Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

«Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся»
[ Скачать с сервера (399.5 Kb) ] 2011-07-21, 9:28 PM
«Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся» Руководитель Научного Общества Учащихся гимназии № 132 Шеина Вера Николаевна Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Этапы проведения научного исследования с учениками. Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения: I. Подготовка к проведению исследования. 1. Сфера научно-исследовательской деятельности. 2. Объект, предмет. 3. Тема исследования. а) Выбор темы. б) Формулировка темы. в) Обоснование выбора темы (Актуальность). 4. Литературный обзор (Степень изученности темы). 5. Выработка гипотезы. 6. Постановка цели и задач исследования. 7. Научная новизна. 8. Методы исследования. 9. Теоретическая и практическая значимость. II. Проведение научного исследования. III. Оформление научно-исследовательской работы. IV. Защита результатов исследования. Рассмотрим перечисленные этапы подробнее. Сфера научно-исследовательской деятельности. В школьной практике сфера научно-исследовательской деятельности соответствует учебной дисциплине (математике, физике, биологии). Это сфера, в которой находится объект исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос что рассматривается? Определяя предмет исследования необходимо определить как будете рассматривать объект в данном исследовании? Именно предмет определяет тему работы. Выбор темы исследования. Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования. Требования к выбору темы: 1.тема должна быть интересной; 2.оригинальной; 3.востребованной в будущем; 4.в ней должен быть элемент неожиданности, необычности. Темы исследований: Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. Практические советы для выбора темы исследования: 1.аналитический обзор достижений науки в интересующей области; 2.принцип повторения, т.е. обращение к теме рассмотренной ранее или другими авторами, для сравнения и более углубленного изучения; 3.знакомство с первоисточниками, специальной литературой и определение проблемы исследования; 4.теоретическое обобщение существующих исследований; 5.уточнение гипотез, выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения. Формулировка темы. Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, и в последствии будет неоднократно корректироваться. Требования к формулировке темы: 1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. 2.Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику. 3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Обоснование актуальности темы. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Главные правила: 1.Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема - некая противоречивая ситуация, требующая разрешения). 2.Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница. Изучение научной литературы. После того, как выбрана тема исследования, следует провести обзор научной литературы, т. е. дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Выработка гипотезы. Далее в исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана. Проверить гипотезу, значит проверить те следствия, которые из неё логически вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…». Цель исследования. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель соответствует теме исследования. Задачи исследования. После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Цель исследования конкретизируется и развивается в задачах. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Формулировку задач исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. Научная новизна. Далее в работе необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Новизна не должна быть самоцелью работы, а – логическим следствием её сути. Методы исследования. Затем описывается методика исследования – это способ достижения цели исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Далее в работе должна быть сформулирована теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ. Практическая значимость определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов. Выводы и заключение. Заключительным аккордом всего исследования являются выводы. Это та истина, ради поиска которой и задумывалась вся работа. Поэтому к формулировке выводов надо подходить очень внимательно и осмысленно. Выводы – корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, быть четкими, лаконичными и информативными, лучше в количественных показателях. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги. III. Оформление научно-исследовательской работы. Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике – это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования – это 70 % работы. Работа имеет определённую структуру. - Титульный лист. - Оглавление (план работы). - Введение (актуальность темы, гипотеза, цели, задачи). - Основная (содержательная) часть по главам (в соответствии с задачами). - Выводы по каждой главе. - Заключение. - Библиографический список, список Интернет ресурсов. - Приложение (графики, схемы, иллюстрации, таблицы). 1. Титульный лист содержит: Название доклада; название секции; сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс); сведения о научных руководителях (Ф.И.О., должность, место работы); место проведения, год. 2. Введение. Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы. Поэтому именно во введении требуется отразить следующие пункты: определение темы работы; обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики; определение границ исследования (предмет, объект); определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач; определение теоретических основ, этапов и методов исследования. Объем введения – не более 2 страниц машинописного текста. 3. Основное содержание. В основной части работы также можно выделить стандартные разделы (главы). В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента. Объем основного содержания – не более 16-17 страниц. 4. Выводы (заключение). Выводы или заключение – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного – трех пунктов. Объем заключения – не более 1 страницы. 5. Список литературы. Работа завершается списком используемой литературы. Возможно размещение литературных источников по мере их использования в работе. Наиболее распространенным вариантом оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников. Библиографическое описание литературного источника включает имя автора, название работы, издательство, год, число страниц. 6. Приложение. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение. II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ. Для оформления текстов исследовательских работ существуют общие требования и правила. Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, на одной стороне листа. При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Размер шрифта 14 Times New Roman, обычный, интервал между строками 1,5. Все разделы плана (введение, названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 20 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Завершенная печатная работа сшивается.
Категория: Педагогика | Добавил: Вероника1
Просмотров: 3318 | Загрузок: 269 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru