Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ · Скриншот ] | 2019-01-03, 6:33 AM |
Логопед КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Тайыншинского района» Бурковский И.В. Советы родителям детей с нарушением речевого развития В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Родители трехлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек. Почему? Причинами задержки речевого развития и различные нарушения речи могут быть: • недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде; в момент родов или после рождения; • угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; • перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; • наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; • стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; • травма во время родов; асфиксия; внутричерепное давление; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки. Предлагаем практические рекомендации родителям детей с задержкой речевого развития: Работа с такими детьми начинается с их родителей, потому что они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: «он все понимает, только ленится»; «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил»; «с мальчиками всегда так». Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить. Значит, какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть. Какие шаги предпринять в связи с этим: • Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения – невропатологом, логопедом (дефектологом), оториноларингологом. • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – «биби», кукла – «ляля», упал – «бах». Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – «куку», паровозик – «туту»). • Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. • По чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. • Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму («дай такой же»), количество (один - много). • Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук. Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 3-х лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет родителям возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с не говорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей. Можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы родителей с детьми. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому родители должны взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. | |
Просмотров: 401 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|