Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Урок конференция
[ Скачать с сервера (12.5 Kb) ] 2012-04-25, 1:10 PM
Урок – конференция
«Металлы в окружающей среде и их влияние
на здоровье человека».

Цели урока:
- сформировать представление у учащихся о специфических свойствах металлов, их роли в природе, о последствиях воздействия металлов и их соединений на биологические системы;
- раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать источники и степень загрязненности;
- изучить экспериментальным путем действия металлов на биогенные системы;
- ознакомить учащихся с основными направлениями по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами;
- развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы;
- воспитывать у учащихся интерес к учению, стремления добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство патриотизма и взаимного уважения.

Тип урока: урок-конференция
Методы: рассказ-сообщение с элементами эксперимента, групповой работы по решению экологических задач.
Оборудование: тексты сообщений учащихся, карточки с заданиями для групповой работы, инструкции для выполнения лабораторных работ, сигнальные карточки, лабораторное оборудование и реактивы: раствор белка, растворы солей: CuSO4, NaCl, Pb(CH3COO)2, FeCl3.

План конференции:
1. Орг. момент
2. Теоретическая часть: 1) вступительное слово учителя(постановка проблемы и задач учащихся),
2) сообщения учащихся
3. Практическая часть: 1) лабораторная работа «Исследование влияния тяжелых металлов на биологические системы»
2) групповая работа «Решение задач с экологичес-
ким содержанием».
4.Проверка знаний: экспресс-опрос
5. Подведение итогов, оценка знаний.

Ход урока
1. Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Недаром 2004г. был объявлен годом защиты и охраны окружающей среды. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее. Поэтому задача сегодняшней конференции:
1.- раскрытие причин загрязнения окружающей среды металлами, определение основных источников загрязненности;
2.- изучение экспериментальным путем действия тяжелых металлов на биогенные системы;
3.- ознакомление с основными направлениями по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами.

Ваша задача внимательно слушать и в конце конференции активно участвовать в экспресс-опросе.

Сообщения учащихся.
1. Загрязнение окружающей среды, грозящее порой экологической катастрофой, заставляет многих специалистов задуматься: в какой же экологической нише мы живем, что пьем, чем дышим? И эти вопросы становятся все острее, а их решение проблематичнее.
В связи с развитием металлургии, сельского хозяйства, автотраспорта, нефтяной промышленности постоянно растет насыщение биосферы Казахстана тяжелыми металлами. Казахстан имеет месторождения почти всех полезных ископаемых, известных в природе, это кладовая руд цветных и черных металлов: железные руды, медь, хромиты, ванадий, свинец, серебро, цинк, кадмий, вольфрам, титан, молибден, марганец, никель, золото, бокситы и т.д. Всего не перечислишь
В настоящее время у нас работают предприятия по добыче и обогащению железных, медно-колчеданных руд, по добыче золота, алюминиевых руд.
Серьезная проблема в том, что добываемые руды являются комплексным сырьем, т.е. содержат до 10 и более полезных веществ. Как правило, извлекается один, реже 2-3 компонента, а остальные не используются. Разработка ведется в основном карьерным способом и в отвалах скапливается большое количество важных металлов, а иногда и очень токсичных. Например, как в нашем карьере г. Рудного, кроме 33% в среднем в руде железа, также содержатся и радиоактивные элементы.
Существует четкая закономерность производства металла:
при получении : 1т железа – образуется 1т пустой породы
1т меди – отходов 200-300т.
1т свинца – отходов 30т. и т.д.
Можно говорить о появлении искусственных гор, создаваемых человеческой деятельностью.

2. Наряду с горно-рудной промышленностью основным источником загрязнения биосферы Казахстана является автотраспорт, парк которого непрерывно растет, у нас в городе сейчас насчитывается около 16 тыс. единиц автотраспорта. А в состав выхлопных газов входит более 200 компонентов. Наиболее опасным является свинец.

При сгорании этилированного бензина 50-70% свинца выделяется с выхлопными газами. Соли свинца свободно проникают в организм человека, оседают на почве, на растительности. Примерно половина такого свинца концентрируется вблизи шоссе и оживленных городских улиц. Здесь содержание свинца превышает нормы в 22 раза, кобальта в 10 раз, цинка в 28 раз, меди в 100 раз. Из почвы металлы попадают в растения. В овощах, выращенных на расстоянии 100-500м от предприятий и шоссе, свинца в 5-10 раз больше, чем на удаленных участках. Накапливать металлы способны и грибы, водоросли, рыбы. В среднем за год один автомобиль выделяет 2,5-3 кг свинца.

3. Загрязнение окружающей среды металлами наносят вред всем живым организмам. Действие металлов на живое двойственно и зависит от концентрации. Завышенное или заниженное содержание их в организме может вызвать различные болезни. Биосфера Казахстана насыщена такими металлами как медь, железо, свинец, никель, кобальт, ртуть и их соединения.
Например: медь и железо – играют важную роль в поддержании нормального состава крови.

Присутствие меди необходимо для активизации железа, в противном случае оно не может участвовать в синтезе гемоглобина. Но медь – высокотоксичный металл, при его избытке блокируются определенные группы белков, особенно ферментов, что ведет к нарушению каталитической функции, т.е. замедлению процессов. Соли меди в избытке разрушают эритроциты. Вызывают расстройства нервной системы, печени, почек, поражают зубы, вызывают язвенную болезнь желудка, снижают иммунобиологическую реактивность. В природных водоемах токсическое действие солей меди разное: в жесткой воде – слабее, в мягкой – сильнее.
Соли меди снижают урожай сельскохозяйственных культур, вызывают хлороз у растений, гибель земляных червей, вследствие чего почва теряет свою структуру.

3. важный микроэлемент – цинк. Он входит в состав крови, мышечной ткани, является катализатором многих реакций, в состав инсулина – гормона поджелудочной железы. Регулирует содержание сахара в крови. При его дефиците возможны : диабет, кожные заболевания. Высокие концентрации цинка вызывают мутации и онкозаболевания. Нельзя пить воду, долго находящуюся в оцинкованной посуде, это отрицательно сказывается на желудочно-кишечном тракте.
Все соединения свинца и сам металл ядовиты. В организие человека удерживается белками эритроцитов и поступает в плазму крови. Поражение десен, расстройства желудка, заболевания почек, сосудов, Ц.Н.С., угнетение синтеза белка, подавление генетического аппарата – это все результаты отравления свинцом.

Из всего услышанного стали очевидными основные причины и источники загрязнения окружающей среды металлами и их влиянии на биогенные организмы, а также лучшие решения возникающих экологических проблем.

5.Лучшими решениями экологических проблем являются:
- безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов,
- малоотходные производства, в которых выбросы не превышают ПДК, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы,
- комплексная переработка сырья,
- совмещение нескольких производств,
- использование твердых отходов для изготовления стройматериалов,
- создание экологически чистых видов топлива и материалов.
Например у нас в Астане и Алматы уже апробируется биотопливо.

Учитель: приступаем к практической части.
Чтобы ответить на вопрос: - как действуют ионы тяжелых металлов на живые организмы? - выполним лабораторную работу.

Инструктивная карточка

1гр. 2гр. 3гр.

1) В две пробирки налейте по 1мл р-ра белка.
2) В первую добавьте 2мл NaCl, а во вторую

CuSO4 Pb(CH3COO)2 FeCl3
3) Что наблюдали (указать).
4) Сделайте вывод, заполните таблицу

Что делали? Что наблюдали? Выводы.



Вывод: ионы тяжелых металлов разрушают структуру живых организмов.

Учитель: пока учащиеся выполняют лабораторную работу, предлагаю решить задачи разного уровня сложности с экологическим содержанием.
1 уровень: вы заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем без кадмия, которая есть на фабрике. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей с кадмием?
А) согласитесь с директором на покупку новой краски
Б) будете против этого решения
В) пойдете на компромисс: 50%-новой
50%-старой.

2 уровень: в комнате случайно разбит медицинский термометр:
А) предложите возможные способы удаления разлившейся ртути, используя реактивы или домашнюю аптечку;

Б) приведите уравнения реакций
Ответы: а) засыпать порошком серы, засыпать порошком цинка или меди, йодированным углем
Б) Hg + S = HgS
2Hg + I2 = 2HgJ

Учитель: слушаем результаты эксперимента и делаем вывод.
А теперь экспресс-опрос, слушайте внимательно вопросы и быстро на них отвечайте:
1. Какой год объявлен был годом защиты и охраны окружающей среды?
2. Перечислите основные источники загрязнения биосферы Казахстана.
3. Назовите причины ведущие к загрязнению биосферы ионами тяжелых металлов.
4. Сколько компонентов входит в состав выхлопных газов автотранспорта?
5. Какое количество свинца за год выбрасывает в атмосферу один автомобиль?
6.Какими металлами в основном насыщена атмосфера Казахстана?
7. Какую роль в организме человека играют следующие металлы:
медь, цинк, железо, свинец?
8. Перечислите основные способы решения экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды ионами металлов.
Подвожу итог урока, выставляю оценки.
Категория: Педагогика | Добавил: королева_вдохновения
Просмотров: 2557 | Загрузок: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-28, 11:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru