Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (12.5 Kb) ] | 2012-04-25, 1:10 PM |
Урок – конференция «Металлы в окружающей среде и их влияние на здоровье человека». Цели урока: - сформировать представление у учащихся о специфических свойствах металлов, их роли в природе, о последствиях воздействия металлов и их соединений на биологические системы; - раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать источники и степень загрязненности; - изучить экспериментальным путем действия металлов на биогенные системы; - ознакомить учащихся с основными направлениями по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами; - развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы; - воспитывать у учащихся интерес к учению, стремления добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство патриотизма и взаимного уважения. Тип урока: урок-конференция Методы: рассказ-сообщение с элементами эксперимента, групповой работы по решению экологических задач. Оборудование: тексты сообщений учащихся, карточки с заданиями для групповой работы, инструкции для выполнения лабораторных работ, сигнальные карточки, лабораторное оборудование и реактивы: раствор белка, растворы солей: CuSO4, NaCl, Pb(CH3COO)2, FeCl3. План конференции: 1. Орг. момент 2. Теоретическая часть: 1) вступительное слово учителя(постановка проблемы и задач учащихся), 2) сообщения учащихся 3. Практическая часть: 1) лабораторная работа «Исследование влияния тяжелых металлов на биологические системы» 2) групповая работа «Решение задач с экологичес- ким содержанием». 4.Проверка знаний: экспресс-опрос 5. Подведение итогов, оценка знаний. Ход урока 1. Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Недаром 2004г. был объявлен годом защиты и охраны окружающей среды. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее. Поэтому задача сегодняшней конференции: 1.- раскрытие причин загрязнения окружающей среды металлами, определение основных источников загрязненности; 2.- изучение экспериментальным путем действия тяжелых металлов на биогенные системы; 3.- ознакомление с основными направлениями по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами. Ваша задача внимательно слушать и в конце конференции активно участвовать в экспресс-опросе. Сообщения учащихся. 1. Загрязнение окружающей среды, грозящее порой экологической катастрофой, заставляет многих специалистов задуматься: в какой же экологической нише мы живем, что пьем, чем дышим? И эти вопросы становятся все острее, а их решение проблематичнее. В связи с развитием металлургии, сельского хозяйства, автотраспорта, нефтяной промышленности постоянно растет насыщение биосферы Казахстана тяжелыми металлами. Казахстан имеет месторождения почти всех полезных ископаемых, известных в природе, это кладовая руд цветных и черных металлов: железные руды, медь, хромиты, ванадий, свинец, серебро, цинк, кадмий, вольфрам, титан, молибден, марганец, никель, золото, бокситы и т.д. Всего не перечислишь В настоящее время у нас работают предприятия по добыче и обогащению железных, медно-колчеданных руд, по добыче золота, алюминиевых руд. Серьезная проблема в том, что добываемые руды являются комплексным сырьем, т.е. содержат до 10 и более полезных веществ. Как правило, извлекается один, реже 2-3 компонента, а остальные не используются. Разработка ведется в основном карьерным способом и в отвалах скапливается большое количество важных металлов, а иногда и очень токсичных. Например, как в нашем карьере г. Рудного, кроме 33% в среднем в руде железа, также содержатся и радиоактивные элементы. Существует четкая закономерность производства металла: при получении : 1т железа – образуется 1т пустой породы 1т меди – отходов 200-300т. 1т свинца – отходов 30т. и т.д. Можно говорить о появлении искусственных гор, создаваемых человеческой деятельностью. 2. Наряду с горно-рудной промышленностью основным источником загрязнения биосферы Казахстана является автотраспорт, парк которого непрерывно растет, у нас в городе сейчас насчитывается около 16 тыс. единиц автотраспорта. А в состав выхлопных газов входит более 200 компонентов. Наиболее опасным является свинец. При сгорании этилированного бензина 50-70% свинца выделяется с выхлопными газами. Соли свинца свободно проникают в организм человека, оседают на почве, на растительности. Примерно половина такого свинца концентрируется вблизи шоссе и оживленных городских улиц. Здесь содержание свинца превышает нормы в 22 раза, кобальта в 10 раз, цинка в 28 раз, меди в 100 раз. Из почвы металлы попадают в растения. В овощах, выращенных на расстоянии 100-500м от предприятий и шоссе, свинца в 5-10 раз больше, чем на удаленных участках. Накапливать металлы способны и грибы, водоросли, рыбы. В среднем за год один автомобиль выделяет 2,5-3 кг свинца. 