Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Теоретико-методологический семинар кафедры психологии
[ Скачать с сервера (51.1 Kb) · Скачать удаленно (54кб) · Скриншот ] 2016-09-01, 7:48 AM
Т.К. Кудайбердиев

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
(temirkhan.kudaiberdiev@mail.ru)

Теоретико-методологический семинар
кафедры психологии

В программе семинара проанализированы некоторые тенденции развития психологии как науки. Представлена обоб¬щенная психологическая характеристика классической, неклассиче¬ской и пост неклассической науки психологии. Рефлексия профессорско-преподавательским составом, а также магистрантами и студентами кафедры психологии современного состояния психологии будет способствовать поиску идей её развития. Представлена программа теоретико-методологического семинара кафедры психологии Карагандинского государственного университета.

Ключевые слова: типы научной рациональности и психологическая методология, основные признаки и постулаты классической рациональности, неклассической и постнеклассической науки.

Актуальность семинара.
1. Современная наука, которую с определенной долей условности можно определить как пост неклассическую, продолжает развиваться и формировать новые свои характеристики, которые будут со временем выявляться, а затем описываться и анализироваться в ходе как внутринаучной, так и философской методологической рефлексии.
Обоб¬щенная характеристика классической, неклассиче¬ской и пост неклассической науки позволит рефлексировать современное состояние психологии и будет способствовать поиску идей её развития.
2. Кроме того, существует опасность широкого проник¬новения философии постмодернизма в пост неклассическую психологию с характерной для постмодернизма подменой истин¬ных ценностей ложными.
Рефлексия исходных фило¬софских принципов, которые закладываются в основу той или иной теории, необходима не только как сред¬ство создания логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки, но и для преодоления данной негативной тенденции.
3. В процессе оценки логики, состоятельности, обоснованности научной работы, будь то дипломные, диссертационные или научные проекты, эксперты, ученые, сталкиваются с проблемой выбора общих критериев для оценки конкретного научного исследования в частности и развития отрасли науки в целом.
Направленность методологической рефлексии в соответствии с обоб¬щенными характеристиками классической, неклассиче¬ской и пост неклассической науки позволит определить эти критерии.
Основные понятия.
Парадигма – общая логика познания, совокупность наиболее общих и взаимосвязанных принципов познания.
Теория - высшая форма научного знания, включа¬ющая в себя следующие основные компоненты:
1. Исходную эмпирическую основу (факты, эмпири¬ческие закономерности), полученную при обработке результатов экспериментов и наблюдения.
2. Базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые опи¬сывают идеализированный объект теории, являются результатом обобщений, не основаны
на эмпирике.
3. Логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории, являются производными метатеории (в психологии метатеорией становится философская или общенаучная ме¬тодология).
4. Множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание производное от исходной эмпирической основы и логики теории (структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем).
В основе психологических теорий лежат фундамен¬тальные схемы, элементы которых являются идеаль¬ными объектами, результатами научной абстракции.
Виды теорий:
Аксиоматические, или категорически-дедуктивные теории – теории, исходными положениями которых являются формальные логи¬ческие выражения — аксиомы.
Гипотетико-дедуктивные теории – теории, исходными положениями которых являются содержательные предложения — принципы и постулаты.
Субстанци¬ональные теории – теории, направленные на объяснение сущно¬стных аспектов изучаемой реальности и не подразу¬мевают исследовательских инструментов для изуче¬ния этой сущности.
Операциональные теории – теории, неотделимые от тех иссле¬довательских методов, вместе с которыми создава¬лись, и подразумевают вполне конкретный путь ис¬следования психической реальности.
Качественные теории - теории, постро¬енные без привлечения математического аппарата.
Формализованные теории - теории, в структуре которых используется математический аппарат.
Формальные теории - теории, в которых основные законы полностью описаны средствами математики.
