Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Использование дифференцированного подхода в проектной технологии.
2013-02-17, 3:36 PM
Использование дифференцированного подхода в проектной технологии.

Телегина Мария Александровна Алтынсаринская основная школа Костанайского района

Одна из главных задач начальной школы - развитие потенциала младшего школьника. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Средствами обучения являются разнообразные педагогические технологии.
Педагогическая технология – это, прежде всего, проект учебно-познавательной деятельности самого учащегося . Задача учителя состоит в том, чтобы правильно подготовить (подобрать) необходимую технологию учения и задать её учащимся, руководствуясь при этом целями обучения.
Одной из принципиально важных сторон педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В технологии дифференцированного обучения личность ребёнка ставится в центр школьной образовательной системы, так как она направлена на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природного потенциала.
Технология дифференцированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и дифференцированная форма обучения являются приоритетными.
Дифференциация образовательного процесса создает оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся, предусматривает усвоение программного и внепрограммного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного стандарта.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности, которая сама по своей сути подразумевает дифференцированный подход к самостоятельной деятельности учащихся.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна совершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. Разумеется, со временем идея претерпела некоторую эволюцию. В современной школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Метод проектов является творческим по своей сути. Опыт применения проектного метода в начальных классах доказал эффективность следующей последовательности его модификаций: от кратковременных (1-2 урока) однопредметных проектов – к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна.
Проблема, над которой я работаю: «Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся на уроках литературы и познания мира через проектную технологию». На этих уроках я использую создание различных проектов (мини-проектов и проектов на несколько уроков).
Учащиеся с большим интересом и удовольствием проводят поисковую работу, красиво и красочно оформляют свои результаты, инсценируют отрывки из произведений, составляют кроссворды, тесты и многое другое. Все это способствуют привитию интереса, как к предмету, так и к самообразованию, к поисковой работе.
В большинстве случаев над проектом работает группа учащихся. Больший успех имеют проекты, которые готовят группы с постоянным составом. Каждый ребенок определяет свою роль в группе, выполняет посильные для себя задания, тем самым внося свою лепту в проект.
В качестве ориентира при отборе учебного материала используются 3 уровня различных как по объему содержания, так и по трудности и сложности:
1 уровень (вариант) – соответствует предметному стандарту;
2 уровень (вариант) – соответствует требованиям учебной программы;
3 уровень (вариант) – выходит за рамки учебной программы.

При подготовке проекта можно выделить три основных типа заданий.
1. Уровень А. Задания, предусматривающие выполнение программного материала: чтение по ролям, подготовка диафильма, выполнение рисунка по теме, пересказ отрывка текста, чтение стихотворения наизусь и т.п.
2. Уровень В. Задания поискового характера: поиск биографии, сообщение по теме, поиск дополнительного материала и т.п.
3. Уровень С. «Задания для маленьких ученых»: составление тестов, ребусов, кроссвордов, проведение опытов, исследований и т.п.
Для обеспечения личностного развития учащихся с учетом индивидуального уровня развития их творческих способностей при дифференциации творческого проектирования они должны быть разделены на группы в соответствии с принципами системно-целевой дифференциации с учетом их знаний и умений, мотивационно-творческой активности и творческих способностей.
Дифференциация творческого проектирования учащихся на уроках предполагает разработку организационно-методического обеспечения, основными компонентами которого являются банк творческих заданий, разработанных на основе анализа интересов и способностей учащихся, и методические рекомендации по организации и руководству их творческой проектной деятельностью.
Необходимым условием дифференциации творческого проектирования учащихся на уроках является организация мониторинга процесса творческого проектирования, включающая в себя педагогическую диагностику развития творческих способностей учащихся, систему определения уровней сформированности знаний, умений и навыков, а также процесс дополнительной дифференциации творческих групп в соответствии с промежуточными результатами творческого проектирования.

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы.
• В начале – как способ создания проблемной ситуации;
• На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач;
• По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио.
Категория: Педагогика | Добавил: mashurikt
Просмотров: 2718 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru