Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (1.45 Mb) ] | 2014-01-15, 9:16 PM |
Городское заседание методического объединения психологов Семинарское занятие Школьный буллинг как причина возникновения аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. Профилактика насилия в школе. Задачи: • Формирование благоприятной психоэмоциональной среды учебного заведения, включающей систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. • Улучшение социального климата школы, формирование положительных социальных взаимоотношений между школьниками. • Консультативно-образовательная работа с педагогами и родителями. Психологи: Т. Верхорубова Н. Карибуллина г. Степногорск СШ № 7 им. Ю.А. Гагарина Ноябрь 2013 г. Ход занятия I. Введение в тему занятия. Просмотр видео ролика (конфликтные ситуации в школе). По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и казахстанским учреждением уполномоченного по правам человека в 40 государственных школах в четырех регионах Казахстана 66 % казахстанских школьников в 2012 году сталкивались со школьным насилием. В анкетировании приняли участие порядка 3 тыс. учащихся 5-10-х классов, а также работники школ. "Опрос показал, что каждые два из трех детей (66%) столкнулись со школьным насилием и дискриминацией в прошлом году", - сказала международный эксперт ЮНИСЕФ Робин Хаар представляя отчет о проведенном исследовании в апреле 2013 года. По ее данным, 63% всех опрошенных были свидетелями насилия, 44% - жертвами, 24% - обидчиками. При этом 36% свидетелей и 26% жертв насилия не сообщили никому о произошедших фактах, и только 12% свидетелей и 8% жертв рассказали об этом школьной администрации. Трое из четырех (74%) учителей стали свидетелями таких фактов. 50% школьного персонала сообщили, что обидчики насилия никогда не наказываются. Вместе с тем каждый четвертый ребенок (24%) сообщил, что учителя прибегали к методам насилия или дискриминации в их отношении. Исследование показывает, что дети, которые занимались когда-то самовредительством и имели склонность к суицидальному поведению, также значительно чаще становились свидетелями (93,4%) и жертвами (83,1%) школьного насилия и дискриминации со стороны других детей. Они же почти в три раза чаще подвергались насилию и 5 раз чаще - дискриминации со стороны директоров и педагогов школы. Согласно исследованию, 22% школьного персонала признались, что применяли насилие в отношении детей, каждый третий учитель стал свидетелем того, как другие педагоги применяли такие методы в целях поддержания дисциплины. В некоторых случаях учителя заставляли детей убираться в комнатах, туалетах, на игровых площадках. Р.Хаар отметила, что под школьным насилием предполагается психологическое и физическое насилие, вымогательство, оскорбления, притеснения сексуального характера, кибер-буллинг и дискриминация. Выводы исследования показывают, что насилие в школах является серьезной проблемой в Казахстане. II. Основная часть 1) Актуализация понятийного аппарата. a) Буллинг (bullying, от анг. Bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. • Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. • Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек». • По мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг – это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. b) «Буллинг-структура» - социальная система, включающая в себя преследователей, их жертв, защитников, сторонних наблюдателей. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего. • Агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву. • Жертва – человек, который подвергается агрессии. • Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии. • Сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им. • Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем. c) «Мозговой штурм» Что такое аутодеструктивное поведение? Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид. Причины возникновения аутодеструктивного поведения • Конфликты в семье • Несчастная любовь • Результат употребления наркотиков, алкоголя • Ощущение безысходности ситуации • Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой) • Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо • Суицид шантажного толка 2) Школьный буллинг. Основные понятия. Существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс. Причины буллинга сложны и разнообразны. Мотивационные аспекты буллинга очень разнообразны. Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.Хотя, как заметил один исследователь, только булли могут знать свои мотивы и только их жертвы могут оценить степень причиненного им вреда. Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации. Причины появления агрессивного поведения у детей • Подражание взрослому. • Современные социальные отношения • Мода на «сильную личность». • Механизм самозащиты. • Стремление к преодолению чувства неполноценности. • Неприятие детей родителями. • Неуважение к личности ребенка. • Запрет на физическую активность. • Недовольство собой. • Продукты питания. • Шум, вибрация, теснота, температура воздуха. • Телевидение, СМИ, Интернет. • Социально-экономические факторы. Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей: – Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик. – Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами». – Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх. – Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного. - Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильственным действиям Из вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые видят в буллинге способ самореализации, другие горят желанием стать более популярным и казаться сильнее посредством буллинга, третьи хотят привлечь внимание или же запугать окружающих; четвертых притягивает зависть к жертве; пятые могли сами когда-то страдать от хулиганов в свое время, таким образом вымещая свою злобу на других; а некоторые просто не понимают всю неправильность своего поведения и как это может отразиться на жертвах Система взаимоотношений в школе крайне важна для развития ребёнка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует формирование свойств личности. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего, умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели. 3) Профилактика насилия в школе. «Круглый стол» Школа избрана местом для предупреждения аг¬рессивности и жестокости неслучайно по следующим причинам: легче предупредить аг¬рессивность и жестокость, чем пытаться преодолеть ее, и поэтому начинать надо с их профилактики. Профилактика – система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий. Первичная профилактика • Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания. • Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. • Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. • Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. • Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения. Вторичная профилактика • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка. • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ. • наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами. Система психолого-педагогических действий • консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению • информационно-образовательная работа с детьми • формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса 4) Выработка рекомендации родителям (работа в группах) КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА? Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу: • не задираться, не зазнаваться; • не показывать своё превосходство над другими; • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; • не хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями; • не демонстрировать свою элитарность; • не ябедничать, не подлизываться к учителям; • не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); не давать повода для унижения чувства собственного достоинства; • не демонстрировать свою физическую силу; • не показывать свою слабость; • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами; • даже самые неординарные способности человека-это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими - своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя; • одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью). III. Рефлексия (просмотр видеоролика «бумеранг добра») Литература: Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана, Астана, 2013 г. Данное издание было подготовлено учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан и Представительством ЮНИСЕФ в Казахстане при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Отчет подготовлен Др. Робин Н. Хаарр - Международный консультант ЮНИСЕФ. (электронный вариант) Кравцова М.М. К 771 Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. — (Психо¬лог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111 с. КривцоваС.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию Федеральный институт развития образования Центр развития психологической службы. Москва 2011(электронный вариант) | |
Просмотров: 3289 | Загрузок: 130 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|