Концепция – ещё один вид теоретического знания — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения, ве¬дущий замысел, конструктивный принцип в науч¬ной, художественной... и других видах деятельно-сти.
В науке концепциями чаще всего на¬зывают теоретическое знание, в котором нет собст-венного аксиоматического базиса, на основе которо¬го построены основные теоретические утверждения.
Подход - скорее конст¬руктивный принцип в науке или практике, а концепция — способ понимания или трактовки проблемной области.
Учение - теоретиче¬ское знание, полученное путем умозрения и не под¬лежащее верификации.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.
Прогресс методологии был обусловлен успехами материального и духовного производства. Методология существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности.
Уровни методологии:
а) философская методология, которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания;
б) общенаучная методология — учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики;
в) частная или специальная методология — совокупность принципов и методов познания в конкретной науке.
Методология психологии - исследует структуру, средства и методы психологического познания, способы обоснования и развития психологических знаний.
В современной методологии психологии выдвигаются следующие проблемы:
• анализ психологических теорий и концепций,
• понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания.
Виды методологии:
• дескриптивная методология (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов);
• нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).
Функции методологии.
1. Центральной функцией методологии является рефлексивная функция.
2. Функции дескриптивной методологии:
• стимулирование процесса научного познания;
• формирование творческой личности ученого;
• интеграция и организация научного знания;
• выработка стратегии развития науки;
• мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).
3. Функции нормативной методологии:
1. Построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;
2. Способствование определению средств для решения уже поставленных задач;
3. Улучшение организационной стороны исследования.
Организационные вопросы работы семинара.
Нормы взаимодействия участников теоретико-методологического семинара (нормы демократической дискуссии, нормы корпоративной культуры, нормы модели профессионального поведения, ценности коммуникации постнеклассической науки):
1. Определение единой формы обращения участников друг к другу (на «ты», на «вы», по имени отчеству, по имени,…)
2. Правило поднятой руки
3. Уважение мнения другого
4. Не критиковать, а высказывать точку зрения/отказ от игр/отказ в общении от отрицательных частиц «НЕТ» и «НО»
5. Говорить коротко и по существу
6. Не опаздывать
7. Работать активно
8. Не уходить от обсуждаемой темы
9. Отключить сотовые телефоны
10. Сохранять чувство юмора
11. Применять санкции к нарушителям (анекдот, песня, танец, стихотворение, сценка, рисунок и т.д. и т.п.)
Формы проведения семинара – преимущественно интерактивные: доклад-дисскуссия, семинар, кейс-стади (сase study), панельная дискуссия, командный коучинг, тренинговая, групповая работа, …
Миссия методологического семинара – способствовать (стимулировать) дальнейшему развитию теоретико-методологических основ науки психологии.
Цель – способствовать развитию теоретико-методологической культуры профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов и студентов психологов.
Задачи:
1. Анализ и обсуждение методологических основ психологии (научных парадигм, типов рациональности, теоретических и концептуальных подходов в современной психологии).
2. Теоретико-методологическое и психолого-педагогическое сопровождение научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов, бакалавров психологов.
3. Рефлексия точек зрения на психологическую методологию, мировоззренческая интерпретация результатов научной работы (с позиций определенной картины мира) профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов, бакалавров психологов.
4. Содействие теоретико-методологическому, профессиональному и личностному росту участников семинара – профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов, бакалавров психологов.
План работы семинара на 2016 – 2017 учебный год.


п/п Тема семинара Эксперты Сроки проведения Примечание
1 Типы рациональности и психологическая методология (на примере выпускных работ студентов и магистрантов) Амирова Б.А.
Кудайбердиев Т.К.
Алимбаева Р.Т. 24.06.16г. Формы работы:
панельная дискуссия

