Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Диагностическая копилка по выявлению и профилактике вредных привычек
2014-01-04, 9:30 PM
Грецингер Нелли Георгиевна, педагог – психолог I категории,
ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного».

Тест Фагерстрёма на определение степени никотиновой зависимости
(Fagerstorm et al., 1997)
Текст методики
1. Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?
1 В течение первых 5 минут- 3
2 От 6 до 30 минут -2
3 От 31 до 60 минут- 1
4 Более часа -0
2. Трудно ли Вам воздерживаться от курения в местах, где курение запрещено?
Да -1
Нет- 0
3. От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?
От первой -1
4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в течение дня?
1 10 или меньше- 0
2 От 11 до 20 -1
3 От 20 до 30 -2
4 30 и более -3
5. Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?
Да- 1
Нет -2
6. Продолжаете ли Вы курить, когда очень больны и вынуждены соблюдать постельный режим в течение всего дня?
Да -1
Нет- 0
Интерпретация результатов:
Степень зависимости:
0—2 балла — никотиновая зависимость отсутствует; 3—6 баллов — слабая или умеренная зависимость; 7—10 баллов — выраженная зависимость.

Тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble)
Для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков используется тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) (Ewing,1984) в модификации А. Ю. Егорова. Тест может служить инструментом выявления групп риска в подростковой популяции.
Текст методики
№ Вопрос да нет
1.Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы
расслабиться (Relax), почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?
2.Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь
в одиночестве (Alone)?
3. Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей
(Friends) алкоголь или наркотики?
4.Имеет ли кто-нибудь из Ваших ближайших родственников (Family)
проблемы, связанные с употреблением алкоголя или аркотиков?
5.Случались ли у Вас неприятности (Trouble) из-за употребления
алкоголя или наркотических веществ?

Обработка и интерпретация результатов:

Положительные ответы на вопросы № 1, 2 и 5 оцениваются в 1 балл каждый, на вопросы № 3 и 4 — в 0,5 балла.
Если в сумме набирается 2 и более баллов, то уместно предположение о наличии у подростка химической зависимости.

