Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2016-11-29, 8:01 PM | |
Основы психологического консультирования (алгоритм психологического консультирования ) Тема «Конфликты между родителями и детьми и способы их преодоления» Цель консультирования: урегулирование детско- родительских отношений; дать родителю возможность осознать причину девиантного поведения детей (причины воровства). Задачи консультирования: • Выявить истинные причины проблем ребёнка; • Отработать конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. • Показать конструктивные способы реагирования на проблемные ситуации. Ресурсы: Время 60 минут. 2 человека (мама, консультант) Этапы психологического консультирования: Нулевой этап - контрактинг: установление эмоционального контакта с клиентом на биологическом, невербальном ,вербальном уровне. 1. Контакт глаз 2.Вербальный контакт: Добрый день. Здравствуйте. Как добрались? Я вас слушаю. Разговор ни о чем. Знакомство. 3.Невербальный контакт: кивок головы, улыбка. 4 Эмоциональный контакт: Что вы чувствуете сейчас, когда об этом говорите? 5Интеллектуальный контакт: перепроверить можно, задав вопрос: «Правильно ли я вас понял…?». 6. Ценностный, или бытийный контакт. Какое у вас к этому отношение? Это не то, что он ценит, а какое поведение регулирует его мысль, слова. 1этап- Переход от первичного запроса ко вторичному • Первичный запрос – это видение клиента в затруднительной ситуации. • Скажите в двух в двух словах, с какой целью пришли к психологу • Я хотел бы услышать вашу проблему? • И что бы вы хотели получить в итоге? 2этап- Вторичный запрос – это видение проблемной ситуации, когда консультант-психолог и клиент одинаково понимают проблему (Здесь можно ввести клиента в состояние замешательства (чем он жертвует). • Как вы себе представляете, как я вам буду помогать? • Я вас правильно понял проблема в том что…? • Если я правильно вас услышал … (на этом этапе можно опять вернуться к первичному запросу) 3этап-Поиск консультативной мишени. • Искать надо ту точку, на которую вы будете воздействовать. Поменять его представления о норме. • Выработать стратегию: • а) размыть представление, шаблон о вине. • б) научиться снимать напряжение у партнера (супруги и т.д.). Например: Я хочу купить квартиру. 1Что вам мешает купить квартиру? 2Что вам мешает зарабатывать больше? 3Что вы сейчас чувствуете? 4этап.-Способы взаимодействия. Обговорить с клиентом способ взаимодействия. Консультант должен объяснить, что и для чего должен делать клиент, чтобы ему было хорошо. Н- р> психотехника «2 стула» - объясни, для чего это нужно клиенту, а не просто сказать - сядьте и делайте. Например: Чтобы купить квартиру нужно: работать вахтовым методом, личностным ростом, перебороть страх и тд. Проверка экологии, что будет после того как вы достигните цели? Ситуация: К психологу обратилась бабушка за консультацией ,по поводу суицидальной попытке внучки. Девочке 14 лет, ученица 8го класса, воспитанием занимается бабушка. Со слов бабушки девочка учится неохотно последнее время снижена мотивация к обучению. Материальное благосостояние семьи –среднее. 0 этап: установление контакта с клиентом на биологическом, невербальном, вербальном уровне. • Клиент: Добрый день. • Консультант: Здравствуйте. • Консультант: Как добрались? • Клиент: Спасибо, хорошо. 1-е переход от первичного запроса ко вторичному. • Консультант: В двух словах скажите, с какой целью вы пришли к психологу. И что бы вы хотели получить в итоге? • Клиент: Я осознано пришла к вам. У меня внучка ей 14 лет, она учится в восьмом классе. Она выпила большое количество моих таблеток ,через некоторое время ей стало плохо о чем она мне и сообщила. Я всегда о ней заботилась, все старалась для нее сделать Я не понимаю что,происходит. И хочу, чтобы вы помогли мне, разобраться, что происходит с моим ребёнком. • Консультант: Что вы чувствуете сейчас, когда об этом говорите? (эмоциональный контакт) • Клиент: Я чувствую растереноость, обиду за свою внучку. Ведь я её пою, кормлю, одеваю, ни в чём ей не отказываю ,а она так со мной поступает. • Консультант: Правильно ли я вас понимаю, что вы не понимаете причин, по которым ваша внучка пошла на такое?