2 Основные методы неклассической и пост неклассической психологии:
-нарративный метод;
-транспективный анализ; Сланбекова Г.К.
Блок О.Г. Сентябрь 2016г. Формы работы:
Сase study.
Элементы тренинговой, групповой работы.
3 Проектирование программ выпускных работ студентов и магистрантов. Кудайбердиев Т.К.
Капбасова Г.Б. Декабрь - январь 2017г. Формы работы:
Групповая работа с участием студентов и магистрантов
4 Пост неклассическая психология и теория самоорганизующихся систем. Блок О.Г.
Жансерикова
Д. А.
Кудайбердиев Т.К. Март-апрель 2017г. Формы работы:
Панельная дискуссия.
В рамках Балаубаевских чтений
5 Теоретико-методологический анализ выпускных работ студентов и магистрантов. Сабирова Р.Ш.
Алимбаева Р.Т.
Капбасова Г.Б.
Руководители дипломов, диссертаций. Июнь 2017г. Формы работы:
Панельная дискуссия.
Групповая работа.

Председатель семинара Амирова Б.А.
Модератор семинара Кудайбердиев Т.К.
Учёный секретарь семинара Сланбекова Г.К.


ТИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Показатели Классический тип Не классический тип Пост неклассический тип
Науч-ная картина мира Механицизм, детерминизм и атомизм.
Идея о возможности и необходимости поиска универсального пути познания
Относительность, конвенциональность отдельных научных истин.
Возможно использование опосредованных данных.
Возникают понятия вероятностного, целевого и кольцевого детерминизма.
Онтологизация случайности Принятие принципиальной возможности объединения ранее считавшихся несогласуемыми представлений о реальности: живой природе, неживой природе и социальном мире.
Объединяющий принцип системный эволюционизм.
Приме-ры обосно-вываю-щих концеп-ций Идеалы «опытной доказательности», научности знания.
Невнимание к возможному влиянию на результат исследования познавательных особенностей исследователя, выбранных для исследования орудий познания;
Противопоставление субъекта и объекта. Квантово-релятивистская теория в физике.
Концепция нестационарной вселенной в космологии. Квантовая химия.
Становление генетики в биологии. Кибернетика и теория систем.
Идея о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. Теория нестационарной Вселенной. Синергетика - теория Пригожина.
Теория биологической эволюции.
Концепция биосферы и ноосферы.
Идеалы и принци-пы (нормы позна-ния) Философия Декарта.
Позитивизм и неопозитивизм.
Принципы верифецируемости-фальсифицируемости.
Ньютоновская механика. Допускается множественная истинность. Каждая из теорий может вмещать в себя отдельные аспекты объективно-истинностного знания.
Субъект - часть изучаемой им предметной действительности.
Специфика используемого метода познания, когнитивные (а позже и личностные) особенности познающего субъекта влияют на познание.
Детерминирование в исследовательской системе субъект-объектных отношений признается взаимным.
Полученные результаты зависят от характера постановки научной проблемы. Предмет рассматривается во внутренней плюральности и негомогененности.
Принцип холономности (целое равно не сумме частей, но часть может отражать или даже быть больше целого).
Принцип «допустимо все» П.Фейерабенд.
Фило-софские основа-ния Дуализм Декарта – субъект и объект оказались оторванными друг от друга Концепция ноосферы В.И.Вернадского,
тектологии А.А.Богданова.
Теория систем Л.Берталанфи.
Принципы системного подхода: холизм против атомизма (целое не равно сумме частей); циклический характер причинности; оптимальное функционирование границ как условие выживания системы (проницаемость, но жесткость). Идеи «деконструкции» и «смерти автора», номадологический, шизоаналитический, нарратологический, симуляционный проекты.
Отказ от идеи внешней детерминации.
Допустимость сопоставления и использования идей разных времен и разных культур.
Приме-ры психоло-гических концеп-ций Ассоцианизм как «психология элементов».
В системах В. Вундта, бихевиоризма совмещались механицизм и волюнта¬ризм, психологический атомизм и идеи творческого синтеза. Культурно-историческая психология Л.С.Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейн, фрейдизм, описательная психология: семейный подход (Щедровицкий); системно-структурный подход (Выготский, Пиаже); системно-функциональный (Рубинштейн, Ухтомский, Анохин, Лурия); концепция К.Г.Юнга; Dasein –анализ Л.Бинсвангера и Dasein-аналитика М.Босса; и др. Трансперсональная психология.
Эклектичное использование методик из различных психологических направлений.
Использование религиозных подходов.
Методы и их крите-рии Наблюдение, эксперимент и метод тестов.
Атомизм и линейный детерминизм. Методы описательной психологии (Слободчиков, Исаев).
«Холизм-элементализм», степень предопределенности результатов исследования характеристиками его метода, характером взаимоотношений субъекта и объекта исследования. Нарративный метод, многоголосое исследование, совместное исследование.
Размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем, принципы диалогичности и рефлексии.
Объект исследования Наблюдаемая реальность – мир, человек, группа, общество Мыслимое, переживаемое, а также зависимое от мышления переживание.
Это личность, ее свойства, самоактуализация, культура, сознание как социально детерминированные феномены. Человеческая деятельность в мире, которая рассматривается как «моделируемое».
Не сама деятельность, психика, а работа с ней, которая рассматривается как «изменяемое».
Пред-мет иссле-дования Подвергается анализу и описывается как пассивный объект, на который воздействуют различные факторы, силы, условия Это субъект, активность, индивидуальность которого не сводится к активности, индивидуальности личности. Происхождение и развитие психической деятельности в природном (естественном) и культурном (социальном) аспектах.
Основ-ная задача Редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами. Редукция предмета исследования до уровня значений и смыслов, описываемых внутренне согласованными концепциями. Редукция предмета исследования до практики, описываемой закономерностями преобразования, в том числе преобразования самого деятеля.


