Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
[ Скачать с сервера (438.0 Kb) ] | 2014-01-18, 10:30 AM |
Качирский район, Осьмерыжская ООШ Методическое пособие Диагностика, коррекция и возможности саморазвития внимания. Составил: педагог-психолог Попп Ирина Александровна Павлодар,2013 Пояснительная записка. Данное пособие предназначено для психологов и педагогов средних общеобразовательных учреждений для работы с детьми младшего школьного возраста и первоклассниками в период адаптации в школе. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, у родителей, и психологов, работающих с детьми. Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание учеников на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным. Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс диагностики, развивающих занятий по психологии, начиная с первого класса начальной школы обусловлена тем, что в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, практически каждый пятый ребёнок приходит в школу психически и соматически ослабленным, социально запущенным, с риском школьной и социальной дезадаптации. В пособие вошли занятия, разработанные на основе развивающих упражнений. Они помогут детям шагать по ступенькам создания собственного внутреннего состояния, с алгоритмом мыслительных процессов, помогут расширить кругозор. Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, относящихся к категории гиперактивных. Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. В ходе развивающих заданий по развитию внимания в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть, исключая наставления, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру. Введение Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов внимания. Жалобы на недостаток внимания и неусидчивости у младших школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Внимание как познавательный процесс является обязательным компонентом в структуре любого психического процесса. Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Вовремя выявить опасность в дефиците внимания и принять необходимые меры -это первая задача педагога. Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. Синдром дефицита внимания, сочетается, как правило, с гиперактивностью. В учебной деятельности, гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. В большинстве случаев они испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. Проблема невнимательности особо остро стоит в младшем школьном возрасте. Это обусловлено возрастными особенностями детей, в этот период происходит становление произвольного внимания. Наиболее характерны признаки внимания первоклассника -невнимательность, несобранность, отвлекаемость. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. В 3-4 классах продолжает формироваться произвольное внимание Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания. становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий, постепенно овладевает своими психическими процессами, учатся управлять вниманием. Для повышения уровня внимания необходимо: Два раза в год в каждом классе начальной школы проводить фронтальное обследование внимания. Результаты анализировать и использовать для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований, необходимо превратить ученика из пассивного в заинтересованного участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению. Поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля. Поэтому необходимо, не только регулярно проводить тестирование, но и коррекционную работу. Цель занятий - создать психолого-педагогические условия для изучения и развития внимания школьника. Задачи: -развивать познавательные процессы, необходимые для успешного усвоения программы начальной школы; -воспитывать желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других. -формировать коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений. Формы и методы работы: -развивающие задания -элементы тренинга Формы теку¬щего контроля знаний и умений: -вводная диагностика -беседа, наблюдение -диагностика на конец года. Количество и периодичность занятий: Занятия предназначены для учащихся первых, вторых, третьих и четвертых классов. Количество занятий: в 1 классе – 6 занятий, во 2 классе – 6 занятий, в 3 классе – 6 занятий, в 4 классе – 6 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная с октября, для 1 класса после адаптационного периода. Длительность каждого занятия: в 1 классе - 25 - 35 минут; 2-4 классы - 40-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Структура каждого занятия включает приветствие, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, прощание. В данных занятиях использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятие эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Разнообразие и длительность занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания, позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие части: 1.Вводная часть: ● Приветствие, разминка. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало занятия, имея психологический настрой. 2. Основная часть: ● Релаксационный блок, эмоциональный блок, коммуникативный блок: Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только диагностические задания, но и развивающие, коррекционные упражнения, которые помогают развивать внимание и логику. Диагностические задания проводятся по методикам изучения процессов внимания. 3.Заключительная часть: ● Рефлексия, прощание. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для учителей и родителей. На первичной консультации родители заполняют анкету и диагностическую таблицу для получения дополнительных данных о ребенке. Сведения о выявленных результатах диагностических обследований родители получают в ходе индивидуальных консультаций; родителям даются рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для учителя специально разрабатывается психологическая карта класса, в которой виден результат обследования, расписываются рекомендации по работе с классом (группой) в целом и с каждым ребенком в отдельности. Основная часть Учебно-тематическое планирование занятий. Тема Цели Содержание Учащиеся 6-7лет 1 класс Занятий №1 «Определения устойчивости и распределения внимания « (адаптация Е.В. Доценко) - Снятие психического напряжения. - Освоение приемов саморасслабления. - Определение продуктивности и устойчивости внимания. - Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга. - Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»; ● разминка: игра «Поймай последнего» Основная часть ● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»; • Тест «найди и вычеркни» ● эмоциональный блок: игра «Мое настроение» ● коммуникативный блок: игра «Интересная походка» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие №2 «Логические задачи» -Развитие активизации внимания, логического мышления. - Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, правильно оценивать отношение к себе других людей. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Ток»; ● разминка: игра «Сороконожка» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Ива - тополь», «Пылинки»; • Работа в тетради. «Логические задачи.»Лучик внимания, обучение счёту. ● эмоциональный блок: игра «Какое у меня сегодня настроение»; ● коммуникативный блок: игра «Летел лебедь» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения "Спасибо за приятное занятие" ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие №3 «Исследование степени концентрации и устойчивости внимания». -Снятие эмоционального напряжения. - Определение степени концентрации и устойчивости внимания. -Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово», игра «Подарки»; ● разминка: игра «Иголка и нитка» Основная часть: Работа в тетради Корректурная проба (Тест Бурдона) Занимательные упражнения. Заключительная часть ● рефлексия: упражнение – « Я работал на занятии». ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие№4 »Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Развитие сосредоточенности внимания, словесно-логического мышления. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое. - Формирование навыков позитивного общения. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Снежный ком», игра «Связующая нить»; ● разминка: игра «Змейка» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Солнышко и тучка», игра «Запретное движение»; ● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»; ● коммуникативный блок: упражнение «Волшебники», игра «Радио» Работа в тетради. Занимательные упражнения. » Прятки», «найди различия» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Поездок». ● прощание: упражнение – прощание «До встречи» Занятие № 5 «Диагностика скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания». - Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние. -Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: Игра «Я хотел бы быть таким, как ты»; ● разминка: игра «Зеркало» Основная часть Работа в тетради. Методика «Таблицы Шульте» ● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»; ●коммуникативный блок: упражнение «По грибы» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Графическая рефлексия» ● прощание: упражнение – прощание «до встречи» Занятие№6 «Коррекционно-развивающие упражнения». - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие концентрации внимания. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Доброе слово; ● разминка: игра «Комплементы» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «После дождя», «Цветок»; ● эмоциональный блок: упражнение «Колокол»; ● коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Сосед, подними руку» Работа в тетради. Упражнение. Выполни по образцу (тренировка концентрации внимания) . Игра "Маленький жук". Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Украсить торт».; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Для учащихся 7-9 лет (2 класс). Занятие №1 «Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания» - Обучение элементам техники выразительных движений. -Определение уровня утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, концентрации, устойчивости внимания - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование навыков совместной деятельности. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Назови себя», игра «Ток»; ● разминка: упражнение «Конкурс хвастунов» Основная часть ● релаксационный блок: этюд «Качели», «Танец огня»; ● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»; ● коммуникативный блок: игра «Строим цифры» Работа в тетради. Тест Бурдона Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Оценочная лесенка»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие № 2 « Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие эмоционального напряжения. - Формирование способности «видеть» сверстника и позитивно воспринимать его; понимать его эмоциональное состояние. -Развитие концентрации внимания. - Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом справа», игра «Подарок»; ● разминка: игра «Флажок» Основная часть ● релаксационный блок: игра «Запретный номер», «Пожалуйста»; ● эмоциональный блок: упражнение «Пингвины», «Танец морских волн» ●коммуникативный блок: игра «Жучок» Работа в тетради. Упражнение на развитие внимания. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Дерево успеха», « Каким было общение на уроке?» ● прощание: упражнение – прощание «До свидания». Занятие №3 « Диагностика распределения внимания школьника«. - Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. -Изучение распределения внимания школьника. - Развитие навыков совместной деятельности: развитие умения сотрудничать со сверстниками; умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Расставить посты», игра «Сороконожка»; ● разминка: игра «Поймай последнего» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»; ● эмоциональный блок: игра «Колечко»; ●коммуникативный блок: игры «Строим ответы», «Тень» Работа в тетради .