Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2021-03-25, 2:02 PM | |
Доклад «Развитие познавательной активности учащихся через интерактивные формы и методы обучения» «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю» ( Конфуций) Грамотность международного уровня – это высокая планка, к которой в настоящее время должны стремиться и учащиеся и преподаватели. Сегодня учащийся должен обладать следующими качествами» - гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике при решении разнообразных проблем; - самостоятельно практически мыслить, видеть трудность и искать путь преодоления, используя современные технологии; - мыслить творчески; - грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе; - самостоятельно работать над собственным развитием. Все эти навыки можно сформировать через интерактивные методы, приемы, формы работы. Данные методы обучения развивают у учащихся умения слушать и слышать других, высказывать свое мнение, убеждать и открыто демонстрировать свои взгляды, гражданскую позицию, осмысливать собственные действия на уроке и в жизни. Интерактивное обучение формирует познавательную активность, желание изучить не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно, найти решение трудной проблемной задачи. Интерактивное обучение (от англ.ihteract – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. Интерактивное обучение отнюдь не ново. Каждый учитель использует на уроках элементы интерактивных технологий, порой даже не зная об этом. Если вы – учитель и вы обращаетесь к ученикам с вопросом, собираете и проверяете домашнее задание, или поддерживаете обсуждение темы в группах, вы уже применяете интерактивные технологии. Получается, что интерактивное обучение состоит в том, чтобы дать детям возможность сделать что-то, проверить их работы и на основе анализа решить, что же делать дальше. При этом конечная цель и основное содержание образования должны сохраняться. Но если подобным образом поступают все учителя, почему интерактивные технологии называют новаторскими? Может, есть что-то еще? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить сам процесс учения. В настоящее время достаточно много информации о том, каким образом люди усваивают информацию. Известно, что основной принцип изучения в следующем: всю информацию, что мы получаем, мы «перестраиваем» для себя и под себя. Поэтому любая попытка извне прямо повлиять на то, что мы изучаем, обречена. Для усвоения информации необходимо, чтобы человек сам поработал над темой: нашел, прочитал, интерпретировал. Это не говорит о том, что нам надо сознательно прилагать усилия для усвоения материала. Ведь в большинстве случаев мозг воспринимает и усваивает информацию бессознательно. В конце концов, не важно, осознанно или неосознанно мы усваиваем информацию. Важно другое: только сам человек усваивает информацию, изучает материал, и учитель, как и технология, играет второстепенную роль. Ведь результативность даже блестяще продуманного и проведенного традиционного урока может быть низкой. Этому может быть несколько причин: - непонимание основного момента урока, и непонимание темы в результате; - ранее пропущенные уроки; - низкая мотивация, или ее отсутствие. Поэтому применение интерактивных технологий в образовательном процессе обусловлено направляющим и мотивационным факторами. Направляющий означает, что учитель через специальные задания направляет мыслительный процесс учеников, координируя их действия. И ученики сами овладевают теми навыками, получают те знания, которые старается дать им учитель. Как говорится, хороший вопрос даст лучший результат, нежели просто готовый ответ. Не стоит также забывать, что учение само по себе достаточно тяжелая работа, и мотивационный толчок в нужный момент может здорово помочь ученикам при усвоении материала. Внедрение интерактивного режима многое дает различным субъектам образовательного процесса. Для учащихся: - осознание включенности в общую работу; - развитие личностной рефлексии; - становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности. Учебной микрогруппе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно- ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; Ученической группе: - формирование класса как групповой общности; - повышение познавательной активности класса; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии. Связке "группа - преподаватель": - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, и снятию нервной нагрузки. Жизненный опыт обучающегося является основным источником образования, в процессе ежедневного взаимодействия в режимах «учащийся-учащийся», «учащийся-преподаватель», «учащийся-группа», «преподаватель-группа» и т.д. происходит взаимодействие и обмен опытом. Использование интерактивных технологий обусловлено следующими причинами: - учащиеся приобретают информацию и умения; - происходит постоянный обмен информацией; - учащиеся учатся взаимодействию с людьми в различных ситуациях, моделируемых в процессе обучения под руководством преподавателя; - учащиеся учатся осознавать, что у каждого человека может быть свое собственное мнение или представление, с которым необязательно соглашаться; - формирование малых групп в процессе обучения позволяет активизировать пассивных, в обычных условиях, учащихся; - сам процесс обучения становится увлекательным для его участников. При использовании интерактивных технологий изменяется роль преподавателя: он становится не только источником или носителем информации, но и помощником, гидом. Преподаватель ответственен за оказание необходимой помощи при изучении основных понятий, организацию обмена информацией и опытом, контроль усвоения темы. Предполагается, что преподаватель должен ставить вопросы, стимулирующие учебную деятельность студентов. Среди наиболее популярных интерактивных технологий выделяют следующие: диалог, групповая работа, учебная дискуссия. При диалоге предметом анализа выступают реальные проблемы, допускающие согласие – несогласие и несовпадение мнений. Диалог подразумевает убедительное, а не авторитарное слово. Предполагается наличие реплик, вопросов, использование фактов, побуждающих к поиску истины. Преимущество групповой работы состоит в том, что учащийся учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, сопоставлять, развивается критическое мышление, поисковая активность учащихся. Главная черта учебной дискуссии это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе, где каждый участник в идеале способствует тому, чтобы этот обмен состоялся. Наиболее эффективными приемами обучения являются следующие: разбивка на группы и работа над проблемами урока, деловые (ролевые) игры, дебаты, дискуссии, «мозговая атака», решение конфликтных ситуаций, кейс – метод, дилемма, «коллективный разум», «займи позицию» и многие другие. Приведу некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках биологии. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все учащиеся. