Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Конфликт и пути его разрешения
[ Скачать с сервера (38.1 Kb) ] 2014-01-31, 1:20 PM
Городское заседание председателей общешкольных родительских комитетов

Конфликт и пути его разрешения
Тренинговое занятие

Цель: Овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения, преодоления.
Задачи:
1. Ознакомить с некоторыми положениями конфликтологии (конфликт, структура конфликта, классификация конфликтов и т.д.).
2. Создание условий для осознания собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях участников тренинга.
3. Формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Педагоги-психологи: Н.Карибуллина
Т. Верхорубова

СШ №7 им. им. Ю.А. Гагарина
г. Степногорск
февраль 2014 год
Ход занятия
1. Введение.
1.1. Знакомство и введение в тренинг.
А) Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомиться участникам друг с другом, настроить на позитивное взаимодействие.
Время: 5-7 минут
Процедура проведения:
Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч-смайлик в руках, называет свое имя и свой жизненное кредо (девиз). Затем мяч передаётся по кругу другому участнику и тот называет свое имя и девиз.

Б) Упражнение «Общий ритм»
Цель: повышение сплочённости группы
Время: 3-4 минуты.
Процедура проведения:
Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, с определённой скоростью задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, как будто в заданном режиме хлопает один человек, а не члены группы по очереди. В завершение возможно одновременное отстукивание ритма всей группой.
2. Основная часть.
2.1. Просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация».
Обсуждение. Знакомство с темой занятия «Конфликт и пути его преодоления».
Не ищите ошибку.
Ищите способ как её исправить.
Генри Форд
2.2. Активизация понятийного аппарата. Теоретическая информация.
«Мозговой штурм»
«Что такое конфликт?»

Конфликт (от лат.conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Классификация конфликтов


Стадии протекания конфликта

1. Скрытый конфликт - стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм (положение дел накануне конфликта).
2. «Инцидент» - стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов.
3. «Шаги по ступенькам» - стадия конфликтных действий. Серия отдельных актов – действий или противодействий конфликтующих сторон.
4. Разрешение конфликта – стадия снятия конфликта. Сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет рационально решить вопрос разрешения конфликта.
Основные стили поведения в конфликтной ситуации
• Конкуренция
• Сотрудничество
• Компромисс
• Уклонение
• Приспособление
Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость)
Используется в ситуациях:
 Исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение проблемы в свою пользу
 Вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным. Что предлагаемое вами решение – наилучшее
 Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять
 Вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага
 Вы взаимодействуете с починёнными, предпочитающими авторитарный стиль
Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция)
Используется в ситуациях:
 Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений
 У вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороны
 Стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения
Стиль компромисса
Используется в ситуациях:
 Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью
 Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение
 Вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны
 Компромисс позволит вам хоть что-то получить
Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование)
Используется в ситуациях:

 Источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими, более важными задачами. А потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы
 Стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию. Прежде чем принять какое-либо решение
 Опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию
 Подчиненные сами могут урегулировать конфликт
2.3. Эмоциональная разгрузка. Просмотр мультфильма «Про добро».
2.4. Работа в группах. Упражнение «Неконфликтная личность»
Цель: дать возможность проанализировать качества «неконфликтной личности», то есть личности. Способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях.
Время: 7-10 минут
Процедура проведения:
Разделить участников на 3 группы. Поставить задачу: выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. После выполнения задания представители групп зачитывают свои перечни, при этом каждое предлагаемое качество обосновывается и обсуждается.
2.5. Упражнение «Снежинка»
Цель: работа со стереотипами. Развитие умения принимать чужие точки зрения.
Время: 3-4 минуты.
Процедура проведения:
Участникам группы раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги. Не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
1. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
2. Снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
3. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
4. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
5. Разверните.

При демонстрации остатков листов бумаги участники группы увидят разнообразные варианты «снежинки».
В обсуждении у участников группы целесообразно спросить: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага была оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?»

2.6. Дискуссия «Как предотвратить конфликт?»
2.7. Советы психолога

 Изменить своё отношение к ситуации и поведение в ней

-Для того чтобыпересмотреть собственную позицию в проблемной ситуации и изменить своё поведение, необходимо приобрести ряд умений и качеств:

• Умение определить, что общение стало предконфликтным, а затем – не пойти на конфликт, вернуться к нормальному взаимодействию.
• Умение понимать партнёра и осознание того, что он может не понимать вас.
• Умение быть толерантным, то есть терпимым к иным взглядам, убеждениям, иному образу мыслей.
• Снижение собственной тревожности и агрессивности.
• Умение улыбаться и чувство юмора.

 Воздействие на поведение оппонента

- Как можно воздействовать на партнёра по общению. Его отношение к ситуации и его поведение:
• Не пытайтесь решительно и быстро исправить, перевоспитать человека.
• Умение «читать» жесты собеседника.
• В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему выговориться.
• Не загоняйте оппонента в угол.
3.Рефлексия занятия.
А) Упражнение “Закончи предложение”
Цель: организация обратной связи, осмысление полученной информации.
Время: 3-4 минуты.
– Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…
Б) Эмоциональная «зарисовка». Просмотр видеоролика «Бумеранг добра».
Список используемой литературы:
1. Е.Осипова, Е. Чуменко. «Конфликты и методы их преодоления» (Социально-психологический тренинг): Бибилиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», выпуск 5 (17).М. «Чистые пруды», 2007
2. Введению в конфликтологию «Подросток и конфликт» (учебное пособие для старшеклассников), Алматы 2003
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.- метод. пособие. – М.: Ось -89, 2002.
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 1466 | Загрузок: 97 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-24, 5:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru