Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] | 2018-11-12, 10:29 AM |
Активные методы обучения в рамках обновления содержания образования. Учитель истории КГУ СШ №35.г Актобе Тлепкалиева Эльянора Галимуратовна. На сегодняшний день, когда мир не стоит на месте, государству необходимо, чтобы мы взрастили активных, самостоятельных, деятельных, предприимчивых граждан, которые будут в будущем и дальше развивать нашу страну, сохранять мир и порядок. Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в будущем будут работать с новыми производственными технологиями.[2, 3-6] Цель использование активных методов в обучении слушателей на курсах обновления содержания образования начальных классов это способствовать развитию у них установки на достижение высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности. Это целостное системное понимание педагогами необходимости реализации интерактивного подхода в обучении современных учащихся, взимодействия в процессе обучения учащихся и овладение методикой их реализации в учебном процессе. В чем же эффективность: результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), получили название «пирамида обучения». Она демонстрирует средний процент усвоения знаний: лекции – 5%; чтение – 10%; видео – и аудиоматериалы – 20%; демонстрация – 30%; дискуссионные группы –50%; практические действия –75%; обучение других, безотлагательное применение знаний – 90%. На курсах обновления содержания образования начальных классов практические занятия построены таким образом, чтобы активизировать внутренний педагогический потенциал слушателей через постановку проблемных вопросов и задач, самодиагностирование, самоанализ, рефлексию. Особенности обновленных учебных программ начальной школы является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в которых – навыки общения и сотрудничества[1,1-2.]. Именно поэтому в основе обновленных программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентрической педагогике. Задача учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом. Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний[4]. Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками и затем обрабатывать, обобщать информацию, не просто заучивать и бездумно повторять её. Слушатели извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания. Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса [3, с.1-2]. В условиях активного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи поскольку они слышат различные точки зрения должны уметь формулировать и защищать свои идеи[5.]. Тем самым учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при активном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками и отстаивать своё мнение. Для работы в малых группах можно эффективно применять стратегии критического мышления через чтение и письмо. В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим. На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие учеников в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности. На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Учащиеся получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей. Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит“присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Процесс обучения по всем предметам обновленной программы предусматривает достижение целей обучения через использование активного обучения. Процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка в школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня. В ходе наблюдений за практикой учителей при организации группового обучения было отмечено, что учителя испытывают затруднения в подборе заданий для совместной деятельности. Задания для кооперативной групповой работы должно быть хорошо структурированным. В обновленной программе предусмотрено использование различных видов дифференцированных заданий, которые помогут обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения, тем самым достигая инклюзивности урока. И здесь можно провести оценку сформированности умения создавать атмосферу сотрудничества на уроке через проблемные вопросы. Модернизация системы образования, которая проводится сегодня в нашей стране, связана прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Сама жизнь показывает, что возможности авторитарной школы с жесткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, с хорошо обработанной методикой давления и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. Обучение является практико- ориентированным и концентрируется на том, что учащиеся могут делать в дополнение к тому, что они уже знают. В ходе обучения по обновленной программе у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни в мультикультурном обществе 21 века. Но эффективная реализация данной программы будет зависеть в первую очередь от деятельности учителя, от глубокого понимания процесса обучения, тщательного планирования уроков в соответствии требованиями обновленной программы. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что одно из выделенных нами условий – профессионально-образовательная среда, реализующая личностно ориентированные технологий обучения, предусматривающие развитие свободы субъектной творческой деятельности педагога способствует включению педагогов в активную познавательную и практическую деятельность при осознании ими значения повышения уровня профессионального развития и компонентов профессиональной компетентности. Повышение профессиональной компетентности педагога в развитии функциональной грамотности учащихся мы рассматриваем как звено в системе непрерывного педагогического образования и как профессиональный образовательный процесс с систематически обновляемыми целями, содержанием, методиками и технологиями, прогнозируемыми, результатами, адекватными социокультурным изменениям в обществе. Одним из условий успешного протекания процесса повышения профессиональной компетентности через активные формы обучения педагога является создание благоприятной мотивирующей профессионально-образовательной среды с обязательной рефлексивной составляющей. Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов. Когда учитель уверенно владеет методикой активизации процесса вовлечения учеников в обучение. От уровня профессионализма учителя, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста, педагог самостоятельно осознает необходимость повышение уровня собственных профессиональных качеств. Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится! Литература: 1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, 25 апреля 2015г. [Электрон.ресурс]:http://online.zakon.kz/Docume Источник доступа nnt/?doc_id=33224708 2. Джадрина М.Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества// Информационно-методический журнал открытая школа –№2(153). – – С. 3-6. 3. Руководство по работе в малых группах: Раздаточные материалы по Программе повышения квалификации педагогических работников «Эффективное обучение». – Астана, 2016. – с. 4. Повышение качества профессионального развития педагога: Коллективная монография / Под ред. Д.п.н. С.Д.Мукановой. – Караганды, 2015. – 232 с. 5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.:, 2006. – 420 с. | |
Просмотров: 761 | Загрузок: 23 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|