Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Развитие музыкальных способностей учащихся с ООП на уроках музыки и пения с применением коррекционны
[ Скачать с сервера (40.3 Kb) ] 2012-11-15, 5:17 PM
Л.Ю. Дергачева
ОСШИ № 1 г. Шахтинска
Развитие музыкальных способностей учащихся с ООП на уроках музыки и пения с применением коррекционных технологий.
Педагогиқалық технологиядың элементтерінің қолдануымен тап осы жұмыста қосалкы мектеп бесінші сыныптарының оқушыларымен тәжірибеклік жұмыс нәтижелері ашылады және замандас әндістемелердің, балалардың қабілеттіліктердің түзетуіне арналған жасаушы үйлесімді мүмкіншіліктің ерекше білім алатын қажеттілікьермен.
In the given work the results of experimental work with the pupils of the fifth classes of auxiliary school оn application of elements of pedagogical technologies and modern techniques creating optimum opportunities for соrreсtiоп of abilities of children with the special educational needs(requirements) аге opened.
Понятие «педагогическая технология» и «коррекционная технология», прочно вошедшие в научный обиход, имеют различное толкование (ВЛ.Беспалько, В.М.Шепель, И.П.Волков, М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.)
Вместе с тем, все определения имеют единое стержневое начало, которое содержится, на наш взгляд, в следующем определении:
«Педагогические технологии» - это сложные и открытые системы предметов, методик, объединенных приоритетными коррекционно - образовательными целями; концептуально взаимосвязанными между собой задач и содержания, способов, методов и средств организации коррекционно - воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося с особыми образовательными потребностями.»
Большинство детей - олигофренов характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и памяти, ладового и ритмического чувства. Объём их певческого голоса органичен. Чистое интонирование оказывается доступным в первое время лишь немногим детям с развитым музыкальным слухом. Начальный период обучения пению крайне затруднён также из-за отсутствия у большинства аномальных детей систематического музыкального' воспитания в дошкольном возрасте. В школе у них на начальном этапе наблюдается безразличие, пассивное отношение к пению вследствие узости круга представлений о внешнем мире, неустойчивости внимания, недостаточно развитого слухового и зрительного восприятия [2].
Для определения уровня развития музыкальных и творческих
способностей детей с ООП, нами были разработаны критерии оценки их музыкальных способностей. Такие как:
Музыкальный слух:
- чистое интонирование мелодической линии;
- владение широким диапазоном голоса;
- четкая дикция;
- правильное дыхание;
- слуховое внимание;
- чувство лада.
Чувство ритма - точность, четкость передачи ритмического рисунка. Музыкальная память - запоминание, узнавание, воспроизведение.
Способность слышать музыку - умение определять характер музыки, исполнение знакомой мелодии без сопровождения инструмента [1].
Чтобы определить уровень развития музыкальных и творческих способностей у детей с ООП были даны следующие задания.
Задание 1. Ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха.
Детям было предложено спеть мелодию распевки «Самолет летит», «Белка», мелодии которых имеет поступательное движение вверх и вниз. Многие дети просто говорят слова, некоторые кричат, громко берут дыхание.
Задание 2. Ставило целью определить наличие у детей способности слышать музыку.
Детям предложено спеть попевку «Эхо», повторить за преподавателем. Дети с большим вниманием откликнулись на задания, но их повтор отличался механическим проговаривание слов, не слушая звуковысотного расположения.
Задание 3. Ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу. Педагогом были исполнены вступления к песням или отрывки из них, дети активно участвовали, пытались вспомнить, было видно, что дети знакомы с песнями, но им сложно было вспомнить название песни, а тем более спеть какой - либо отрывок.
Задание 4. Имело целью определить наличие и развитость чувства ритма у детей. Детям предлагалось:
Повторить хлопками заданный ритмический рисунок
Прохлопать ритмический рисунок попевки [5].
С первым заданием справились более половины детей успешно. Дети с большим удовольствием выполняли задание даже там, где были ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.
На основании проведенного исследования были выявлены следующие уровни: высокий, средний и низкий.
Были обследованы учащиеся пятых классов и показаны следующие результаты:


