Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2012-05-02, 6:54 AM | |
Международный конгресс по охране атмосферы. Цели: - обобщить знания учащихся об оксидах азота, серы и углерода как загрязнителях атмосферы; - показать их влияние на организм; - коллективный анализ и обобщение изученного материала. Тип: - интегрированный (химия, физика, биология, экология). Метод: анализ и обобщение. Оборудование: 1.Пакет документов: А) Проект закона о чистом воздухе. Б) Схемы для заполнения. В) Протокол заседания конгресса. 2. Таблички с надписями действующих лиц. А) Фракция «Защитники грязного воздуха» 1.Смог Лондович 2.Угарный газ (CO) 3.Углектслый газ (CO2) 4.Двуокись серы (SO2) 5.Оксиды азота (NO, NO2) Б) Союз промышленников В) Ассоциация «Врачи за чистый воздух» Г) Группа экспертов. 3. Видеофильм «Промышленные объекты г. Рудного». 4. термины на казахском языке: Отын өнеркәсібі – топливная промышленность, Көлік – транспорт, Химия өнеркәсібі - химическая промышленность, Металлургия – металлургия, Қалдықтар – загрязнитель, Ғаламдық – глобальные, Экологиялық – экологические, Проблемалар – проблемы, Парникті әсер – парниковый эффект, Топырақ дағдарысы – деградация почв, Негізгі ластану көзі – основные источники загрязнения. Задачи урока: Учащиеся должны знать: - оксиды – наиболее опасные загрязнители воздуха; - основные источники поступления их в атмосферу; - отрицательное влияние их на организм человека; - экологические проблемы и промышленное использование оксидов. Учащиеся должны уметь: - владеть приемами активного общения в ходе коллективного обсуждения; - выявлять последствия загрязнения атмосферы. Ход урока Вступительное слово учителя: Урок включает несколько блоков, в каждом из которых идет представление членов фракции Защитников грязного воздуха, учащиеся повторяют физические, химические свойства оксидов загрязнителей, рассказывают о путях и источниках их поступления в воздух, заполняют схемы-карты. За последние десятилетия стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами в результате непродуманных вторжений в нее. Остро встает проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека. Нам с вами сегодня предстоит рассмотреть некоторые ситуации и принять Закон о чистом воздухе. Для этого необходимо выслушать представителей различных объединений. На нашем конгрессе присутствуют: - группа экспертов; - союз промышленников; - ассоциация «Врачи за чистый воздух»; - фракция «Защитники грязного воздуха»; - ученые из разных городов. Группе экспертов дают пакет документов: 1. Схемы для заполнения по основным источникам загрязнения. 2. Проект для закона о чистом воздухе. 3. Протокол заседания международного конгресса, который нам необходимо будет заполнить. Слово предоставляется Смогу Лондовичу. А что же такое смог? Смог – это туман, смешанный с пылью, сажей и ядовитыми газами. В 1952г. в Лондоне погибло от смога в течение 4 дней более 4000 человек. Первое появление смога отмечено в 50 годы 20 века. Смог Лондонович – первый представитель фракции угарный газ. CO : я с самого рождения причисляю себя к этой фракции. Я самый таинственный и загадочный среди моих друзей. Учитель: Как вы думаете, о каких физических свойствах угарного газа идет речь? Ученые: газ без цвета, без запаха, но ядовит. Учитель: вот как оказывается, и что ты нам на это скажешь? CO : но зато я попадаю в воздух при сжигании топлива в печах и двигателях автомобилей. И я тоже имею право на существование в атмосфере. Слово предоставляю моим избирателям – союзу промышленников. Союз промышленников: без угарного газа не могут существовать многие отрасли промышленности: - в технике – это ценное топливо; - в металлургии – используется для восстановления чистых металлов; - в военной промышленности – для получения фосгена. CO: Ну, что я говорил! И чем же тогда я так мешаю? Учитель: Я думаю, прояснит нам эту ситуацию очевидно ассоциация врачей. Вам слово. Врачи: если в воздухе 5,7г/м3 СО и его вдыхать в течение 10 мин., то наступает летальный исход, потому, что он соединяется с гемоглобином крови и мешает переносу кислорода, в результате наступает удушье. ( Эксперты заполняют схему по путям и источникам поступления СО в атмосферу и его влияние). Смог Лондонович: следующий представитель моей фракции – углекислый газ, прошу любить и жаловать. CO2: Я не понимаю, почему нужно очищать воздух именно от меня? Я вообще безвреден для организма, не так ли мои избиратели? Промышленники: просим записать и учесть, что мы используем СО2 для тушения пожаров, а самое главное для получения мочевины, ценного удобрения. Учитель: Действительно, и чем же тогда так опасно накопление этого безобидного газа в атмосфере? Не подскажите ли нам ученые? Ученые: Углекислый газ вызывает одну из глобальных экологических проблем – «Парниковый эффект», приводящий к потеплению климата на планете. Уже сейчас отмечается повышение t на 2-4°С, а это приведет к таянию ледников, если этого не остановить, то под воду по прогнозам ученых уйдут: Гамбург, Лондон, Гонконг, Копенгаген. Учитель: И какая же роль в этом процессе отводится углекислому газу? Ученые: в атмосфере имеется слой, состоящий из газов: метана, озона, водяных паров и углекислого газа, - это своеобразный фильтр, который пропускает солнечные лучи, но задерживает отражаемый Землей тепловые лучи. Повышение концентрации углекислого газа затрудняет отражение и вызывает повышение температуры. Учитель: А каковы основные источники его поступления? Ученые: тепловые станции, автотраспорт, металлургия. Учитель: Да, это действительно очень опасно. И что же ты нам на это ответишь углекислый газ? СО2: и все же я прошу, запишите мое предложение: чтобы на Земле было больше тепла, предлагаю увеличить вырубку лесов – основных моих потребителей. А также уничтожить безтопливные источники энергии. ( Эксперты заполняют схему по СО). Смог Лондонович: я вам представляю всеми любимую двуокись серы. SO2: Я ль на свете всех милее, всех опасней и кислее? Я существую благодаря моим спонсорам – металлургическим заводам и угольным электростанциям, не так ли , мои избиратели – промышленники? Промышленники: мы применяем SO2 в качестве отбеливателя шелка и шерсти, им окуривают склады и подвалы для уничтожения плесени. А в ветеринарии используют для лечения животных от чесотки. SO2: ну вот, а какие смешные претензии ко мне предъявляют, будто бы я вызываю кислотные дожди. И что вы так дождя боитесь? Он всегда имеет слабокислую среду и в ней всегда присутствует кислота. Учитель: термин «кислотные дожди» появился около 100 лет назад, это связано с массовыми промышленными выбросами. Мировой рекорд по выпадению кислотного дождя принадлежит Шотландскому городу Питлорхи, где 10 апреля 1974г. выпал дождь вроде столового уксуса. Вот так. И все-таки, чем же чревато выпадение кислотных дождей для природной среды? Ученые: получая ожоги, растительность гибнет, гибнут животные, в том числе и ценные промысловые рыбы; - разрушают почву, меняя ее кислотность. Учитель: спасибо. А вот в вопросе – какую опасность для человека представляют SO2 и кислотные дожди, нас просветит ассоциация врачей. Врачи: они раздражают слизистые оболочки и кожу, нарушают дыхательную способность. После заражения ими водоемов возникают тяжелые отравления людей. SO2: подумаешь, и все же я прошу записать мое замечание: предлагаю убрать из Закона все мероприятия по моему устранению из атмосферы. ( Эксперты заполняют схему по SO2). Смог Лондонович: и наконец еще два представителя моей фракции – оксиды азота: NO – бесцветный газ NO2 - бурый, с запахом, ядовит. Оксиды азота: мы поступаем в атмосферу благодаря сгоранию топлива и посредством химической промышленности, и очень важны. Это подтвердят наши избиратели. Промышленники: оксиды азота используют для производства азотной кислоты, важного химического сырья. Оксиды азота: но и еще, вы наверно забыли, что благодаря нам в почву поступает естественным путем азот в форме нитрат и нитрит анионов, которые повышают плодородие почвы. Учитель: слово просит ассоциация врачей. Врачи: смеем всех осведомить, что оксиды азота токсичны и раздражающе действуют на организм, вызывают отек легких. Оксиды азота: и все-таки, запишите наше предложение: содействовать сжиганию топлива, развитию автомобильной промышленности. ( Эксперты заполняют схему по оксидам азота). Учитель: и наконец-то, мы подошли к самому главному – формулировке Закона о чистом воздухе. Предлагаю разобрать схемы, которые в течение конгресса кропотливо составляли наши уважаемые эксперты. Разбираем схемы, а эксперты составляют «Закон о чистом воздухе». После обсуждения схем предоставляю слово экспертам: - на основании всего услышанного предлагаем следующие основные положения Закона о чистом воздухе: (зачитывают). 1. Разработать стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей; 2. Прекратить массовую вырубку лесов – легких нашей планеты; 3. Устанавливать очистные сооружения на предприятиях химической промышленности. 4. Осуществить переход на использование безтопливных источников энергии. В итоге нашего конгресса нам необходимо составить протокол, заполнив схему, но прежде я хотела бы обратить внимание на то, что в нашем городе имеются некоторые из источников поступления загрязняющих веществ в атмосферу. Какие? – ТЭЦ, УРПО, автотранспорт. На некоторых нам удалось побывать и предлагаю вам посмотреть видеофильм о работе этих предприятий по охране окружающей среды. Из увиденного понятно, что на этих предприятиях ведутся определенные мероприятия по охране окружающей среды. Основные загрязнители атмосферы СО Источники поступления Влияние СО2 Источники поступления Влияние SO2 Источники поступления Последствие NO, NO2 Источники поступления Последствия 1 легковой автомобиль ежегодно: - поглошает 4 тонны кислорода - выбрасывает в атмосферу : А) 800 кг- СО ( угарного газа) Б) 40 кг – NO2 ( окись азота) В) 200 кг – различных углеводородов Ну, а теперь приступим к заполнению протокола. Основные источники загрязнения Загрязнители Глобальные экологические проблемы. Спасибо всем объединениям за работу, благодаря вам нам многое стало известно.( Оцениваю работу). Заключение: Надо отметить, что избежать этих экологических проблем, можно лишь в том случае, когда каждый человек будет экологически культурным. Он должен сознательно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями на практике, т.е. общество должно пройти всю цепочку: от экологических знаний к экологическому мышлению и оправданному поведению. | |
Просмотров: 1065 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|