Анкета по выявлению знаний о наркотиках у подростков и отношении к ним.
1. Знаете ли Вы, что такое наркотики?
1 да
2 нет
2. Откуда Вы впервые узнали о наркотиках?
1 от друзей
2 из газет, журналов, телевидения и т.п.
3 из видеофильмов
4 от родителей
5 от преподавателей
6 познакомился с человеком, который употребляет наркотики
7 прочитал(а) в специальной литературе
8 видел(а) на улице
3. Знаете ли Вы где можно купить или достать наркотики?
1 да, знаю много таких мест
2 да, знаю одно такое место
3 нет, не знаю
4. Слышали ли Вы, что кто-то из сверстников употребляет наркотики?
1 да
2 нет
5. Сколько у тебя друзей и просто знакомых?
1 нет друзей и знакомых
2 15-20 человек
3 25-35 человек
4 40-50 человек
5 больше 50 человек
6. Какое количество твоих знакомых, как ты думаешь, принимают наркотики?
1 нет таких
2 2-З человека
3 5-б человек
4 8-10 человек
5 15-20 человек
6 больше 20 человек
7. Как ты думаешь, почему может возникнуть желание попробовать наркотик?
1 это поднимает авторитет в глазах других ребят
2 это интересно - посмотреть, как изменится настроение?
3 это поможет досадить родителям
4 неудобно отказываться, когда все пробуют
5 это дает ощущение самостоятельности и независимости
6 позволяет расслабиться
7 если жизнь становится безразличной
8 связано с жизненными обстоятельствами
9 если нет смысла жизни
10 когда тебе некуда пойти
11 когда человек испытывает сильную боль
12 избавиться от проблемы
13 словить кайф
14 когда нечего делать
15 помогает, когда плохо на душе
16 по глупости
17 модно
18 изменить на время действительность
19 от одиночества
20 заглушить боль и обиду
21 достигнуть состояния творчества
22 затрудвяюсь ответить
8. Если человек употребляет наркотики, то это:
1 замечательно, так как наркотики дают ощущение полного кайфа
2 нормально, так как иногда можно позволить себе расслабиться подобным образом
3 ненормально, так как за этим следует зависимость от наркотиков
4 очень плохо, так как этого человека ждет полная деградация личности
5 глупо
6 опасно, так как вскоре приведет к смерти
7 вредит здоровью
8 отразится на потомстве
9 это не человек
10 это может толкнуть на преступление
11 затрудняюсь ответить
9. Довелось тебе хотя бы раз попробовать наркотик?
1 да
2 нет
10. Если ты попробовал наркотик, то какой?
1 Канабиоды конопли:
анаша
ганжебас
план
марихуана
шмаль
рушник
драп
2 Опиаты:
опий
ханка
тарен
3 Медицинские препараты:
реланиум
фенозепам
димедрол
солутан
тозепам
нозепам
другой препарат(указать)
4 Кокаин
5 Химические вещества
клей «Момент»
11. Если бы ты захотел ради интереса на спор достать наркотик, сколько бы времени тебе понадобилось для этого?
1 10-15 минут
2 полчаса-час
3 около 2-3 часов
4 полдня
5 сутки
6 несколько дней
7 неделя и больше
12. Знаешь ли ты, где можно пройти курс лечения от наркотической зависимости?
1 да
2 нет
13.Твой пол:
1 мужской
2 женский
14. Твой возраст:
1 12 лет
2 13 лет
3 14 лет
4 15 лет
5 16 лет
6 17 лет
15.Кто из родителей живет в твоей семье?
1 и папа и мама
2 только папа
3 только мама
4 нет родителей
16. Как бы ты оценил материальное положение своей семьи?
1 живем в достатке
2 не шикуем, но и не бедствуем
3 еле-еле сводим концы с концами
4 живем за чертой бедности
5 затрудняюсь ответить
17.Образование твоих родителей:
1 незаконченное среднее
2 среднее, средне-специальное
3 незаконченное высшее, высшее
18. Профессия твой матери:
1 рабочая
2 служащая производственной сферы
3 служащая государственных органов
4 инженерно-технический работник
5 руководитель предприятия, учреждения
6 медицинский работник
7 педагог
8 предприниматель
9 безработная
10 работник сферы обслуживания
11 творческая интеллигенция
12 домохозяйка
13 пенсионер
19.Профессия твоего отца:
1 рабочий
2 служащий производственной сферы
3 служащий государственных органов
4 инженерно-технический работник
5 руководитель предприятия, учреждения
6 медицинский работник
7 педагог
8 предприниматель
9 безработный
10 работник сферы обслуживания
11 творческая интеллигенция
12 пенсионер

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков

№ Вопросы баллы
1.Обнаруживали ли вы у ребенка:
Снижение успеваемости в течение последнего года? 50
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе? 50
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям? 50
Частую, непредсказуемую смену настроения? 50
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить? 50
Частые простудные заболевания? 50
Потерю аппетита, похудание? 50
Частое выпрашивание денег? 50
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям? 50
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни? 50
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей? 50
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения? 50
Гнев, агрессивность, вспыльчивость? 50
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма? 100
Резкое снижение успеваемости? 100
Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях? 100
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией? 100
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически? 100
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.? 100
Нарастающую лживость? 100
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки? 200
Значительные суммы денег без известного источника дохода? 300
Частый запах спиртного? 300
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей? 300
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.? 300
Состояние опьянения без запаха спиртного? 300
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов? 300
2.Слышали ли вы от ребенка:
Высказывание о бессмысленности жизни? 50
Разговоры о наркотиках? 100
Отстаивание своего права на употребление наркотиков? 200
3.Сталкивались ли вы со следующим:
Пропажей лекарств из аптечки? 100
Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.? 100
4.Случалось ли с вашим ребенком:
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.? 100
Совершение кражи? 100
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков? 300
Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)? 100

Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить химическую зависимость.
Существует также подход к выявлению учеников группы риска, заключающийся в диагностике личностных особенностей, которые увеличивают вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Буду очень рада если эта маленькая часть моей диагностической копилки поможет Вам, моим коллегам в проведении исследований и подготовке к месячникам по ЗОЖ, а самое главное в своевременной помощи детя и их родителям.
С уважением ГНГ.
Категория: Психология | Добавил: terra
Просмотров: 2323 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-23, 10:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru