Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (83.0 Kb) ] | 2013-04-05, 10:34 AM |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К 12-ТИ ЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С.А. Воронина, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КГУ СОШЛ № 53 В Государственной Программе развития образования в Республики Казахстан на 2011-2020 делается акцент на «создание модели профильной школы с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников», где определены общие ориентиры развития функциональной грамотности[1]. Цель Национального плана – создание условий для развития функциональной грамотности, где результатом является овладение обучающимися системой ключевых компетенций: управленческие, информационные, коммуникативные, социальные, личностные, гражданские, технологические[2]. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества казахстанского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «творчество» [1]. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, перспектив будущего. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов предпрофильной и по-следующей профильной подготовки способствуют успешному самоо-пределению учащегося, как в профессиональном, так и в личностном плане. В этом направлении огромная роль отводиться психологической службе школ. В условиях модернизации образования возникает необходимость качественного психологического сопровождения в рамках лично-ориентированного подхода, Которое должно быть ориентировано на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании образовательного маршрута[4]. Психологические усилия должны быть распределены между допрофильной подготовкой учащихся, которая предполагает систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора. Какой должна быть модель психологического сопровождения в учебно-воспитательном процессе предпрофильного образования? «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе предпрофильной подготовки в условиях перехода к 12-ти летнему образованию» изложены в научно-методических рекомендациях, которые способствуют решению проблем индивидуально-дифференцированного обучения. Данные рассмотрены и одобрены методическим советом ОО г. Караганды - № 4 от 20.11.2012 года. Главным условием предпрофильного и профильного образования является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов и склонностей, достаточный уровень самосознания. Предпрофильная подготовка – самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения. Это образовательная система, способствующая самоопределению школьников при завершении основного общего образования, связанного с выбором будущего профессионального образования. Основная задача образования на данном этапе - свести к минимуму вероятность ошибочного выбора учащимся сферы предполагаемой профессиональной деятельности и тем самым оказать ему активное содействие в выделении спектра учебных предметов необходимых для осуществления жизненных планов. Главная цель профильного обучения – обеспечение обучения учащихся с учётом их индивидуальных склонностей и потребностей, предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальней¬шего обучения, что определяет ведущую роль психологического сопровождения - способствовать в «...создании условий для повышения готовности под-ростков к социальному, профессиональному и культурному самоо-пределению в целом» [3]. В качестве цели практической деятельности психолога выступает психологическое сопровождение учащихся, направленное на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучаемым оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспечение обучения учащихся с учётом их индивидуальных склонностей и потребностей, предпочтений и возможностей для более обоснованного, осознанного и самостоятельного выбора профиля дальнейшего обучения. Это развитие основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция. Под компетенцией понимаются некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования - знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений. Психологическая служба должна быть ориентирована на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании среднего предпрофильного и профильного образова¬ния. Целью психологического сопровождения учащихся на этапе предпрофильной подготовки является - обеспечение психологической готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории дальнейшего профессионального образования. Под психологической готовностью к выбору профессии нами понимается - способность ученика соотнести следующие факторы: внут¬реннюю осознанность самого факта выбора и определен¬ность профессиональных интересов, осведом¬ленность ученика о своих склонностях и способностях, а также какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку, требования рынка труда, которые определяют возможности дальнейшего трудоустройства и карьерного роста, материальные ресурсы для получения необходимого профессионального образования и их наличие. Индивидуальная траектория дальнейшего профессионального образования предполагает - путь реализации потенциальных возможностей ученика. Она состоит из четырех составляющих: индивидуальной траектории обучения, индивидуальной траектории личностного развития, индивидуальной траектории профессионального становления, индивидуальной траектории физического развития. Содержательная сторона обеспечения основных психологических условий, способствующая развитию личности ученика, опирается на три составляющих: возрастные особенности – новообразования, которые служат дальнейшему развитию возможностей ученика; индивидуальные особенности ученика – интересы, склонности, способности, самосознание, направленность, ценностные ориентации, жизненные планы и т.д. благоприятный социально-психологический климат. Принципы предпрофильного образования способствуют успешному формированию у учащихся психологической и практической готовности к самореализации в определенной сфере трудовой деятельности: формирование социально гра¬мотной и социально мобильной личности; развитие высокой степени осознанности имеющихся возможностей и ресурсов личности; формирование функциональной грамот¬ности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечиваю¬щих возможность самостоятель¬ного решения проблем в различ¬ных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося обще¬ства; расширение возможностей для индивидуализации образова¬тельных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащих¬ся; целенаправленная организация взаимосвязанной деятельности и со-трудничества учителя и ученика; самоопределение ученика в отношении профилирующего направ¬ления собственной деятельности; индивидуализация форм учеб¬ной деятельности, исполь¬зование методов самостоятельной работы, активных методов обучения; ориентация на выработку иссле¬довательских навыков учащихся, обязательное выполнение учебных проектов как способа представления достигнутых результатов по форми¬рованию и развитию ключевых компетентностей; обеспечение условий для посто¬янного самоанализа и самооценки учащимися своей учебной деятельно¬сти и ее результатов. Для реализации выделенных принципов используются следующие психолого-педагогические средства организации и оценивания результа¬тов процесса предпрофильного: современные педагогические и информационные технологии, иници-ирующие познавательную актив¬ность ученика и способ¬ствующие формированию ключевых компетентностей учащихся; инновационные формы организации образова¬тельного процесса; блочное построение психолого-педагогического процесса, обеспечи-вающее условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий учеников; адекватные методы определения уровня развития способностей и склонностей, интересов и возможностей обучаемых; единый диагностико-методический комплекс в сопровождаемой деятельности, который позволит оценить степень социальной адаптации, личностного и профессионального самоопределения учащихся, осознанности выбора в профильном обучении; выявления степени эффективности сопровождаемой деятельности в учебном учреждении, через портфолио ученика, индивидуальные мониторинговые карты достижений и мониторинг готовности девятиклассника к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения. Процесс психолого-педагогического сопровождения предпрофильного образования мы разделяем условно на несколько этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены: Пропедевтической этап Информационно-активизирующий этап Диагностический этап Аналитический этап Этап профилактического, развивающего, воспитательного характера Обобщающий этап Этап оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения На каждом этапе используются соответствующие содержанию деятельности формы и методы работы, которые помогают в формировании психологической готовности. Опираясь на критерии психологической готовности ученика к осознанному профессиональному выбору, реализуя задачи предпрофильной подготовки через основные виды деятельности, исследуя факторы, влияющие на успешный выбор профессии личностью, опираясь на умение ученика соотносить основные составляющие выбора – «хочу», «могу», «надо», а также, развивая способность проектирования профессиональной самореализации: мы способствуем созданию пути реализации потенциальных возможностей ученика, с учетов внутренних и внешних факторов выбора. На этапе обобщающего характера и оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения подводятся итоги процесса самоопределения: Во-первых, ученик-семиклассник осуществляет анализ своих способностей, которые необходимы для профессионального выбора в будущем, ученик-восьмиклассник рефлексирует свое продвижение в образовании, уровень профессиональной готовности к определенному виду труда, девятиклассник осуществляет выбор своей образовательной траектории в соответствии с профессионально-важными качествами личностных особенностей. Во-вторых, подводятся итоги при организации совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с их родителями, через организацию и проведение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, обучающих и практических семинаров, консультирование по схеме «хочу+могу+надо= варианты выбора». В-третьих, составление карт образовательного маршрута ученика на следующий учебный год, заполнение индивидуальных карт достижений учащихся и психологический мониторинг. Литература: 1.Государственная программа развития образования РК на 2011-2012 годы. 2.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников 2012-2016 годы 3. Лежнина. Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25. 4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005. Карта развития «Мониторинг образовательного маршрута девятиклассника» Ф.И.О. Возраст Достижения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.) № Показатели Диагностический инструментарий Результаты школьника РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1 Мотивация обучения Мотив учебной деятельности 2 Диагностика мыслительных процессов Эрудит - Резапкина 3 Предпочтения к проф. деятельности Методика «Профиль» - Резапкина 4 Профессиональная готовность Методика Меттуса - ОПГ 5 Познавательные интересы и склонности Тетрадь предмета «Самопознание» 6 Профессиональный тип личности Методика Холланд модифицирована Резапкиной 7 Эмоциональная сфера Стрессоустойчивость 8 Предпочитаемые предметы Самоанализ 9 Предпочитаемый профиль Самоанализ 10 Предполагаемый профиль обучения Анкета родителей «Мои предпочтения» 11 Проектная деятельность (Предмет) Обобщающие выводы РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12 Уровень успеваемости По четвертям 1 2 3 4 Годовая оценка 13 Сформированность ведущих умений и навыков Анкета ОУУН Интеллектуальные Коммуникативные Организационные РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14 Уровень воспитанности Анкета 15 Уровень воспитуемости Выводы ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 16 Общее состояние Мед. осмотр 17 Уровень физической подготовки Тесты физ.подготов. На начало года На конец года Дата заполнения: ___________________________________ Рекомендуемый профиль обучения: ___________________ Классный руководитель: ____________________________ Психолог: __________________________________________ | |
Просмотров: 3203 | Загрузок: 189 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|