Методы и приемы в работе с детьми «группы риска»
«Дети - это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
В.А. Сухомлинский
Наиболее сложным направлением работы школы в настоящее время является социально-педагогическая деятельность. Работа с детьми, которых выделяют в самостоятельную категорию, но называют их по-разному: - проблемные, дезадоптированные, беспризорные, дети с девиантным поведением дети «группы риска». Дети, которые относятся к «группе риска»- это дети с отклонениями психофизического и социального развития. Генетическии, биологический, в силу социальных причин, дети «группы риска» имеют небольшие отклонения в деятельности организма и прежде всего, нервной системы, и все это и мешает им адаптироваться к школьной деятельности, к социальным условиям жизни. Но как же узнать относится ли ваш ребёнок к «группе риска»? Это можно узнать ло следующим признакам:
- непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;
- уходящие из семьи и школы без разрешения , самовольно;
- дети, которые занимаются бродяжничеством или попрошайничеством;
- неуспевающие и трудновоспитуемые,
- имеющие склонности к вредным привычкам,
- дети , у которых нет желания к учебе,
- состоящие на учёте
Перед социальными педагогами стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д.
Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение. Большую роль в воспитании играет вовлечение воспитанников в трудовую деятельность.
Метод предупреждения - это метод изменения мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально-ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:
• создание положительного общественного мнения;
• Воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;
• Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта;
Методом убеждения социальный педагог может достичь успеха, если он хорошо владеет знаниями, чтобы убедить ребен¬ка в последствиях его общественного поведения. С помощью этого метода может добить¬ся, чтобы подросток сам начал искать путь выхода из сложив¬шейся ситуации.
Метод переучивания этот метод нацелен на преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий; изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:
Нужно, чтобы ребенок включился в активную социально-ценную деятельность;
• Нужна оценка и поддержка положительных проявлений со стороны уч-ся;
• контроль и проверка выполнения предъявляемых требовании к ребенку ;
• предъявление запретов на негативные проявления уч-ся.
Также, самым распространенным является метод наблюдения. Этот дает педагогу больше всего материала для работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом,но не каждому удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить.
Социальный педагог прибегает к методу беседы. Важна при работе по этому методу подготовка . В этом ему поможет анкетирование, составленные тесты.
Тесты и анкетирование помогают составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.
Все эти перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания.
Цель этого метода является стимулирование положительного поведения воспитанников, сдерживание отрицательного поведения.
Приемами положительного воздействия на детей это может быть:
• грамоты
• благодарственные письма
• неожиданные сюрпризы положительного свойства
• различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях.
Каждый социальный педагог должен набраться терпения, быть последовательным в своих требованиях, чтобы все его усилия привели к положительному результату.
В социально -профилактической работе с трудным ребенком, педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
- Не навредить ребенку.
- Принимать таким , какой он есть на самам деле.
- Соблюдать конфиденциальность.
- Соблюдать меру взаимного откровения с ребенком, но сохранять дистанцию.
- Не отнимать у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давать советов.
- Соблюдать принцип добровольности.
Я думаю, что все у кого есть такие дети хотят видеть только сияющие глаза, и чтобы в их сердцах пылала искра жизни к светлому будущему.
|