической работой по суициду, правонарушениям, группой риска ведется работа по психологической подготовке к ПГК, ЕНТ. Всевозможные трудности при сдаче ЕНТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, и отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности психологи образовательных учреждений предлагают преодолеть через профилактические занятия: • знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого национального тестирования; • повышение сопротивляемости к стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах; • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. И на помощь педагогическому коллективу приходит психолог. Конечно, прежде всего, выявляются учащиеся, нуждающиеся в психологической помощи; особенности восприятия и отношения учащихся к ЕНТ; оценка уровня личностной тревожности. Затем начинается психокоррекционная и профилактическая работа, ликвидирующие разные виды тревожности. Составляется график психологических консультаций по подготовке к ПГК и ЕНТ, план занятий и реализация запланированного. Занятия проводят через день, два, до и, при необходимости, в период экзаменов и учебных занятий, где используются все виды релаксации (мышечная, аутогенная) Работа городского методического объединения психологов отличается стабильностью и высоким профессиональным интересом его участников. Можно отметить, что практически все психологи имеют настрой на взаимодействие, высокую профессиональную мотивацию, заинтересованы в личностном и профессиональном росте. Подтверждение тому посещаемость заседаний городских МО, активность и креативность психологов города. Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор её модели, т.е. модели, соответствующей условиям, запросам, потребностям самих педагогов-психологов, а также педагогов и руководителей конкретного образовательного учреждения. Если раньше работа МО проходила в 3 этапа, по трем направлениям: • Организация работы методических объединений педагогов-психологов ОУ 1 раз в месяц; • Прогнозирование, планирование и организация ПКП с ОИПКРО и РИПК; Создание базы данных о психологах; Обобщение и распространение передового опыта; • Мониторинг психического развития учащихся, то на сегодняшний день в системе методического обеспечения практической деятельности педагогов-психологов города определены направления, способствующие научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам и администрации во внедрении новшеств. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности МО педагогов-психологов обеспечивают повышение, совершенствование уровня их профессиональной компетентности и мастерства. Определяя формы и методы работы методического объединения психологов как всегда основной акцент был сделан на: • Теоретические и практические семинары на основе опыта работы; • «Мастер-класс» по девиантным, трудным и агрессивным подросткам, склонных к суициду, аддикциям и правонарушениям; • «Школа становления молодого психолога» тематические консультации и обучение; • «Школа исследователя» - исследовательские и экспериментальные работы, разработка программ, методических пособий и рекомендаций на основе собственного опыта; • Творческие группы и лаборатории; • «ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге; • Сетевое объединение и сообщество психологов — методическая, консультационная помощь молодым специалистам и психологам поискового уровня; • Семинары-тренинги с приглашением ведущих тренеров города, общественных объединений. Хочется отметить высокий уровень профессионализма, ответственность, грамотность и качественное проведение семинаров и мастер-классов, педагогов-психологов: • КГКП Лицея № 2 – Придыбайло И.Л., • КГКП ШГ № 9 – Гончарук Н.П., • КГКП СОШ № 15 – Амантаева С.О., • КГКП СОШ № 32 – Куралесова Е.В., Вольштейн Е.В., • КГКП СОШ № 34 – Демченко А.В., • КГКП ШГ № 38 – Пилатова Н.Г., Мирзоева Л.В., Шумакова Т.А.., • КГКП СОШ № 45 – Лучкова Т.А., • КГКП СОШ № 52 – Заблоцкая И.В., • КГКП ШЛ № 53 – Воронина С.А., • КГКП СОШ № 54 – Молярова И.Б., • КГКП СОШДС № 77 – Тулеубековой А.А, • КГКП СОШ № 81 – Струнина Е.А. Не смотря на малый стаж работы, в коллективе психологов много активных, перспективных, ответственных и творческих специалистов. Очень хорошую подготовку и качественный материал к семинарам показали педагоги-психологи: • КГКП ШГ № 1 – Федосина А.И., • КГКП ШИ № 4 – Егорова Т.В., • КГКП СОШ № 20 – Лихачева Г.В., • КГКП СОШ № 40 – Жумажанова Т.Р., • КГКП СОШ № 63 - Берсенева Е.С, Пенькова О.И. • КГКП СОШ № 82 – Уварова А.Н., • КГКП № 88 – Скворцова Н.А. Интересные и полезные интерактивные уроки провели КГКП Гимназия № 9 - Гончарук Н.П., КГКП ШГ № 45 – Лучкова Т.А. и КГКП СОШ № 81 – Струнина Е.А., Михеева А.М. Неоценимую помощь в исследовательской работе по удовлетворенности работой дошкольных учреждений и жестокому обращению оказали грамотные специалисты высокого уровня квалификации педагоги – психологи г. Караганды: • Сошкина Н.А. – гимназия №1, • Гоначрук Н.П. - гимназия № 9, • Демченко А.В. – КГКП СОШ № 34, • Пилатова Н.Г. – гимназия № 38, • Струнина Е.А. и Михеева А.М. – КГКП СОШ № 81, • Придыбайло И.Л. – лицей № 2. Анализируя мероприятия по направлениям и видам деятельности, используя вышеуказанные формы работы, можно отметить, что ежегодные городские МО насыщенны, интересны, эффективны и полезны и дают отличную результативность. Исходя из вышесказанного, можно определить слабые и сильные стороны работы психологической службы. Слабые стороны работы: • Во многих школах администрация не проявляет интереса к психологической службе, нет заинтересованности в качественной работе ШПС; • Модель функционирования связей психологической службы с другими структурными подразделениями отсутствует, и каждая служба работает автономно, не взаимодействуя друг с другом; • Обеспечение техническое и материальное на нуле (кабинет, мебель, компьютеризация, бумага, принтер, инструментарий и т.д.) • Психологи загружаются рейдовой, курьерской работой, наркопостом (Наркопост – прерогатива медицинского работника, социального педагога и завуча по ВР), хотя в каждой школе определены должностные обязанности каждого сотрудника. Отсюда западает коррекционно-развивающая работа с учащимися. Сильные стороны: • Используя разнообразные формы работы со школьными психологами по повышению их квалификационного уровня и мастерства у психологов школ города повышается профессиональный уровень, жажда к знаниям теоретическим и практическим. Это отмечено и на Республиканском семинаре тренерами, специалистами Министерства образования и науки о высокой подготовке психологов города. • Изучая трудных подростков, выявляются все педагогически запущенных трудные подростки. Путём систематических наблюдений за учеником, идет изучение результатов его деятельности (учебной, трудовой, общественно полезной) устанавливается характер его трудновоспитуемости, пробелы в знаниях, отставания или задержки в развитии, отклонения в отношениях, намечаются пути и способы их преодоления. Творческими психологами города совместно с методистом – психологом ОО г. Караганды Караленя О.А. в помощь психологам, разработана документация по работе с детьми группы риска; • Налажена и систематизирована работа по профилактике суицида и правонарушений, творческими психологами города: разработаны консультации, программы и методические пособия позитивного мышления, профилактики агрессии, аддикций, девиантного и суицидального поведения, подобраны диагностические методики, определяющие склонности к суициду, агрессивному поведению, конфликтности, правонарушений и личностных качеств. • Большое внимание уделяется индивидуальному консультированию, групповым занятиям. При диагностике широко используются электронные диагностические методики, позволяющие более полно и точно выявить личностные особенности подростка его индивидуальность и одаренность. • Хочется отметить понимание и конструктивное взаимодействие администрации с психологами, где понимают значимость ШПС. | |
Просмотров: 2005 | Загрузок: 112 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|