Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] 2010-04-09, 7:36 PM
Доклад «Пути совершенствования охраны и укрепления физического и психического здоровья учащихся».
Подготовила Котенева И.М., преподаватель фортепиано

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.
В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Министерства здравоохранения Казахстана лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Дети страдают заболеваниями нервно - психической сферы. За последние годы заболеваемость психическими расстройствами у детей школьного возраста выросла на 15%. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Как же обстоит дело на самом главном направлении школьной жизни – сохранения и укрепления их здоровья?
По данным Министерства образования Казахстана, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды:
• Уровень освещенности в школах значительно занижен;
• Перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;
• Неблагополучия психологического климата школьных коллективов;
• Неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально- экономической и экологической обстановки.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, что является одной из причин нарушения осанки, сколиозов и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Усугубляет положение отсутствие у учителей специальных знаний по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Уже при поступлении в 1 класс отмечается первая группа здоровья только у 12-19% учащихся. Дети, имеющие хроническую патологию – в 1 классе составляют около 22-35%.
В 4 классе число практически здоровых детей резко снижается. Отклонения в состоянии здоровья обусловлены нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, дыхательной систем, органов зрения. В результате обучения в начальной школе, количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35%. Это главным образом близорукость (миопия), связанная, прежде всего со значительной зрительной нагрузкой.
Обучение в школе к 11 классу завершается резким уменьшением числа здоровых по зрению детей и ростом патологии в 52% случаев. Преобладает близорукость слабой и средней степени.
Среди других патологий высок процент вегетососудистой дистонии, астеноневротического синдрома, аллергического дерматита, заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок должен обязательно достигнуть определенного результата. Ожидание педагогов, родителей и самого ребенка приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.
Не это ли является причиной одной из самых наболевших школьных проблем – отсутствия мотивации учащихся?
Опросы, проводимые среди учащихся, показывают, что ребятам в школе зачастую неинтересно, скучно.
Подлинная гуманизация образования, создание комфортных, адекватных возрасту условий, повышенное внимание к личности каждого ребенка помогут наиболее полно раскрыть способности каждого школьника и сохранить его здоровье. А для этого необходима разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Здоровьесберегающии технологии – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
В педагогике к здоровьесберегающим технологиям относятся, прежде всего, те педагогические приемы, методы и технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.
Специфика нашей школы позволяет применять такие здоровьесберегающие технологии, как:
• Музыкотерапия;
• Арттерапия (терапия средствами изобразительного искусства);
• Вокалотерапия;
• Ритмотерапия;
• Терапия творчеством и т.д.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Не случайно в современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Благотворное влияние певческого искусства на здоровье человека (вокалотерапия) широко известно. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы. Пение, как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей (в том числе бронхиальной астмы). Научно доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».
Музыкально-ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это так же дает определенный психотерапевтический эффект.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки, является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет.
Велико значение сказки (сказкотерапия) для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для психического здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре уроков музыки (С. Прокофьев «Золушка», «Петя и Волк», П. И. Чайковский «Спящая красавица», «Щелкунчик», Э. Григ «Пер Гюнт», и т.д.).
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходит и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбаться. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
Педагогам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия, вместе с арттерапией, вокалотерапией и ритмотерапией может стать эффективным методом решения задач по здоровьесбережению в современной школе. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу в решении проблемы оздоровления подрастающего поколения. В этой связи представляются уникальными возможности уроков музыки, хореографии, изобразительного искусства, как средства реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе.

Список используемой литературы:

1. Жавишина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки. Искусство в школе, 2003 г., № 5.
2. Маркус Л.И., Никологородская О.А. Излечивает гнев и заполняет время// Сделай сам, 1990 г, №3
3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья – С-Пб.: Союз художников, 2004
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия – М., Владос , 2000
5. Шанских Т. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе , 2003 г., №5
6. Яковленко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-М., Первое сентября; Чистые труды, 2004 г.
7. Яковлева Н. От улыбок в школе радуга проснется// Учительская газета, 2004 г, 27 апреля.

Категория: Педагогика | Добавил: КИМ
Просмотров: 2063 | Загрузок: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru