Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология |
2017-01-29, 5:07 PM | |
Школьный клуб "Мастерская Солнца" «В каждом человеке Солнце, Только дайте ему светить...» Сократ Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности. Ведь как говорила Первая Леди Казахстана Назарбаева Сара Алпысовна «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле» .Понятия «духовновность « и «нравственность» тесно связаны между собой. Нравственность имеет своим источником духовность и является ее внешним проявлением. В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. В Конвенции о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. И если духовность характерезует высшие, внутренние устремления личности, то нравственность – сфера ее внешних связей: отношений с людьмии обществом, что, в свою очередь, связано с гуманностью. Без ее сформированности не может быть и речио выработке более сложных нравственных, гражданских качеств. Поэтому, исходя из вышесказанного, в школе стал функционировать клуб «Мастерская Солнца», который стали посещать все дети, независимо от возраста. Акцент был сделан на то, чтобы в работе клуба принимали активное участие дети «группы риска». Ведь не секрет, что составив для этой группы детей «план работы», мы со спокойной дущой живем и работаем дальше. А ведь, чтобы понять, почему данный ребенок оказался в этом «списке» является первостепеннейшей задачей педагога- психолога. Здесь я попыталась интегрировать предмет Самопознания в Психологическую службу школы, хотя между самопознанием и психологией существует огромная разница: большинство психологических тестов и тренингов направлено на выявление того, в чем мы разные, они зачастую имеют своей целью выявить плохие качества в человеке, выводят на поверхность скрытые отрицательные эмоции, в то время как нравственно- духовное образование выявляет то, в чем мы похожи, а именно вечные духовно- нравственные качества (совесть, любовь, сострадание, внутренний покой и другие), сознание ребенка наполняется позитивными образами Света, Любви, Добра. Основной целью клуба «Мастерская Солнца» является развитие личности учащихся, раскрытие высшей нравственно- духовной природы учащихся, становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова и дела. Ее реализация предполагает решение следующих задач: 1) способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; 2) содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций: 3) определять свою жизненную позицию; 4) конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам; 5) выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром; 6) оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; 7) жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях; 8) проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм; 9) проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; 10) развивать на практике навыки служения обществу. Для того, чтобы получше рассмотреть психологические основы поведения наших детей в современном мире, следует рассмотреть пример: Если ребятам предложить посмотреть на белый квадрат с черной точкой посередине и спросить «А что Вы видите?», то большинство ответят «Я вижу черную точку». Этот ответ показывает причину, по которой человек приходит в замешательство и несчастен. Настоящая картина такова « Большое белое пространство с маленькой черной точкой посередине» . Проблема в том, что мы видим в других только «черную точку» и не видим « то белое», что окружает все вокруг. Моей главной задачей как педагога- психолога, как учителя самопознания является научить учащихся воспринимать информацию позитивно, выявлять все самое лучшее, доброе, светлое в детях и совершать эти открытия вместе, воспитывать истинных граждан и патриотов своей страны, ведь наша страна поддерживает общенациональную идею Мәңгілік Ел. В своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны сформулировал составляющие идеи Мәңгілік Ел, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства». А залогом успешности государства всегда были люди, Человек во всей его неповторимости и красоте. Для достижения поставленных мною целей, на занятиях я стараюсь выбирать такие формы работы, которые способствуют развитию общечеловечкских качеств, таких как Внутренний покой ( в группе есть дети гиперактивные, вспыльчивые), Ненасилие ( не причинять вреда никому ни словом, ни делом, ни мыслями), Праведное поведение ( поступать согласно внутреннему голосу Совести), Истина ( то духовное начало, поиск которого изменяет жизнь ребенка в лучшую сторону) и , конечно же Любовь, как энергия созидающая и поддерживающая жизнь. Именно Любовью должны быть пропитаны все слова, действия и поступки в отношении детей, которые оказались в «группе риска». На занятиях мы с ребятами разбираем каждое качество, дети объясняют каким образом понимают это они, а затем, посредством упражнений, видеороликов, рассуждений, работы в группах, творческих заданий, мы подаодим итог. Существует огромное количество видеоматериала, который мне очень помогает при проведении занятий, самая большая сложность состоит в том, чтобы из всего многообразия выбрать то, что «примут» дети. Каждое занятие мы начинаем с «минутки тишины», когда ребята стараются настроиться на позитивую волну. Вот один из примеров текста: «Концентрация на Свет» Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. Далее свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.. Мы с детьми проводим благотворительные акции, одна из них - помощь ветерану педагогического труда. На занятиях читаем много притч глубокого содержания, стараемся сами сочинять стихи, рисуем, пишем сочинения. В осуществлении задуманного мне помогает то, что в период с октября по декабрь текущего учебного года, я прошла курсы повышения квалификации третьего базового уровня по Самопознанию.И мне хочется верить, что хороших людей на свете больше и, что только, подарив ребенку искреннюю Любовь, мы получим взамен гораздо больше – любовь ребенка, его доверие к нам и веру в себя и других людей. Педагог- психолог КГУ «Капитоновская СШ», Буландынского района, Акмолинской области Ермуханова Инара Ибраимовна Использованная литература: 1. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. 2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010» 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69 с. 5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. 6. http://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек» 7. Методическое пособие по предмету «Самопознание» | |
Просмотров: 494 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|