Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ · Скриншот ] | 2018-11-10, 10:08 AM |
«Управление познавательной деятельностью учащихся в исследовательской беседе» Учитель физики и информатики КГУ «Средняя школа №3» им. Д Кунаева г. Риддер Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей. Для правильной, научной организации учебного процесса учителю необходимы знания не только теоретических основ физики и методики ее преподавания, но и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития мышления. Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе диалогового обучения, которое реализуется, в частности, посредством исследовательской (эвристической) беседы. Эвристические методы были известны с древних времен. Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом. И мы на уроках стараемся использовать так называемые «толстые» и «тонкие», а точнее вопросы Сократа. Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, «…что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство…». Характерным признаком исследовательской беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Излагая учебный материал методом исследовательской беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска. Например, урок физики в 11 классе по теме «Цепные реакции» Как вы думаете, что будет, если в ядро атома некоторого химического элемента направить какую-нибудь частицу, ну, например, нейтрон в ядро урана? (выслушиваю предположения учащихся) А давайте проверим ваши предположения (работа с интерактивной моделью “Деление ядра” “Интерактивный курс. Физика 7-11кл”). Что в результате получилось? – При попадании нейтрона в ядро урана, мы видим, что в результате образуется 2 осколка и 2-3 нейтрона. Ядро приходит в состояние возбуждения и начинает деформироваться. Почему ядро разрывается на 2 части? Под действием каких сил происходит разрыв? Какие силы действуют внутри ядра? – Электростатические и ядерные. Хорошо, а как проявляются электростатические силы? – Электростатические силы действуют между заряженными частицами. В ядре заряженной частицей является протон. Так как протон заряжен положительно значит, между ними действуют силы отталкивания. Верно, а как проявляются ядерные силы? – Ядерные силы – силы притяжения между всеми нуклонами. Так, под действием каких сил происходит разрыв ядра? – (Если возникнут затруднения, задаю наводящие вопросы и подвожу учащихся к правильному выводу) Под действием электростатических сил отталкивания ядро разрывается на две части, которые разлетаются в разные стороны и излучают при этом 2-3 нейтрона. Осколки разлетаются с очень большой скоростью. Получается, что часть внутренней энергии ядра переходит в кинетическую энергию разлетающихся осколков и частиц. Осколки попадают в окружающую среду. Как вы думаете, что происходит с ними? – Осколки тормозятся в окружающей среде. Чтобы не нарушать закон сохранения энергии, мы должны сказать, что произойдет с кинетической энергией? – Кинетическая энергия осколков преобразуется во внутреннюю энергию среды. Можно ли заметить, что внутренняя энергия среды изменилась? – Да, среда нагревается. А будет ли влиять на изменение внутренней энергии тот фактор, что в делении будет участвовать разное количество ядер урана? – Конечно, при одновременном делении большого количества ядер урана внутренняя энергия окружающей уран среды возрастает. Из курса химии, вы знаете, что реакции могут происходит как с поглощением энергии, так и выделением. Что мы скажем о протекании реакции деления ядер урана? – Реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду. Энергия, заключенная в ядрах атомов, колоссальна. Например, при полном делении всех ядер, имеющихся в 1г урана, выделилось бы столько же энергии, сколько выделяется при сгорании 2,5т нефти. Выяснили, что произойдет с осколками, а как поведут себя нейтроны? Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: «Что такое..?», «Что характеризует.. ?» и т.д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях. Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу. Для применения метода исследовательской беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс. Стоит ли учителю продумывать каждый вопрос, связь между ними, все возможные варианты ответов, подсказок при подготовке к уроку или беседу можно проводить экспромтом? Это также зависит от уровня мастерства учителя. Если учитель только начинает осваивать данный метод, то, конечно, подетальное, подробное планирование просто необходимо. При работе в группе, для развития для развития познавательных способностей детей на уроках я использую проблемные вопросы Давайте подумаем, от каких параметров может зависеть давление газа? Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки Для того, чтобы подтвердить нашу теорию, нам нужно провести эксперимент. Учащиеся проводят по карточкам – заданиям практическую работу и делают выводы. Но при планировании урока, мы рассчитываем на наилучший результат. Наблюдения показывают, что учащиеся в начале использования новых стратегий и техник, чувствуют себя неуверенно, скованно, причиной является языковой барьер, стеснение, боязнь высказать мнение, которое может оказаться неправильным. Но при планомерной, систематической работе мною замечено, что ребята стали чувствовать себя более уверенно, и, соответственно, урок стал проходить более динамично, физические законы и их практическое применение стало детям более интересно. Они предлагают темы для обсуждения, исследовательской работы (такие как «Выращивание кристаллов и их свойства», Античастицы – что это…» и т. д. Применение метода исследовательской беседы способствует усилению интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач. Но положительная роль интеллектуальной активности сказывается не сразу после обучения, а через некоторый промежуток времени. Поэтому, как сказал Леонардо да Винчи «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.» | |
Просмотров: 459 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|