Диагностика распределения внимания школьника Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Радостный мишка». Занятие № 4 «Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации; развитие логического мышления. Умения выделять признаки предметов и явлений, их детали. - закреплять навыки зрительного восприятия и памяти. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»; ● разминка: игра «Подарки» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком», игра «Противоположные движения»; ● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»; ●коммуникативный блок: игра «Мостик» Работа в тетради. Тест цветоразличия, упражнение «Заичьи дорожки», Упражнение на логику, найди 5 отличий, рисунок по точкам. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Лесенка успеха»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие №5 «Диагностика оценки переключения и произвольности внимания» - Закрепление приемов саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения. -Определение переключения и произвольности внимания. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «доброе слово»; ● разминка: упражнение «Поздороваться с соседом слева» Основная часть Работа в тетради Диагностика внимания. 1.Тест на внимание."Расстановка чисел" 2.Отыскивание чисел по таблицам Шульте • релаксационный блок: упражнения «Игра Зоопарк» ● эмоциональный блок: игра «Инсценировка»; ● коммуникативный блок: игра «Выбери партнера» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Дружеские объятия»; ● прощание: упражнение – прощание «Спасибо за прекрасный урок» Занятие №6 «Развитие произвольного внимания» - Снятие напряжения, мышечных зажимов. -Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев рук. Развитие коммуникативных способностей обучающихся. Воспитание коллективизма, уважения друг к другу. Вводная часть ● приветствие: игра - приветствие «Снежный ком». ● разминка: игра «Расставить посты». Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Запретный номер». ● эмоциональный блок: игра «Мое настроение». ●коммуникативный блок: упражнение «Жучок». Работа в тетради. "Дорожка», «Пальчиковая гимнастика» упражнение «Цифры», «Квадрат», Минута релаксации «Котенок спит». Упражнение «Найди отличия» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Солнышко»; ● прощание: упражнение – «Спасибо за приятное занятие» Для учащихся (9-10лет) 3 класс Занятие №1 «Диагностика переключения и распределения внимания». - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Изучение переключения и распределения внимания школьников. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте»; ● разминка: игра «Снежный ком» Основная часть ● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков». ● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»; ●коммуникативный блок: упражнение «Живая скульптура», «Гусеница» Работа в тетради. Диагностика методика Горбова. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения « Я работал на занятии»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие№2 "В гостях у психолога". - Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие произвольного внимания, образного мышления, воображения. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие « «Связующая нить», игра «Ток»; ● разминка: игра «Поймай последнего» Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»; ● эмоциональный блок: игра «Колечко»; ●коммуникативный блок: игры «Путанка» Работа в тетради. Дорисуй сказочного героя, найди отличия и т.д Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «На какой я ступеньке?»; ● прощание: упражнение – прощание «До встречи» Занятие № 3 «Методика изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».(П.Я.Гальперин и С.Л.Кабылицкая) - Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов. -Изучение уровня внимания и самоконтроля у школьников. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»; ● разминка: игра «Иголка и нитка» Основная часть ● релаксационный блок: Игра «Замри», «Солнышко и тучка»; ● эмоциональный блок: игра «Мимика в рисунках»; ●коммуникативный блок: упражнение «По грибы» Работа в тетради. Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Поляна»; ● прощание: упражнение – прощание «»Нарисуй облачко своего настроения». Занятие № 4 « Наше внимание» - Снятие эмоционального напряжения. -Развитие концентрации, произвольности, увеличения объема внимания. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово». ● разминка: игра «Сороконожка» Основная часть ● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»; ● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»; ●коммуникативный блок: игра «Зеркало» Работа в тетради. Упражнение «Перевёртыши» Упражнение «Четвертый лишний».Упражнение «Спрятанное послание». Упражнение «Склеенные слова». Заключительная часть ● рефлексия: упражнения »Урок-игра» ● прощание: упражнение – прощание «До новых встреч» Занятие № 5 « Диагностика интеллектуальной лабильности». - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. -Изучение переключения внимания. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Комплементы»; ● разминка: игра «Змейка - 2» Основная часть ● релаксационный блок: игра «Четыре стихии», этюд «Потянулись-сломались». Работа в тетради. Диагностика переключения внимания. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие № 6 «Будем внимательными». - Развитие коммуникативных способностей детей. -Развитие внимания, на основе выполнения упражнений - Формировать снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие Упражнение «Поздороваться с соседом слева». ● разминка: игра «Расставить посты». Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком». ● эмоциональный блок: игра «Мое настроение». ●коммуникативный блок: упражнение «Жучок». Работа в тетради. "Рисуем музыку», Игра «Приветствие», «Задачки логические». «Графический диктант». « Зашифрованное слово». Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?»; ● прощание: упражнение – «Цветограмма», «До свидания» Для учащихся(10-11лет) 4 класс Занятие №1 «Оценки объема распределения и переключения внимания». - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга. - Исследование объёма внимания. -Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»; ● разминка: упражнение «Комплементы» Основная часть ● релаксационный блок: парная игра « Противоположные движения» ● эмоциональный блок: игра «Передай настроение» ●коммуникативный блок: игра «Интересная походка» Работа в тетради. Диагностика внимания. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения »Спасибо за прекрасный урок» ; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие № 2 « Развитие свойств внимания». - Развитие коммуникативных способностей детей, образного мышления. - Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации, умение удерживать внимание на определенном предмете. - Закреплять навыки зрительного восприятия и памяти. - Формировать навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом слева». ● разминка: игра «Расставить посты». Основная часть ● релаксационный блок: упражнения «Цветок», игра «Четыре стихии» ● эмоциональный блок: игра «Тренируй эмоции». ●коммуникативный блок: упражнение «Молекула». Работа в тетради. Искусство шрифта, тренировка зрения. Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Украсить торт»; ● прощание: упражнение – прощание «Связующая нить»,«До свидания» Занятие № 3 « Диагностика распределения внимания школьника « - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. -Изучение распределения внимания. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться различными способами»; ● разминка: игра «Подарки» Основная часть ● релаксационный блок: этюд «Качели », игра «Стоп »; ● эмоциональный блок: игра «Колокол»; ●коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Хлопки» Работа в тетради. Диагностика распределения внимания школьника Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Радостный мишка»; ● прощание: упражнение – «прощание «До свидания» Занятие №4 «Тренировка произвольного внимания». - Обучение элементам техники выразительных движений. - Развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга. - Развитие и тренирововка внимания. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово»; ● разминка: игра «Пианино » Основная часть ● релаксационный блок: этюд «Потянулись - сломались», упражнения «Ожерелье»; ● эмоциональный блок: игра «На что похоже настроение»; ● коммуникативный блок: этюд «Согласованные действия». Работа в тетради. Упражнение « Рисуем музыку», « приветствие « Игра “Список чувств”. Рисунок или комбинация силуэтов? Упражнение «Самый внимательный» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Спасибо за приятное занятие»; ● прощание: упражнение – прощание «Космическая зарядка», «До свидания» Занятие № 5 «Изучение особенностей концентрации и переключения внимания». - Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Изучение особенности колебания внимания, а также влияние волевого усилия на его периодичность. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть ● приветствие: Круг радости «Снежный ком», игра «Сороконожка» ● разминка: Упражнение «Скажи без слов». Основная часть ● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков». Работа в тетради. Диагностика изучения особенности колебания внимания ● эмоциональный блок: игра «Что и когда я чувствую»; Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Солнышко»; ● прощание: упражнение – прощание «До свидания» Занятие № 6 «Коррекция внимания». -Развитие произвольного внимания (помехоустойчивости ин¬теллектуальных процессов). Развитие мелкой моторики пальцев рук - Формирование уважительного и тактичного отношения обучающихся к личности другого человека. Вводная часть ● приветствие: упражнение - приветствие «Друг к дружке»; ● разминка: игра «Танец морских волн» Основная часть ● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»; ● эмоциональный блок: игра «Глаза в глаза»; ●коммуникативный блок: игра «Чей голос» Работа в тетради. Упражнение «Найди смысл», «Перенеси фигуры» Упражнения на поиск и дорисовку недостающих деталей. Дыхательная гимнастика Упражнение «Повтори и продолжи» Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?», «Понравилось – не понравилось»; ● прощание: упражнение – прощание «Передай ,другому радость» Диагностика по отслеживанию уровня развития внимания Ф.И.учени(ка/цы)___________________________________ Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Внимание Рекомендации для учителей Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу. 30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой. Легко отвлекающихся детей, склонных летать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»). Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания. Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или невропатолога. Советы родителям: В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять. Рекомендации для родителей Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу. 6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день. Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность. Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности. Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом. Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается. Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.) Список использованной литературы: 1.«12 – летнее образование» Казахстанский республиканский научно-методический информационно-аналитический журнал, №8,2010. 2.Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000. 3. Вопросы психологии: журнал. Москва: Российская Академия образования, 2008, № 2. 4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 5.«Воспитание школьника оқушы тәрбиесі» № 8-9 2008 1-40. Алматы. 6.Как преодолеть трудности в обучении детей. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. –М: Издательство «Ось - 89», 2003. 7.Справочник психолога средней школы/ О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто.-Ростов н/Д:Феникс, 2006. 8 Источник из интернета .А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm | |
Просмотров: 1470 | Загрузок: 117 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|