В течение года в экспериментальном классе проводился обучающий эксперимент по предмету музыка и пение с применением коррекционных технологий.
Чтобы улучшить качество воспринимаемой музыки у детей с ООП на уроках были внедрены элементы педагогических технологий и различные методики. Такие как: элемент проекта критического мышления «Мозговой штурм», педагогику сотрудничества, игровые технологии, сюжетно - ролевые и музыкально-дидактические игры, разбор ситуации, методику Карла Орфа, музыкотерaпию, региональный компонент.
Законом «Об образовании» Республики Казахстан, утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологии обучения, позволяющие учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторский.
Цель проекта критического мышления «мозговой штурм» -содействовать способностям учащихся мыслить, задавать вопросы, быть ответственными за свое собственное обучение, формировать собственное мнение, уметь уважительно относиться к высказыванию других.
У детей с ООП в силу недоразвития коры головного мозга, медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов.
Медленно и не точно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь не достаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводиться к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих, и контроль за своей речью у детей снижены[4].
Применяя эту технологию на уроках музыки и пения наблюдается значительный скачек вперед. То есть дети пытаются сами мыслить, а не произносить по шаблону чьи-то слова, у них расширяется словарный запас, идет накопление эпитетов синонимического ряда, то есть схожих по смыслу, но разных по звучанию.
Приведем примерные группы таких терминов- синонимов в отношениях к разнохарактерной музыке:
Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скучающая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Грустная - печальная, не веселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.
Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задумчивая, мечтательная, светлая,
прозрачная, спокойная, добрая, не торопливая, приветливая, мягкая, напевная, протяжная, сдержанная [5J.
Дети расширяют свой художественно-определительный лексикон, запоминая новые термины.
В последние годы развитию культуры уделяется большое внимание со стороны государства, растет понимание важности культурной сферы консолидации казахстанского общества. В стране реализуется Государственная Программа «Культурное наследие».
Совместно с Ассамблеей народов Казахстана образования входит с новыми инициативами по развитию языков, культуры и традиций всех народов, проживающих в стране.
«Мы должны сформировать целостную программу государственной поддержки
культуры» - отметил Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана. Не следует
доказывать, что в настоящее время наше общество испытывает дефицит народной культуры, может быть потому, что целое поколение казахстанцев на уроках музыки учились лишь грамотному исполнению мелодий и запоминанию текстов, а не пониманию красоты и разнообразия художественно-образного отражения мира в песенно - инструментальном творчестве казахского народа [7J.
Задача учителей привести общество, через школьное образование, утраченную память о культуре ушедших поколений, обеспечить духовное развитие подрастающего поколения в процессе знакомства с многообразием жанров и видов музыкального искусства.
Вводить в уроки музыки и пения региональный компонент. Содействовать более успешному усвоению казахского языка. Повторять на уроке приветствия, знать название времен года «осень, зима, весна, лето», месяцев «сентябрь, октябрь, ноябрь» и Т.д.; чисел «1,2,3,4,5.»
Изучать слова, относящиеся к теме урока «осень» - урожай, овощи, фрукты ..
«Зима» - Новый год; Дед Мороз, Снегурочка и Т.д.
Из ритма, как элемента музыкального восприятия исходит немецкий педагог Карл Орф. Карл Орф создал свою музыкально-педагогическую концепцию, адресованную педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания. Соединение музыки, слова и движения составляет существо занятия по принципам Орфа.
На Орф - уроке дети постоянно действуют, а не пассивно слушают педагога, действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.
Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях при отсутствии других инструментов [3]. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.
Ученые заметили, что музыка действует избирательно – в зависимости от характера произведения, от инструмента на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.
Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Как показывает опыт, музыко - терапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность);
Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи ( темп, тембр, ритм, выразительность интонации) [6].
С целью проверки эффективности обучающего эксперимента с использованием коррекционных технологий, мы провели повторную констатацию в экспериментальном и контрольном классах. Мы видим, что наблюдается значительный скачек вперед, что подтверждает проведенный нами эксперимент.


Таким образом, полученные во время экспериментальной работы результаты подтвердили наши предположения о том, что использование элементов педагогических технологий и современных методик создают оптимальные возможности для коррекции всех мыслительных функций для детей с ООП.

Список использованной литературы:
Ветлугина НА. Методика музыкального воспитания в детском саду М 1982г.
Айдарбекова А.А. Организация и проведение уроков в специальной коррекционной школе для детей с
нарушением интеллекта. Мин. Образования Каз-на А.А. 2000г.
к. Орф Система детского музыкального воспитания. М 1992г.
Айдарбекова А.А. Роль музыкального воспитания в развитии умственно отсталых школьников. Мин. Обр. Каз. А-А. 1996г.
н». Агаnова, МА. Давыдова Мир музыкальных праздников М 2006г.
Е.А. Медведева, и.ю. Левченко, ЛН Коммисарова Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М Академия 2001г.
7. Послание Президента РК Н А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанская правда» 2005г.
Категория: Педагогика | Добавил: muzika | Теги: тсты, коррекционная педагогика, пение и музыка
Просмотров: 2061 | Загрузок: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-28, 8:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru