Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2012-12-16, 8:45 PM | |
«Думайте сами, решайте сами...» Решение проблем взаимоотношений в семье Форма проведения: Ситуационный практикум Аудитория: Воспитанники 9-11 классов Продолжительность: 40-45 минут Виды технологии: Работа в группе, мозговой штурм, ситуации, ролевая игра, рефлексия. Оборудование: плакаты с пословицами, стикеры, вырезанные из бумаги разноцветные фигуры людей, фломастеры, карточки с ситуациями, лист ватмана с рисунком дома. Оформление: Шары, плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский. Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьезных людей и серьезных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть сегодня юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют свое умение принимать решения в трудных семейных ситуациях. Цель: Формирование убеждения о важности роли семьи в жизни человека. Задачи: • развить толерантное отношение к членам своей семьи и людям в целом; • обучить подростков выходу из проблемных ситуаций с учетом мнений всех членов группы (семьи); • тренировать коммуникативные навыки при работе в группе. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в мир добром. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье. Что может быть еще дороже На этой сказочной земле? Введение в тему Воспитатель. Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. На уроках обществознания вы уже обращались к темам «Семья», «Социальные роли», так что материал нашего сегодняшнего практикума вам отчасти знаком. Для начала я хочу вас попросить перечислить ассоциации к слову «Семья». Дети называют свои ассоциации. Теперь давайте вспомним, что такое социальная роль? От чего она зависит? Дети отвечают. В своей семье мы все играем разные роли. Попробуйте их назвать. Дети перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница, бабушка, дедушка и т.д. А в чем каждая из этих ролей проявляется? Ребята отвечают, ответы обсуждаются, дополняются. Новые роли Воспитатель. Я предлагаю вам примерить на себя другие семейные роли, которые вас ждут в будущем. Для этого мы смоделируем семьи, где у каждого из вас будет возможность почувствовать себя в новом образе. С чего начинается семья? С того, что два человека находят друг друга. Доверим эту встречу случаю, то есть жребию. Проводится жеребьевка, в результате которой образуются пары (они будут изображать несколько семей – мужей и жен). Остальные участники станут их родственниками. Итак, когда встреча состоялась, следующий шаг – свадьба. Я предлагаю оставшимся без пары учащимся пойти на свадьбу к любой понравившейся паре. На свадьбу приходят гости – близкие жениха и невесты, которые в нашем случае превращаются в родственников молодых. Таким образом, у нас появилось несколько семей, где есть мама, папа и другие родственники. Знакомство Всем участникам раздаются стикеры. В течение пяти минут ребята должны подумать и написать, какую социальную роль каждый из них играет в этой семье. Еще им необходимо продумать свой игровой возраст, профессию и род занятий, интересы, а также где живет вся семья, в каких жилищных и экономических условиях, к чему стремится. После того как участники подготовятся, происходит знакомство: каждая семья представляется и рассказывает о себе своим соседям – другим семьям. Есть проблема Воспитатель. Теперь, когда мы познакомились с соседями, начинается семейная жизнь, в которой, кроме радости и покоя, случаются и всякие сложности. Сейчас каждая семья должна будет решить свою семейную проблему. Вы получите карточки – на каждой из них описана некая ситуация. Ваша задача – за три минуты найти способ решения данной проблемы и аргументированно его обосновать. Соседи, проникнувшись бедами друг друга, могут задавать вопросы. Проблемные ситуации: • Один из членов вашей семьи стал активным участником секты. Из дома стали пропадать вещи. Этот человек редко бывает дома. Ваши действия? • Подружка вашего сына, ученица 10-го класса, курит. Ваши действия? • Ваш ребенок страдает от безответной любви. Он плохо ест, мало спит, стал хуже учиться. Ваши действия? • Один из членов вашей семьи решил заключить «неравный» брак. Вы против этого союза. Ваши действия? • Вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики. Ваши действия? Получив задания, участники обсуждают его в группах, а затем рассказывают всем о принятом решении. Дети из других групп задают вопросы. Воспитатель также может задавать провокационные вопросы, усложняющие принятие решения. Возможны элементы разыгрывания семейного спора по ролям. Рефлексия Воспитатель. Только что мы с вами увидели, как трудно в жизни иногда принимать решения в сложных ситуациях. Никто из нас не вправе оценивать правильность или ошибочность того или иного решения, с одной стороны, и каждый должен стремиться к поиску компромисса со всеми членами семьи – с другой. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие в будущем поможет вам в этом. Сейчас я попрошу вас написать на бумажных фигурках людей одно предложение о том, что для вас семья. Это предложение будет начинаться следующими словами: Я понял, что семья... Ребята пишут. Фразы зачитываются вслух и закрепляются на листе ватмана (на доске), где нарисован дом. Таким образом все «жители» располагаются под одной крышей, символизируя дружную и крепкую семью. Изученная и использованная литература: 1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2. Klassnye-chasy.ru 3. Klruk.uroki.org.ua/course4.html 4. Openclass.ru 5. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovod. 6. Басманова, Е. Г., Бирюкова, А. А. «Наша дружная семья»: классный час в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 7. Батырева, А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье : Сценарий классного часа // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7. 8. Кузьмина, Е. И., Титова, Т. В. «Моя семья — моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | |
Просмотров: 1206 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|