3. Загрязнение окружающей среды металлами наносят вред всем живым организмам. Действие металлов на живое двойственно и зависит от концентрации. Завышенное или заниженное содержание их в организме может вызвать различные болезни. Биосфера Казахстана насыщена такими металлами как медь, железо, свинец, никель, кобальт, ртуть и их соединения. Например: медь и железо – играют важную роль в поддержании нормального состава крови. Присутствие меди необходимо для активизации железа, в противном случае оно не может участвовать в синтезе гемоглобина. Но медь – высокотоксичный металл, при его избытке блокируются определенные группы белков, особенно ферментов, что ведет к нарушению каталитической функции, т.е. замедлению процессов. Соли меди в избытке разрушают эритроциты. Вызывают расстройства нервной системы, печени, почек, поражают зубы, вызывают язвенную болезнь желудка, снижают иммунобиологическую реактивность. В природных водоемах токсическое действие солей меди разное: в жесткой воде – слабее, в мягкой – сильнее. Соли меди снижают урожай сельскохозяйственных культур, вызывают хлороз у растений, гибель земляных червей, вследствие чего почва теряет свою структуру. 3. важный микроэлемент – цинк. Он входит в состав крови, мышечной ткани, является катализатором многих реакций, в состав инсулина – гормона поджелудочной железы. Регулирует содержание сахара в крови. При его дефиците возможны : диабет, кожные заболевания. Высокие концентрации цинка вызывают мутации и онкозаболевания. Нельзя пить воду, долго находящуюся в оцинкованной посуде, это отрицательно сказывается на желудочно-кишечном тракте. Все соединения свинца и сам металл ядовиты. В организие человека удерживается белками эритроцитов и поступает в плазму крови. Поражение десен, расстройства желудка, заболевания почек, сосудов, Ц.Н.С., угнетение синтеза белка, подавление генетического аппарата – это все результаты отравления свинцом. Из всего услышанного стали очевидными основные причины и источники загрязнения окружающей среды металлами и их влиянии на биогенные организмы, а также лучшие решения возникающих экологических проблем. 5.Лучшими решениями экологических проблем являются: - безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов, - малоотходные производства, в которых выбросы не превышают ПДК, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы, - комплексная переработка сырья, - совмещение нескольких производств, - использование твердых отходов для изготовления стройматериалов, - создание экологически чистых видов топлива и материалов. Например у нас в Астане и Алматы уже апробируется биотопливо. Учитель: приступаем к практической части. Чтобы ответить на вопрос: - как действуют ионы тяжелых металлов на живые организмы? - выполним лабораторную работу. Инструктивная карточка 1гр. 2гр. 3гр. 1) В две пробирки налейте по 1мл р-ра белка. 2) В первую добавьте 2мл NaCl, а во вторую CuSO4 Pb(CH3COO)2 FeCl3 3) Что наблюдали (указать). 4) Сделайте вывод, заполните таблицу Что делали? Что наблюдали? Выводы. Вывод: ионы тяжелых металлов разрушают структуру живых организмов. Учитель: пока учащиеся выполняют лабораторную работу, предлагаю решить задачи разного уровня сложности с экологическим содержанием. 1 уровень: вы заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем без кадмия, которая есть на фабрике. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей с кадмием? А) согласитесь с директором на покупку новой краски Б) будете против этого решения В) пойдете на компромисс: 50%-новой 50%-старой. 2 уровень: в комнате случайно разбит медицинский термометр: А) предложите возможные способы удаления разлившейся ртути, используя реактивы или домашнюю аптечку; Б) приведите уравнения реакций Ответы: а) засыпать порошком серы, засыпать порошком цинка или меди, йодированным углем Б) Hg + S = HgS 2Hg + I2 = 2HgJ Учитель: слушаем результаты эксперимента и делаем вывод. А теперь экспресс-опрос, слушайте внимательно вопросы и быстро на них отвечайте: 1. Какой год объявлен был годом защиты и охраны окружающей среды? 2. Перечислите основные источники загрязнения биосферы Казахстана. 3. Назовите причины ведущие к загрязнению биосферы ионами тяжелых металлов. 4. Сколько компонентов входит в состав выхлопных газов автотранспорта? 5. Какое количество свинца за год выбрасывает в атмосферу один автомобиль? 6.Какими металлами в основном насыщена атмосфера Казахстана? 7. Какую роль в организме человека играют следующие металлы: медь, цинк, железо, свинец? 8. Перечислите основные способы решения экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды ионами металлов. Подвожу итог урока, выставляю оценки. | |
Просмотров: 2557 | Загрузок: 202 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|