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке учащихся. Полезны разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе. Правило третье. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении проблемы. Правило четвертое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Важно договориться о том. Что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения. Правило пятое. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Задача преподавателя выработать привычку и опыт демократических форм общения, опираясь на толерантность, консенсус, плюрализм мнений. Равенство прав и возможностей. Одна из самых актуальных задач современного общества – формировать молодое поколение как людей социально зрелых. Умеющих критически мыслить и активно действовать. Эти качества личности, а также терпимость и уважение к чужому мнению, умение слушать и слышать собеседника не возникают сами собой. Их необходимо целенаправленно воспитывать. Этому можно научиться, участвуя в дебатах. Один из положительных моментов дебатов то, что они позволяют взглянуть на любое явление с двух сторон. В дебатах участвуют две команды – утверждающая и опровергающая, в каждой команде – 3 спикера. Цель дебатов – доказать, что ваши аргументы убедительнее, чем аргументы ваших оппонентов. До начало дебатов судья проводит жеребьевку, в результате которой определяется, какая команда будет утверждающей, а какая опровергающей. Кейсы утверждающей и опровергающей сторон содержат резолюцию (предмет, тема спора), дефиниции (определение ключевых слов), критерий (аргументы, доказательства). Домашние заготовки включают серию логически построенных вопросов по любому кейсу на заданную тему. Эти вопросы используются в ходе перекрестного опроса. Так в разделе «Селекция», при изучении темы «Генная инженерия», я провожу урок-дебаты «Нужны ли генетически модифицированные продукты?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Еще один из часто употребляемых методов – работа в малых группах. Правило работы в малых группах. Перед работой в группе нужно выбрать: ведущего (следит за работой в группе); секретаря (фиксирует рабочие мысли); тайм-кипера (следит за регламентом); презентатора (выступает от всех лиц); координатора (задает вопросы другим группам). 1. группа должна действовать согласно заданию и регламенту. 2. никто в группе не должен отстраняться от работы и быть отвергнутым. 3. оценка каждого зависит от работы в группе По любой теме можно использовать интерактивный метод работы в малых группах, и в парах. Раздайте на каждую группу небольшой текст по данной теме и предложите разрешить кейстадии (казус). Через определенное время попросите всех высказать свое мнение методом «пресс» - по очереди, не перебивая друг друга. Постоянно подчеркивая возможность каждого быть услышанным и иметь свое мнение, преподаватель в любом случае не должен оценивать нравственные позиции учащихся. В этом суть и н т е р а к т и в н о й технологии. На своих уроках применяю различные формы обобщающей памяти, которые помогают учащимся систематизировать знания по предмету, способствуют повышению уровня применения знаний на практике и в нестандартных ситуациях, развивают возможности использования накопленных знаний для приобретения новых знаний. Так при закреплении нового материала, предлагаю работу в парах, составить «Синквейн» (что, с французского означает пятистрочие). 1. Название синквейна 2. Два прилагательных 3. Три глагола . 4. Фраза на тему синквейна 5. Существительное Графический диктант. На заданные вопросы учащийся отвечает утвердительно, либо отрицательно с помощью условных обозначений, которые записываются в строчку. Творческая мастерская. Работает на основе проектной технологии, метод проектов предполагает индивидуальную или групповую работу, предполагает использование разнообразных учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему и показать результаты в виде презентации. Еще одна форма интерактивного обучения - общая дискуссия – это продуманная преподавателем, сфокусированная на учащихся деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Предполагает большую ответственность со стороны педагога, так как он должен постоянно взаимодействовать с аудиторией, вовлекая как можно больше учащихся в обсуждение, обеспечить доброжелательную рабочую атмосферу; Преподаватель разбивает группу на несколько небольших групп и дает каждой задание обсудить указанную проблему и осветить её с разных точек зрения: 1 группа 2 группа 3 группа с оптимистической с пессимистической с реалистической (тема для дискуссии «Экологические проблемы нашего города») Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения. При проведении дискуссии можно применять ещё один метод интерактивного обучения - «мозговая атака», направленная на развитие воображения студентов. При использовании данной технологии преподаватель ставит вопрос, проблему. Задача учащихся – дать максимальное количество разнообразных идей для решения, данного вопроса. Преподаватель обязан без комментариев записать все варианты, предлагаемые участниками «мозговой атаки». Обсуждение всех предложенных идей происходит позже. Эффективен на уроках и такой интерактивный метод, как «займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «ДА», на другом «НЕТ». На доске помещено утверждение. Учащиеся по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего предлагаю высказаться каждому. Учащиеся должны, аргументировано отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы, то он может изменить свою позицию. С большим интересом учащиеся готовятся к проведению деловых игр, которые также являются одной из форм интерактивного обучения. Сущность деловых игр состоит в том, что члены команды получают одно общее задание, которое они сотрудничая. Решают вместе, выступая при этом в качестве руководителей, исполнителей, организаторов, диетологов, химиков, биологов и т.д. Список ролей довольно обширный, при этом достоинства деловых игр вполне ощутимы и наглядны: распределение ролей позволяет каждому учащемуся группы активно включиться в работу; экономить время за счет сотрудничества и разделения работы. Одним из этапов организации деловой игры является этап создания групп и распределения ролей. Для того чтобы работа в малых группах была эффективна, а роли соответствовали возможностям учащихся, необходимо знать особенности личности учащихся Во время деловых игр происходит активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, тренировка кооперативного поведения, выработка совместных мыслей, корректировка неверных и ошибочных рассуждений, эффективное развитие навыков самообучения. Практика навыков межличностного общения, подготовка к будущей работе в коллективе. Этот метод чаще всего применяю при проведении внеклассных мероприятий. Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и прочее). | |
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|