Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2013-02-17, 3:36 PM | |
Использование дифференцированного подхода в проектной технологии. Телегина Мария Александровна Алтынсаринская основная школа Костанайского района Одна из главных задач начальной школы - развитие потенциала младшего школьника. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Средствами обучения являются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология – это, прежде всего, проект учебно-познавательной деятельности самого учащегося . Задача учителя состоит в том, чтобы правильно подготовить (подобрать) необходимую технологию учения и задать её учащимся, руководствуясь при этом целями обучения. Одной из принципиально важных сторон педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В технологии дифференцированного обучения личность ребёнка ставится в центр школьной образовательной системы, так как она направлена на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природного потенциала. Технология дифференцированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и дифференцированная форма обучения являются приоритетными. Дифференциация образовательного процесса создает оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся, предусматривает усвоение программного и внепрограммного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного стандарта. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности, которая сама по своей сути подразумевает дифференцированный подход к самостоятельной деятельности учащихся. Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна совершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. Разумеется, со временем идея претерпела некоторую эволюцию. В современной школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Метод проектов является творческим по своей сути. Опыт применения проектного метода в начальных классах доказал эффективность следующей последовательности его модификаций: от кратковременных (1-2 урока) однопредметных проектов – к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным. С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна. Проблема, над которой я работаю: «Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся на уроках литературы и познания мира через проектную технологию». На этих уроках я использую создание различных проектов (мини-проектов и проектов на несколько уроков). Учащиеся с большим интересом и удовольствием проводят поисковую работу, красиво и красочно оформляют свои результаты, инсценируют отрывки из произведений, составляют кроссворды, тесты и многое другое. Все это способствуют привитию интереса, как к предмету, так и к самообразованию, к поисковой работе. В большинстве случаев над проектом работает группа учащихся. Больший успех имеют проекты, которые готовят группы с постоянным составом. Каждый ребенок определяет свою роль в группе, выполняет посильные для себя задания, тем самым внося свою лепту в проект. В качестве ориентира при отборе учебного материала используются 3 уровня различных как по объему содержания, так и по трудности и сложности: 1 уровень (вариант) – соответствует предметному стандарту; 2 уровень (вариант) – соответствует требованиям учебной программы; 3 уровень (вариант) – выходит за рамки учебной программы. При подготовке проекта можно выделить три основных типа заданий. 1. Уровень А. Задания, предусматривающие выполнение программного материала: чтение по ролям, подготовка диафильма, выполнение рисунка по теме, пересказ отрывка текста, чтение стихотворения наизусь и т.п. 2. Уровень В. Задания поискового характера: поиск биографии, сообщение по теме, поиск дополнительного материала и т.п. 3. Уровень С. «Задания для маленьких ученых»: составление тестов, ребусов, кроссвордов, проведение опытов, исследований и т.п. Для обеспечения личностного развития учащихся с учетом индивидуального уровня развития их творческих способностей при дифференциации творческого проектирования они должны быть разделены на группы в соответствии с принципами системно-целевой дифференциации с учетом их знаний и умений, мотивационно-творческой активности и творческих способностей. Дифференциация творческого проектирования учащихся на уроках предполагает разработку организационно-методического обеспечения, основными компонентами которого являются банк творческих заданий, разработанных на основе анализа интересов и способностей учащихся, и методические рекомендации по организации и руководству их творческой проектной деятельностью. Необходимым условием дифференциации творческого проектирования учащихся на уроках является организация мониторинга процесса творческого проектирования, включающая в себя педагогическую диагностику развития творческих способностей учащихся, систему определения уровней сформированности знаний, умений и навыков, а также процесс дополнительной дифференциации творческих групп в соответствии с промежуточными результатами творческого проектирования. Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы. • В начале – как способ создания проблемной ситуации; • На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач; • По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио. | |
Просмотров: 2709 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|