УМЕЛЫЕ РУКИ-ПУТЬ К РАЗВИТОЙ РЕЧИ И ХОРОШЕЙ ПАМЯТИ
Перед педагогами,психологами,воспитателями стоит вопрос,как сформировать всестороннее развитую личность,обладающую не только набором интеллектуальных способностей ,но и хорошей памятью, способной запоминать и долго хранить, полученные знания,логически построенную развитую речью. Давно известно,что развитие мелкой моторики(гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности-сильнейший стимул развития у детей речи,памяти,мышления,восприятия и внимания.
Ещё Джордано Бруно в своих трудах писал:«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим,а то,что одни мы владеем руками- этим органом всех органов». А Кант писал: «Рука-вышедший наружу мозг».Что же они хотели этим сказать?
Учёные доказали,что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,расположенная очень близко к речевой зоне.Именно величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи».Если сравнивать в процентном соотношении зоны головного мозга, отвечающие за работу рук , примерно равны 70% ,а вербальной зоны около 30% ,то соответственно размеры рук и языка образно должны быть увеличены на такой же процент по отношению к нормальному телу.
Функция руки человека универсальна и уникальна. Первой формой человеческого общения среди первобытных людей являлись различные жесты, выполняющие с помощю рук ,которые обозначали интерес друг к другу или агрессию.Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками. С помощью руки человек стал не только познавать мир, окружающую среду,но и гармонично развиваться физически и интеллектуально.
Начало развитие мышления даёт рука.В процессе деятельности человеческие руки являются не только органом движения ,но и несут в себе познавательную функцию.
Когда маленький ребёнок трогает какие- либо предметы с помощью рук ,обследует свойства поверхности, исследуемого предмета,то в мозг поступают сигналы,что предмет мягкий или жёсткий,тёплый или холодный,влажный или сухой. Таким образом, рука изучает,а мозг фиксирует и опознаёт.
Исследования, проводившиеся в области нейропсихологии, доказали ,что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребёнка является развитие его руки,а именно мелкой моторики. На основе современных исследований специалисты определяют по умелости детской руки степень и уровень развитости мозга.
Если развитие движений пальцев соответствует возрастным нормам,то и развитие речи так же будет в пределах нормы,если же развитие пальцев отстаёт,то и отстаёт развитие речи,хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы или даже выше.Исследования, проводившиеся на большом количестве детей ,показывает,что это не случайность,а закономерность.
Как же развивать мелкую моторику у маленьких детей и продолжить формирование развития мелкой моторики и координации движения рук у детей в младшем школьном возрасте и даже у старшеклассников?
В младенческом возрасте необходимо выполнять массаж пальчиков.Мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика ,ладошки,наружной стороны кисти и предплечья.
В раннем и младшем дошкольном возрасте надо стараться ,чтобы ребёнок, как можно больше проявлял самостоятельность:застёгивал пуговицы,молнию,завязывал шнурки,
стирка кукольного белья,посуды,разбор круп,пальчиковый бассеин,игры в песочнице.
Конструирование,собирание мозаики,пазлов,выкладывание фигур из палочек,игры,а также пальчиковая гимнастика.
Для детей младшешкольного возраста я рекомендую также пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры (со стихами,скороговорками,звуками).Работа с предметами и материалами(вырезание ножницами,изготовление бус из бумаги,лепка из пластелина или солёного теста,массаж с прищепками).Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам,закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.Штриховка вертикальная,горизонтальная,наклонная.Рисование несложных геометрических фигур,букв в воздухе и на столе, ведущей рукой,а затем другой рукой и обеими руками вместе,поочерёдное рисование каждым пальцем одной,а затем другой руки.Выкладывание фигур из палочек.Освоение ремёсел:ручные работы со швейной иголкой,вышивка и плетение из бисера,стекляруса, занятие квиллингом и др.
Для старшеклассников особенно будет эффективным выполнение «мудр»,которые активизируют память,повышают работоспособность,улучшают мышление,способствуют развитию моторики и улучшает общее самочувствие.
Приведу несколько примеров. Мудра «Жизни» Показания:быстрая утомляемость, нарушение зрения.Улучшает остроту зрения,при этом, выполняя это упражнение,дети делают массаж пальцев.
МЕТОДИКА:подушечки сердечного(четвёртого),мизинца и большого пальцев соединяют вместе,а оставшиеся свободно выпрямлены.Выполняется обеими руками вместе.
Мудра «Знания».Само название этой «мудры» уже предполагает,что выполнять это упражнение должны все те,кто обучаются в школе и учебном заведении,так как «мудра»улучшает мышление,активизирует память,снимает напряжение,массирует пальцы.
МЕТОДИКА:указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца.
Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
Рекомендуется выполнять мудры по 45 минут. Можно набрать время за несколько раз в течение дня:3 раза по 15 минут,9 раз по 5 минут. Особенно эффективно выполнять мудры на лекциях ,теоретических занятиях,на физкультпаузах.Рекомендую взять на заметку всем учителям и родителям.
Как на уроках «Трудового обучения»,так и в свободное от учёбы время можно заниматься шитьём,вязанием на спицах и крючком,плетением,особенно работа с бисером:поделки, вышивки с бисером,квиллинг,ковроткачество и др.
В заключении хочу отметить, что будущее наших детей- в наших руках ,как бы не банально звучали эти слова.А значит мы должны воспитать счастливых,уверенных в себе, достойных членов нашего общества.Введя в свою программу элементы упражнений по развитию моторики рук у детей, мы сможем сформировать не только навыки грамотного письма,развитой речи и памяти, но и креативно мыслящую , волевую , самостоятельную личность.
Всем родителям особенно рекомендую уделять должное внимание развитию у своих детей мелкой моторики,использовав вышеуказанные рекомендации.
При подборе игровых упражнений следует помнить,чтобы заинтересовать детей и помочь им овладеть информацией,нужно обучение превратить в игру,построить доверительные, доброжелательные отношения.Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.Оказав своевременную помощь своим детям, мы поможем себе и им в будущем.
|