(установление интеллектуального контакта) Вы хотите помочь своей внучке, но не знаете, как это сделать? • Клиент: Да вы правы. Я переживаю за внучку и понимаю, что необходимо что-то делать и хочу во всём этом разобраться 2этап- Вторичный запрос • Консультант: Как вы себе представляете, как я вам буду помогать? (введение клиента в состояние замешательства?) • Клиент: Ну, вы же более компетентны в этом вопросе. Я хочу, чтобы вы мне посоветовали как быть в данной ситуации. • Консультант: Я вас правильно поняла? Вы переживаете из-за того, что что-то происходит с вашей внучкой, есть какие-то определенные причины идти на этот шаг? А какие вы не знаете? • Клиент: Да это так. Поиск консультативной мишени. • Консультант: А какой бы вы хотели видеть свою внучку? • Клиент: Я хотела, чтобы было как раньше, чтобы у нас не было секретов. Я ведь старалась правильно воспитывать свою внучку • Консультант: Как вы думаете, когда именно произошли изменения в поведении внучки? • Клиент: Это длится около года. Я стала замечать, что моя внучка с вечерней прогулки , возвращаться довольно поздно, учебой не заинтересована, грубит. Если я захожу в комнату, она сидит за комютером в агенте ,то быстро сворачивает агент.Делаю замечание на которые она не реагирует. • Консультант: Какие события происходили в вашей жизни в этот период? • Клиент: Вы знаете, в это время в моей личной жизни произошли изменения. У меня появился мужчина. И я поделилась с этим с дочерью. • Консультант: А какая реакция у внучки на ваши замечания? • Клиент: Вы знаете, она молчит. Сказала: -почему другим девочкам можно гулять до поздна, а я не могу, у тебя устаревшие взгляды на жизнь, почему я должна жить как ты. Я не могу ни кого пригласить в гости , а также не могу вечером погулять. Я реже стала общаться с внучкой так, как она не идет на контакт. Может быть я в чем-то её не понимаю? я прошу у вас совета. • Консультант: Что вы чувствуете, когда об этом говорите? (эмоциональный контакт) • Клиент: Я чувствую боль, вспоминаю глаза внучки. Прихожу домой и «упираюсь» в закрытую дверь. Какая-то связующая нить между нами оборвалась. Я чувствую, что начинаю её терять. • Консультант: Как вы считаете, возможно, изменить данную ситуацию? • Клиент: Даже не знаю, что делать. • Консультант: А что бы вы хотели видеть в конечном итоге?(проверка экологии) • Клиент: Счастливые глаза внучки. Хотелось бы, чтобы вернулись те доверительные отношения, добрые времена, которые были раньше. • Консультант: Как вы думаете, возможно, ли это? • Клиент: Я думаю, что это возможно. Я признаю , что я сильно на неё давила. Скорее всего, я не думаю, что моя воровка, не думаю, что она попала в какую-то компанию. Я вспомнила! Деньги исчезли в тот момент, когда я уехала отдыхать со своим другом. Всего на 1день,а за дочкой просила бабушку присмотреть. Я с ней пыталась поговорить, но она захлопывает дверь передо мной • Консультант: Расскажите, как вы пытались с ней поговорить? • Клиент: Да мне кажется, неудачно я выбрала время. Пришла я домой уставшая, посуда не помыта, дома не убрано. Она сидит за комютером в наушниках, не слышит. Я подошла, а она агент сворачивает. Я не выдержала и стала на неё кричать, что я устала «как собака»,а ты мне по дому помочь не можешь. И пошла, мыть посуду, ужин готовить. Через некоторое время опять подхожу к дочери спрашиваю: -Да что с тобой творится! -Почему ты перестала, со мной делится! -Почему не рассказываешь не чего о себе? (претензия) • Консультант: А как вы думаете, что при этом чувствовала ваша дочь? • Клиент: Вы знаете какие –то глаза потухшие у неё были. Мне кажется у неё в душе, чувства ко мне есть. Я за собой заметила, что я перестала чувствовать, что чувствует моя дочь. • Консультант: Как вы думаете, почему ваша дочь так себя ведет? • Клиент: Может быть, она хочет обратить на себя внимание? 4-способы взаимодействия Обговорить с клиентом способ взаимодействия • Консультант: Какие вы видите пути, выходы из сложившейся ситуации • Клиент: Наверно, мне нужно измениться. • Консультант: Каким образом вам нужно измениться? • Клиент: Я перестану упрекать свою дочь. Буду больше уделять ей внимания? • Консультант: Как вы будете уделять ей внимание? • Клиент: Я поняла свою ошибку. Не буду с ходу ругаться за не вымытую посуду. Постараюсь каждый день спрашивать как у неё дела в школе, друзьями. Вызову её на откровенный разговор. Она меня давно просила сходить с ней поиграть в боулинг, и я с ней схожу. • Консультант: Что вы чувствуете сейчас? • Клиент: У меня как «камень с души свалился», я чувствую облегчение. Я хочу быстрее пойти домой, прижать её себе, поговорить с ней успокоить. Рекомендации психолога: 1. Не создавать напряжение во взаимоотношениях 2. Часто использовать косвенно установочные фразы : «Все будет хорошо», «Завтра будет новый день», «Не бывает безвыходных ситуаций 3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. 4. Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах. 5. Активизировать чувство юмора с целью активизации снятия стресса (ирония, улыбка, смех, которые помогают переоценить значимость событий и преодолеть трудности.) 6. Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.) 7. Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома. | |
Просмотров: 1430 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|