Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2014-04-08, 7:32 AM | |
Хмельницкая Юлия Альбиновна Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, Дашко-Николаевская основная школа Педагог-психолог Тренинговое занятие для школьников «Я и конфликт» Цель: содействие осознание участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты. Задача: - актуализировать знания учащихся о конфликте; - ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации; - формировать умение находить взаимопонимание с людьми; - способствовать взаимопониманию в классе; - обучать детей адекватно оценивать себя. Ведущий. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, то лучше могут найти люди, то теплые и доверительные их отношения. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...» Цель: развитие у подростков способности к самопрезентации. Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг ». Все участники высказываются. Упражнение «Повторение правил» Цель: закрепление правил и развитие чувства ответственности. Каждый участник по очереди называет одно правило и объясняет его смысл. Упражнение «Мое представление о конфликте» Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта. Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал. Обсуждение: - Какие ощущения были у вас во время рисования? - Понравился ли вам рисунок? Упражнение «Конфликт - это ...» Цель: выяснение сущности понятия «конфликт». Психолог обращается к участникам групп с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительную (+) и отрицательный (-) стороны конфликта. Подведение итогов. Информационное сообщение «Конфликт» Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний. Упражнение «Ящик недоразумений» Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов. Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт. 1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию. 2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ». - Какая реакция учителя на слова Сергея? - Как бы вы сделали в этой ситуации? 3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!». - Какова реакция девушки? - Как бы вы сделали на месте мамы? 4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ». - Какова реакция ученика? - Как бы вы сделали на месте учителя? Заключение ведущего: Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков. Упражнение «Австралийский дождь» Цель: уменьшение психологической нагрузки участников. Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения: - в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони); - начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди); - начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам) - а вот и град, настоящая буря (топот ногами); - капли падают на землю (щелчок пальцами); - тихий шелест ветра (потирание ладоней); - солнце (руки вверх). Упражнение «Ваше настроение и пожелания» Цель: создание позитивного настроения. Все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим. Приложение 1 Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... Прокомментируйте ситуацию. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ». - Какая реакция учителя на слова Сергея? - Как бы вы сделали в этой ситуации? Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ». - Какова реакция ученика? - Как бы вы сделали на месте учителя? Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!». - Какова реакция девушки? - Как бы вы сделали на месте мамы? | |
Просмотров: 1207 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|