Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Активные методы обучения в рамках обновления содержания образования.
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] 2018-11-12, 10:29 AM
Активные методы обучения в рамках обновления содержания образования.
Учитель истории КГУ СШ №35.г Актобе
Тлепкалиева Эльянора Галимуратовна.
На сегодняшний день, когда мир не стоит на
месте, государству необходимо, чтобы мы взрастили активных, самостоятельных,
деятельных, предприимчивых граждан, которые будут в будущем и дальше развивать
нашу страну, сохранять мир и порядок.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в будущем будут работать с новыми производственными технологиями.[2, 3-6] Цель использование активных методов в обучении слушателей на курсах обновления содержания образования начальных классов это способствовать развитию у них установки на достижение высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности.
Это целостное системное понимание педагогами необходимости реализации интерактивного подхода в обучении современных учащихся, взимодействия в процессе обучения учащихся и овладение методикой их реализации в учебном процессе.
В чем же эффективность: результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), получили название «пирамида обучения». Она демонстрирует средний процент усвоения знаний: лекции – 5%; чтение – 10%; видео – и аудиоматериалы – 20%; демонстрация – 30%; дискуссионные группы –50%; практические действия –75%; обучение других, безотлагательное применение знаний – 90%.
На курсах обновления содержания образования начальных классов практические занятия построены таким образом, чтобы активизировать внутренний педагогический потенциал слушателей через постановку проблемных вопросов и задач, самодиагностирование, самоанализ, рефлексию.
Особенности обновленных учебных программ начальной школы является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в которых – навыки общения и сотрудничества[1,1-2.]. Именно поэтому в основе обновленных программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентрической педагогике. Задача учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом.
Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний[4].
Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками и затем обрабатывать, обобщать информацию, не просто заучивать и бездумно повторять её.
Слушатели извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса [3, с.1-2].
В условиях активного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи поскольку они слышат различные точки зрения должны уметь формулировать и защищать свои идеи[5.]. Тем самым учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при активном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками и отстаивать своё мнение.
Для работы в малых группах можно эффективно применять стратегии критического мышления через чтение и письмо.
В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.
Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие учеников в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.
На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Учащиеся получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений.
Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.
Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит“присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте.
Процесс обучения по всем предметам обновленной программы предусматривает достижение целей обучения через использование активного обучения. Процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка в школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня.
В ходе наблюдений за практикой учителей при организации группового обучения было отмечено, что учителя испытывают затруднения в подборе заданий для совместной деятельности. Задания для кооперативной групповой работы должно быть хорошо структурированным. В обновленной программе предусмотрено использование различных видов дифференцированных заданий, которые помогут обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения, тем самым достигая инклюзивности урока. И здесь можно провести оценку сформированности умения создавать атмосферу сотрудничества на уроке через проблемные вопросы.
Модернизация системы образования, которая проводится сегодня в нашей стране, связана прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Сама жизнь показывает, что возможности авторитарной школы с жесткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, с хорошо обработанной методикой давления и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. Обучение является практико- ориентированным и концентрируется на том, что учащиеся могут делать в дополнение к тому, что они уже знают. В ходе обучения по обновленной программе у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни в мультикультурном обществе 21 века. Но эффективная реализация данной программы будет зависеть в первую очередь от деятельности учителя, от глубокого понимания процесса обучения, тщательного планирования уроков в соответствии требованиями обновленной программы.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что одно из выделенных нами условий – профессионально-образовательная среда, реализующая личностно ориентированные технологий обучения, предусматривающие развитие свободы субъектной творческой деятельности педагога способствует включению педагогов в активную познавательную и практическую деятельность при осознании ими значения повышения уровня профессионального развития и компонентов профессиональной компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагога в развитии функциональной грамотности учащихся мы рассматриваем как звено в системе непрерывного педагогического образования и как профессиональный образовательный процесс с систематически обновляемыми целями, содержанием, методиками и технологиями, прогнозируемыми, результатами, адекватными социокультурным изменениям в обществе.
Одним из условий успешного протекания процесса повышения профессиональной компетентности через активные формы обучения педагога является создание благоприятной мотивирующей профессионально-образовательной среды с обязательной рефлексивной составляющей. Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов. Когда учитель уверенно владеет методикой активизации процесса вовлечения учеников в обучение. От уровня профессионализма учителя, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста, педагог самостоятельно осознает необходимость повышение уровня собственных профессиональных качеств.
Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!
Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, 25 апреля 2015г. [Электрон.ресурс]:http://online.zakon.kz/Docume Источник доступа nnt/?doc_id=33224708
2. Джадрина М.Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества// Информационно-методический журнал открытая школа –№2(153). – – С. 3-6.
3. Руководство по работе в малых группах: Раздаточные материалы по Программе повышения квалификации педагогических работников «Эффективное обучение». – Астана, 2016. – с.
4. Повышение качества профессионального развития педагога: Коллективная монография / Под ред. Д.п.н. С.Д.Мукановой. – Караганды, 2015. – 232 с.
5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.:, 2006. – 420 с.
Категория: Педагогика | Добавил: elya_2226
Просмотров: 719 | Загрузок: 23 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-06-20, 5:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru