Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2021-03-19, 7:27 PM | |
Повышение эффективности обучения специальных дисциплин с применением опорных сигналов и текстового контроля Программированное обучение родилось не спонтанно. Оно возникло как результат творческих поисков ответа на вопрос: «Как повысить количественную и качественную эффективность образования?». Современное обучение должно обеспечить получение обучаемым максимум информации за минимум времени, иметь активный, развивающий характер и давать хорошие качественные показатели. Как называется практика, программированное качество обучение) при правильном подходе, эти задачи решает с успехом. Одной из важных проблем большинства учебных заведений профессионального образования является проблема повышения качества знаний. Ведущими специалистами в области педагогической дидактики были предложены различные формы и методы обучения как в области организационных вопросов, так и технологий обучения с использованием достижений науки и техники, а в последние годы преимущественно компьютеров. Анализ качества многих учебников по курсу «Технология электромонтажных работ» позволяет сделать вывод о том, что нет определенной системы при их создании. Бессистемность, излишняя сложность в изложении материала, размер рисунков и схем и надписи к ним, обилие цифровых величин при описании технологических процессов ремонта не всегда позволяет учащимся уловить суть изложенной информации. Поэтому необходимо разработать более простые, главное доступные пониманию способов и методов усвоения информации учащимися в процессе обучения. Внедрение в учебный процесс опорных конспектов (сигналов), связанных с текстовым контролем обучения в какой-то степени облегчает решать определенные задачи, соответствующие уроню знаний современной молодежи. Внедрение технологического процесса как эффективной формы обучения сегодня признаются многими ведущими специалистами педагогической науки. Одним из методов, позволяющим определить качество обучения, особенно при контроле знаний учащихся, является применение текстового контроля, позволяющее своевременно вносить коррективы в учебную работу на любом её этапе. Чтобы охватить большое количество учащихся при опросе в течение короткого времени и объективно оценить уровень их знаний, в последние годы применяются компьютеры. Однако такие контролирующие и обучающиеся программы по специальным дисциплинам, в частности по курсу «Технология электромонтажных работы, не разрабатываются никакими научно-педагогическими учреждениями не только у нас в в Казахстане, но и в России. Поэтому работа по составлению опорных сигналов и тестов для контроля знаний, особенно составление на их базе контрольно-обучающих тестов, являются делом исключительной важности. В нашем лицее разработаны 200 билетов для тестового контроля знаний, разной степени сложности, по курсу «Технология электромонтажных работ», которые применяются в основном при оценке уровня подготовки домашнего задания, что являются явно недостаточным. Многолетняя работа педагогов показывает, что учащийся практически пользуются учебной литературой только при необходимости в период курсового и дипломного проектирования, и то под «нажимом» руководителей проектов. Естественно, при такой подготовке формировать фундаментальное знание по предмету, опираясь только на содержание информации конспекта невозможно. Даже после изложения информации преподавателем на самом высоком уровне с обильном применением фрагментов учебника, наглядных пособий и раздаточных материалов не все учащийся могут включиться в творческую работу, пока не получат индивидуальное задание. Поэтому возникают необходимость активизации самостоятельной работы учащихся в различных вариантах на всех этапах учебного процесса. По курсу «Технология электромонтажных работ» специальных задач и упражнений в учебниках практический нет и не может быть по многим темам. Предлагаемая самостоятельная работа с билетами весьма близка к системе приемов В.А. Шаталова, по аналогии с которой по некоторым автором разработаны опорные конспекты, в которые наряду с другими схематичными заданиями включены также и билеты с тестами. этом случае учащийся работают увлеченно, целенаправленно, зная, что на следующем занятии по таким же билетам будет проводиться контроль знаний. Таким образом, в основу методики и организации закрепления материала положены определенные свойства памяти, например, только предупреждение о необходимости запомнить ту или иную информацию, сделанное преподавателем перед выдачей домашнего задания, повышает число оставшейся информации на 50%. В случае, если при изложении преподавателем новой темы потерялся интерес со стороны учащихся, и отдельные учащийся начали отвлекаться, очень эффективным является их переключение на работу с тестами по новой теме. Учащиеся не выслушав информацию, не прочитав этот материал по учебнику, могут путем логического рассуждения искать правильные ответы, особенно в тех вопросах, где требуются установить рациональную последовательность в ответах, где требуется составить план операций по ремонту отдельных деталей. А таких тем по предмету наберется немало. Здесь преподаватель помогает им мыслить логически правильно, развивая их мыслительную деятельность. Таким образом, учащиеся могут заниматься самостоятельным добыванием информации усилиями мысли, а не просто памяти. В данном варианте билеты с тестами применяется в режиме обучающей программы. В итоге, при такой организации учебного процесса с максимальной пользой, эффективно используется рабочее время урока за счет перекрываемого времени, за счет заинтересованности, увлеченности учащихся, за счет исключения непроизводительных, не нужных приемов, таких как: проверка присутствующих, беседа с опоздавшим, замечание по поведению во время урока, призывы работать активнее. Так как учащиеся с первой минуты урока до последней вовлечены в активную творческую работу, у них больше возникают вопросов, т.е. возникает «спрос» на знания, начинается естественный процесс развития личности. Активная совместная работа преподавателя и студентов над общей задачей определенные успехи вызывают вдохновение, моральное удовлетворение от своего труда. Варианты использования текстовых билетов могут быть расширены путем их применения для рубежного контроля, для проведения смотра-конкурса, во время открытой недели цикловой комиссии, для организации различных деловых игр, для проверки знаний при решении вопросов о допуске к лабораторным работам и т.д Если же билеты тестового контроля разработаны на высших уровнях сложности, то после тщательного рассмотрения и анализа их можно рекомендовать и для приема экзаменов по предмету, тем более основными формами установления степени подготовленности при аттестации учебных заведении и зачислении в учебное заведение являются именно тестирование. Учитывая положительную практику такой организации урока в нашем лицее по предмету «Технология электромонтажных работ» работа в этом направлении стала расширятся, разработаны тестовые вопросы по всем темам курса, с записью на дискетах, скомплектованы несколько тестовых вариантов. Конкретной литературы по данному вопросу, тем более по конкретному курсу «Технология электромонтажных работ» практически нет. Поэтому решение этого вопроса требует огромной работы по переработке материалов всего курса, связать содержание материалов с вопросами тестовых билетов для обучения, задача усложняется многократно. Тем не менее, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, по теме «Восстановление деталей сваркой и наплавкой», на которую по программе 6 учебных часов, разработаны опорные конспекты с максимальным содержанием вопросов тестового обучения, что безусловно облегчает процесс изучения материалов по указанной теме как в период контроля знании, так и в период обучения. Эти опорные конспекты вычерчены на трех листах формата А-1 и охватывают 26 вопросов тестового билета. Первые попытки применения тестовых билетов в процессе обучения с применением учебника и опорных конспектов дали положительные результаты в группе газоэлектросварщиков. Нами составлены опорные сигналы для самостоятельного изучения материалов по 10 темам. В правом нижнем углу каждого блока указаны номера билетов, ответы на которых содержат данный блок после пояснения преподавателя. По опорным сигналам преподаватель должен дать краткое пояснение по каждому блоку до начала самостоятельного изучения материала учащимися. Время 3-5 минут. B дальнейшем предусматривается применять компьютерную технику для обучения по тестовым билетам в режимах: 1) «Студент - компьютер - преподаватель» - для проверки уровня знаний студентов, с выдачей списка экзаменуемых с итоговыми оценками на печать; 2) «Студент - компьютер - контрольно-обучающая программа», предназначенная для самостоятельного усвоения материала темы. B настоящее время ведется работа совершенствованию содержания тестов с учетом выявленных недостатков в результате апробации, а также по расширению внедрения компьютера в учебный процесс. Технология применения тестовых вопросов для усвоения нового материала еще далеко не изучена, делаются лишь только первые попытки их применения отдельными преподавателями с целью повышения эффективности и качества учебного процесса. | |
Просмотров: 226 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|