Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

урок
2012-12-04, 7:18 PM
ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Класс: 4 класс
Предмет: Музыка
Цель урока:
Познакомиться и закрепить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемое оборудование:
• Презентация;
• Карточки для закрепления материала.
• Тексты песен;
• Аудиозаписи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;
- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- минусовая фонограмма песни «Дети солнца».
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.
Ход урока:
Муз. приветствие: «Колокольчик».

Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Исполним песенку «Наши учителя». Вся.
Объяснение нового материала.
(Слайд № 1) ТЕМА УРОКА
У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
СЛАЙД 2 ЦЕЛИ
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
(Слайд № 3)
У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
(Слайд № 4) Какие бывают оркестры?
У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
(Слайды № 5, 6, 7, 8, 9, 10) по 25 секунд
У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы. Давайте зарисуем схему инструментов симфонического оркестра в тетрадь.
(Слайд №11)
У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам. ВЕРОНИКА
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты. -ИЛЬЯС
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.-КРИСТИНА
У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты.-ТАМИРИС А теперь подробнее рассмотрим эти группы и посмотрим как они выглядят.
1. Струнно-смычковые инструменты:
(Слайд № 12)
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянные духовые инструменты:
(Слайд № 13)
флейта, кларнет, гобой, фагот.
3. Медные духовые инструменты:
(Слайд № 14)
труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударные инструменты:
(Слайд № 15)
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
А теперь посмотрим фильм и прослушаем как звучат инструменты в этих группах.
СЛАЙД 16 ПЕТЯ И ВОЛК
5. Клавишные и одиночные инструменты:
(Слайд № 17)
фортепиано, орган, арфа, челеста.
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
(Слайд № 18) СХЕМА
У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:
(Слайд № 19)
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)

У. - Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.-НАТАША
Загадка:
(Слайд № 20)
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
ДИРИЖЕР-все
(Слайд № 21)
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.-ДАША
(Слайд № 22)
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку.-ВАДИК. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира.-САША. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.-АЛИНА
У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 23)
- Евгений Светланов (1928-2002) –
выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
- Вероника Дударова (1916-2009)-
ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
УРАЗГАЛИЕВ КУАНЫШ ГАБИДУЛЛАЕВИЧ-руководитель орестра имени Курмангазы.

У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 24)
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.-АЛЕНА
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. -(дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.-БАХТИЯР
Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?
Игра «Поиграем в оркестр».
(Слайд №25) Вот так выглядит партитура оркестра.
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”.)—музыка 30 секунд.
У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд. –БОРЕВИЧ САША
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. - Как вы думаете почему?
Д. - (Учащиеся дают свои ответы.)- АНГЕЛИНА ПАВЛЕНКО
У. - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
(Слайд № 26)
(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
Но об одном из них хочется сказать отдельно.
Ученик:
18 марта – исполнилось 166 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.-ТАМИРИС
(Слайд № 27) ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯ
У. – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
«Третий лишний».
(Слайд № 28)
У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
• Труба, валторна, флейта
• Литавры, арфа, тарелки
• Скрипка, контрабас, саксофон
• Гобой, труба, кларнет
• Барабан, альт, тарелки
• Тромбон, фагот, валторна
«Жанры симфонических произведений».
(Слайд № 29)
У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:

• Концерт;
• Вокализ;
• Песня;
• Симфония;
• Соната;
• Пьеса;
• Сюита;
• Кантата;
• Романс;
• Музыка к опере;
• Былина;
• Музыка к балету;
• Симфоническая сказка;
• Увертюра
• Музыка к кинофильму.

Домашнее задание:
(Слайд № 30) 31
У вас на столе лежат карточки, на них изображены музыкальные инструменты, дома подумайте и вспомните как они называются, подпешите под каждым инструментом его название.
Подведение итогов:
У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа.
Рефлексия:
Слайды--детские
Предлагаю закончить наш урок песней «Дети солнца»
СЛАЙДЫ ПРО ДЕТЕЙ. Пока поем песню.32,33….

(Слайд последний )
И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
Категория: Педагогика | Добавил: Лена1
Просмотров: 2134 | Загрузок: 1 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 10:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru