Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2016-01-18, 6:37 PM | |
Сикун Л.Н., воспитатель высшей категории КГУ «Рудненский дом юношества» Управления образования акимата Костанайской области г. Рудный Республика Казахстан ПРОГРАММА «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ДОМА ЮНОШЕСТВА Ключевые слова: самопознание, самовоспитание, самосовершенствование, личностный рост, тренинг. Данная статья является обзором программы «Дорогу осилит идущий» по работе с воспитанниками дома юношества, цель, которой формировать способности подростка к самоорганизации и самосовершенствованию. Реализация программы рассчитана на весь учебный год и включает в себя девять занятий. Ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть. Сенека Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 16 лет. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации. Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы. Корни такой проблемы, как неуверенность в себе, чаще всего следует искать в детстве теперь уже взрослого человека. Как часто родители, подавляя свободу своих детей, призывают их сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они, сами того не желая, способствуют формированию у детей страхов, агрессивности, а в итоге — неуверенности в себе. Задача педагога состоит в том, чтобы прояснить с точки зрения психологии возможные причины трудностей и невзгод человека при переходе к самостоятельной жизни. В ходе работы с такими детьми возникла необходимость в разработке методических рекомендаций, которые позволяют систематизировать работу педагога по саморазвитию и самосовершенствованию подростков. Программа «Дорогу осилит идущий» является результатом изучения педагогической и психологической литературы. В данной программе представлено подробное описание тренинга личностного роста, направленного на развитие самопознания, понимания себя, самопринятие и самосовершенствование. Цель программы - формирование способности к самоорганизации, самосовершенствованию воспитанников дома юношества. Основными задачами данной программы являются: обретение навыков конструктивного общения; выработка успешного поведения; развитие потенциала личности и достижение намеченных целей; развитие навыков самопознания, понимания себя и самопринятия; коррекция поведения. При проведении занятий основными методическими приемами являются дискуссии, игры, медитации, методы невербальной активности. Предложенный курс способен помочь воспитаннику лучше осознать собственные чувства и научиться управлять ими, справиться с определенными личностными проблемами и стать более эффективным и уверенным в себе человеком. Реализация программы «Дорогу осилит идущий» рассчитана на весь учебный год и включает в себя девять занятий. Каждое занятие посвящено конкретной теме, являющейся звеном в общей цепи условий, необходимых для развития и обретения уверенности в себе. Первое занятий «Самопознание»: в ходе выполнения упражнений воспитанники определяют, насколько хорошо они себя знают. Также рассматривают типы иррациональных суждений, ведущих человека к эмоциональным проблемам, и пути их трансформации в рациональные, которые будут способствовать формированию эффективной жизненной позиции и достижению выбранных целей [5]. Второе занятие «Как достичь цели»: предлагаются упражнения на осознание подростками собственных мотивов достижения целей, подробно описываются основные составляющие и шаги достижения цели [3]. Третье занятие «Работа над проблемой. Сопротивление. Защитные механизмы психики»: построено на выполнении упражнений, позволяющих воспитанникам осознать и проанализировать свое умение слышать других, познакомиться с правилами активного слушания [2]. Отдельное внимание в ходе проведения данного занятия уделено защитным механизмам психики. Предлагаемые упражнения и приемы направлены на то, чтобы обойти сопротивление и получить возможность встретиться с глубинными проблемами. Четвертое занятие «Чувства. Способы выражения чувств»: рассматриваются такие понятия, как «личная граница», «личная территория»; показана возможность различного выражения собственных чувств, а также особые приемы работы с чувствами обиды, гнева, страха, печали. Пятое занятие «Полюбить себя»: с целью практического знакомства с такими понятиями как относительной и абсолютной свободы, предлагаются упражнения на осознание и развитие чувств радости и любви. Шестое занятие «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление»: рассматриваются вопросы внешней и внутренней привлекательности, поиск собственного жизненного сценария, своей «зоны прочности». Особое внимание уделяется анализу отношения к своим успехам и неудачам, приемам работы с мыслью. Седьмое занятие «Права и обязанности человека. Отношения с другими. Жизнь по собственному выбору»: освещаются конкретные права и обязанности личности, негативные роли, в которые люди оказываются легко вовлеченными, и возможность их преобразования в позитивные. Кроме того, обсуждаются вопросы повышения личной ответственности за собственные мысли, чувства и действия как условие полноценной осознанной жизни. Упражнения, предлагаемые в ходе проведения занятия, направлены на развитие навыков понимания и конструктивного взаимодействия с людьми [6]. Восьмое занятие «Уверенность в себе»: практическая отработка различных моделей поведения и эмоциональных состояний, способствующих формированию умения управлять выражением собственных чувств и поиску необходимого для уверенности в себе внутреннего самоощущения [1]. В завершение приводятся приемы саморегуляции, способствующие снятию напряженности, тревожности и укреплению жизнерадостности, а также упражнения для создания позитивного образа будущего. Девятое итоговое занятие «Диагностика личностного роста»: с помощью методики тестовой диагностики личностного роста воспитанников оценивается текущее (статичное) состояния ценностных отношений подростка к самому себе, к другим людям, к миру[4]. При условии последовательной реализации предложенная программа способна помочь воспитаннику стать более успешным и уверенным в себе человеком. Литература: 1. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой (Практическое руководство). М. Изд-во Института Психотерапии, 2001. 2. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В.Эксакусто.- Ростов н./Д: Феникс,2007.-339с. 3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей.-СПб.: Речь,2008.-230с. 4. Степанов П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 96 с. 5. Хохель С. О. Пробуждение новых возможностей. СПб.: Изд-во «Невский проспект», 2000. -154с. 6. Фоиель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000. | |
Просмотров: 1089 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|