Основные признаки и постулаты классической рациональности
1. Природа и общество имеют свои внутренние, объективные, универсальные, единственные и окончательные принципы, начала и законы, постигаемые наукой, опирающиеся на факты и разум.
2. Мир состоит из дискретных частиц эфира, находящегося в абсолютном покое (абсолютное пространство), и предметов.
3. Предметы движутся относительно эфира равномерно, прямолинейно или кругообразно.
4. Если известна скорость тела, его масса или сила, на него действующая в определённый момент времени, то можно точно определить, где будет это тело в любой другой момент времени.
В широком контексте: предшествующее состояние предмета описывает его будущее положение (лапласовский детерминизм).
5. Причина движения тела одна, она имеет непосредственный, жёсткий (каузальный) характер, исключающий случайность и многозначность.
6. В результате движения тел они остаются себе тождественными, т. е. не изменяют своего качества, или не развиваются. Отсюда движение и перемещение тел носит обратимый характер.
7. Взаимодействие между предметами осуществляется через среду (эфир), имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно. Отсюда имеет место одновременность событий и существует единое (абсолютное) время, охватывающее весь мир.
8. Движение и взаимодействие предметов носит наглядный характер.
9 . Полученное знание обладает качеством внутренней самоочевидности и неопровержимости и является зеркально-непосредственым отражением действительности.
10 . Познание предметов осуществляется на основе разложения их на простые элементы при игнорировании комплексных функционально-генетических связей внутри этих предметов.
12. Познающий субъект рассматривается как усреднённый, внеисторичный, внесоциальный исследователь, который с помощью разума и опыта изучает мир со стороны.
13. Природа и мир однородны в смысле всеобщего распространения механических принципов и законов.

