« Внедрение и применение прогрессивных педагогических технологий, как необходимое условие коррекционной работы с учащимися вспомогательной школы» Учитель начальных классов ГУ «Вспомогательная школа-интернат» Семячкова Ирина Валерьевна Актуальной и злободневной во все времена была проблема построения эффективного учебно-воспитательного процесса, соответствующего социальному заказу и уровню научно-технического прогресса, что соответствует Программе развития образования 2010-2020гг. Более того, необходимо, чтобы школа опережала таковой, смотрела в будущее. Не случайно, поэтому современную школу буквально лихорадит от всевозможных педагогических «новаций», суть которых определяется словами «демократизация и гуманизация образования», «индивидуализация и дифференциация обучения», «альтернативное образование», «идеи народной педагогики», «компьютеризация обучения», «новые педагогические технологии» и т. д. Однако все перечисленные новации не снимают проблемы повышения эффективности и качества обучения и воспитания. Система вспомогательных школ позволяет реализовать ребенку свое конституционное право - право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. Современная методическая наука не выделяет из всего комплекса педагогические технологии, специально разработанные для вспомогательной школы. Поэтому рассматривать прогрессивные педагогические технологии необходимо, выделяя для себя то, что, возможно, перенести на «почву» вспомогательной школы, ориентируясь на ее основную задачу - коррекцию недостатков развития. Рассмотрим некоторые педагогические технологии. Большой вклад в классификацию педагогических технологий внес Г.К.Селевко. К примеру, он выделил: 1) Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Амонашвили, Педагогика сотрудничества Иванова и др.); 2)Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (это игровые технологии, система Н.А.Зайцева и др.) ; 3) Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации и др.); 4)Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструктурирования материала (методика укрупнения дидактических единиц П М.Эрдниева, теория поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.); 5)Частнопредметные педагогические технологии (технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А.Зайцева, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н.Зайцева и др.); 6) Природосообразные технологии (природосообразное воспитание грамотности А. М. Кушнира и др.); 7)Технологии развивающего обучения (технология Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова, развивающее обучение Л.В.Занкова и др.); 8)Альтернативные технологии обучения и воспитания (школа Монтессори, Вольфдорская школа и др.) Здесь перечислена только четвертая часть педагогических технологий описанных в книге Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии». Более подробнее хочется рассказать о тех технологиях, которые, по-моему, мнению, подходят к внедрению и применению во вспомогательной школе. Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игровая деятельность выполняет следующие функции: - развлекательную; - коммуникативную; - самореализации; - межнациональной коммуникации; и что особенно важно - игротерапевтическую; - диагностическую; - функцию коррекции. Широкое применение игра находит в народной педагогике. Технология развивающих игр Б.Н.Никитина включает в себя набор развивающих игр: кубики, кирпичики, узоры, конструктор, рамки и вкладыши, наборы «Угадай-ка», таблицы сотен и др., которые помогают ребенку развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. В арсенале педагогики начальной школы содержаться игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связанной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры развивающая память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. При этом игровой сюжет может развиваться параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Технология С.Н.Лысенковой. По уровню применения - это общепедагогическая технология, по концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интерморизации, по преобладающему методу – объяснительно- иллюстративная с элементами диалога. Основные концептуальные положения: - комфортность в классе; - предупреждение ошибок, а не работа с ними; - последовательность, системность содержания учебного материала; - дифференциация, доступность заданий для каждого. Эффективно можно использовать для учацихся вспомогательной школы: 1)Комментируемое управление. У Лысенковой этот метод получил особое развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет , что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельности всего класса. С помощью комментированного управления: - средний и слабый тянутся за сильным учеником; - ученик ставится в положение учителя, управляющего классом; - происходит развитие учащегося. 2)Опорные схемы Лысенковой - выводы, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Учащиеся мыслят конкретно, образами. И для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок, к условному представлению. Схема становится алгоритмом рассуждения, снимается скованность, страх, ошибки. Методика Эрдниева – укрупнение дидактических единиц (УДЕ). Он обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний позволяющего: - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; - выявить больше меж предметных связей; - сделать более эффективным закрепление материала. Данная технология классифицируется как общепедагогическая, объяснительно-иллюстративная. Основные концептуальные положения: - совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции; - сравнивать противоположные понятия; - сопоставлять родственные и аналогичные понятия; - сопоставлять этапы работы над упражнением. Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а закрепление и преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько минут после исходного. Как известно, для учащихся вспомогательной школы очень важно систематическое повторение пройденного, повторение через определенные промежутки времени и повторение в обновленной ситуации. При этом не одно только количественное разнообразие методов и упражнений важно само по себе. Лишь набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний. В технологии УДЕ используется одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, предмет, число, модель, опыт. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А.Зайцева. Сущность технологии в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразности развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Зайцев утверждает, что абстрактно– логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Данная методика классифицируется по подходу к ребенку - как педагогика сотрудничества, по преобладающему методу – игровая и объяснительно – иллюстративная. Основные концептуальные положения: - становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому; - использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинетической; - восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. Младшие школьники коррекционной школы по-разному усваивают знания, с неодинаковой скоростью и разными способами. Поэтому необходимо применение разнообразных способов обучения, охватывающих все виды восприятия материала Интересна и технологическая цепочка исполнения: 1) Показ учителя; 2) Ребенок действует с помощью руки учителя; 3) Ребенок работает сам; 4) Игры в слова, загадки, картинки; 5) Групповая работа, командная игра. У данной технологии имеются и логопедические варианты методики. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н.Зайцева. Данная методика классифицируется: по концепции усвоения – ассоциативно – рефлекторная, по подходу к ребенку – дидактоцентрическая, по категории обучаемых – массовая и работа с трудными. Основные целевые ориентации: - достичь оптимального чтения; - повысить быстроту письма; - повысить орфографическую грамотность; - обучить пересказу; - совершенствовать вычислительные умения; Концептуальные положения: 1. Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность развития памяти, в частности оперативной; 2. Преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений; Оптимальное чтение достигается через ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по И.Т.Федоренко, жужжащее чтение, специальные артикуляционные упражнения и др. Повышение орфографии грамотности через диагностические диктанты, применение игровых словариков, специальные приемы пересказа. Совершенствование вычислительных навыков достигается через увеличение частоты тренировок, упражнения с демонстративными карточками, «сорбонками». Важно стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного (к примеру, в 1-2 классах применяются только отметки «хорошо» и «отлично») Природосообразное воспитание грамотности А.И. Кушнира. Данная технология позволяет реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики. Интересные приемы и методы используемые данной методикой (из технологической карты развития навыка чтения, письма; освоения грамматического феномена). - Узнавание и называние букв в сплошном тексте; - Репродукция букв, слов по зрительному образу с помощью продуктивных приемов – аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т. д. - Наблюдение за громким чтением учителя с показом на экране; - Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту; - Следование за звуковым ориентиром с темпом выше нормы; - Чтение шепотом вместе с диктором; - Чтение с временным ориентиром; - Наблюдение за написанием слов; - Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с подписями; -Письмо на кальке по графическому ориентиру; - Письмо с орфографическим ориентиром; - Диктанты со зрительной опорой и письмо со звуковым ориентиром одновременно; - Показ грамматического феномена (выделение всех случаев, имеющихся в тексте) - Пассивное объяснение феномена. (Карточка с правилом перед глазами с первого дня, когда появился феномен) Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Единственным основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы, обозначающий ряд позиционно чередующихся звуков, зависящих от определенной позиции. Овладев звуковым анализом слова, дети переходят к учебным задачам, связанными с предложениями и словосочетаниями. Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи. Основная задача начального курса математики состоит в том, чтобы привести учащихся к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа. Вычислительные умения, решения текстовых задач возникают на основе «открытия» и усвоения общих закономерностей. Темпы развития учащихся глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести его в режим развития, побудить ученика к самосовершенствованию. Для некоторой части детей с нарушениями интеллекта, критериальные оценки относительно их обучаемости должны быть ориентированны не на результативность учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт их социального продвижения, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие их личностного самосознания в обществе людей. Применение разнообразных педагогических технологий помогает повысить эффективность коррекционной работы, поскольку они способствуют развитию всех элементов познавательной деятельности. К примеру, методические приемы технологии Эльконина-Давыдова как никакие лучше развивают фонематический слух. Игровые технологии способствуют социализации детей, раскрепощают, их, развивают коммуникативную сторону. Опорные схемы Лысенковой учат рассуждению, умению делать выводы. Методика Эрниева помогает знакомству учащихся с числом как количественным показателем, с опорой на имеющийся опыт. Технология В.Н.Зайцева более подходит для учащихся 3-4 классов, т.к. совершенствует имеющиеся умения и навыки, корригируя их отдельные стороны. Все методики во вспомогательной школе нужно применять в комплексе, с учетом поставленных коррекционных целей и уровня развития учащихся.
|