Основные признаки и постулаты неклассической науки
1. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского выступает как неклассическая психология (А.Г. Асмолов).
2. Неклассическая психология — это изменение стиля мышления, уход от жестко детерминистической картины мира к миру не¬определенности.
3. Традиционное классическое мышление как мыш¬ление рациональное поражено установками европоцент¬ризма и эволюционного снобизма, согласно которым тот, кто был до нас, — примитивнее, проще.
• Неклассическое мышление: эти миры не выше и не ниже. Они — другие.
4. «Па¬радокс системности» - сис¬тема входит в элемент: иногда интериоризацию понимают примитивно — как переход из внешнего во внутреннее. Выготский же открывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние иные миры.
5. Истоки препятствий на пути построе¬ния неклассической психологии связаны с надсознательными установками, схематизмами созна¬ния и стереотипами мышления.
6. Неудобные феномены: в психологии, строящей исследо¬вания по образу и подобию классической физики, факты, свидетельствующие об активности субъекта, интерпрети¬ровались как «ошибки», артефакты или досадные откло¬нения от нормы, «ошибки» испытуемых в экспериментах.
7. Логические дихотомии: например: является ли человек биологическим и/или социаль¬ным существом? Определяется ли природа человека сре¬дой и/или наследственностью?
8. Истоки зарождения неклассического мышления в пси¬хологии личности связаны с разра¬боткой проблемы бессознательного в психоанализе (Фрейд), теорией установки (Узнадзе), культурно-исторической концепцией развития высших психических функций (Выготский) и деятельностным подходом (Леонтьев, Рубинштейн).
9. Прорыв за границы «по¬стулата непосредственности» и поиск «опосредующего звена», которое, порождая психические явления, само бы к сфере психического не принадлежало, в психоанализе - «нечувст¬вительность к противоречиям» и «вневременный характер».
Основные признаки и постулаты постнеклассической науки
1. Основные позиции общей теории систем являются базисными в постнеклассической рациональности.
2. Принципы системного взгляда на мир являются фундаментальными, основополагающими современной (постнеклассической) научной картины мира.
3. Закон самоорганизации как главный механизм развития (саморазвития) систем, основное свойство движущейся материи.
4. Понятие «информация» и наука информология, рассматривающая развитие неживых, живых и социальных систем как постоянное повышение или понижение ими своего уровня организации.
5. Принцип универсального эволюционизма, синтезирующий многие черты постнеклассического рационализма.
6. Принцип универсального эволюционизма построен на положениях: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетике; 3) теории биологической эволюции… концепции биосферы и ноосферы.
7. Базовыми понятиями современной постнеклассической науки являются: «нелинейность», «самоорганизация», «бифуркационность», «диссипативность», «одна и двухконтурная форма саморегуляции» и др.
8. Главной отличительной чертой операциональной составляющей постнеклассической научной картины мира является принципиальная плюралистичность познавательных подходов и методов, открытость их (а также результатов и стратегий познавания) для критики и самокритики.

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагают различные типы рефлексии над деятельностью:
1. От элиминации из процедур объяснения всего, что не относится к объекту (классика),
2. К осмыслению соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций деятельности (неклассика),
3. До осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями.
Важно, что каждый из этих уровней рефлексии и стратегий коррелятивен системным особенностям исследуемых объектов и выступает условием их эффективного освоения:
• простых систем как доминирующих объектов в классической науке,
• сложных саморегулирующихся систем - в неклассической,
• сложных саморазвивающихся - в постнеклассической.
Объективность исследования как основная установка науки достигается каждый раз только благодаря соответствующему уровню рефлексии, а не вопреки ему.

Список литературы
1. А.Г. Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://fictionbook.ru/author/a_g_asmolov/psihologiya_lichnosti_kulturno_istoriche/read_online.html / (дата обращения: 31.08.2016).
2. В.Е. Клочко Постнеклассическая траспектива психологической науки. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki / (дата обращения: 31.08.2016).
3. В.Е. Клочко Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://flogiston.ru/articles/general/klochko/ (дата обращения: 31.08.2016).
4. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии//Постнеклассическая психология 2005, № 1
5. Макетный образец учебно-методического пособия по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований» Д.Г. Дьяков [ЭР]. Режим доступа: URL: http://psy-pozn.bspu.by/docs/3-2.htm/ (дата обращения: 31.08.2016).
Категория: Психология | Добавил: Temir | Теги: неклассической и постнеклассичес, основные признаки и постулаты класс, типы научной рациональности и психо
Просмотров: 842 | Загрузок: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-26, 8:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru