Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

"Витамины"
[ Скачать с сервера (27.3 Kb) · Скачать удаленно (27,3 КБ (27 976) ] 2013-06-26, 8:22 PM
Черкашина Л.И.,
Учитель химии
КГУ СОШ № 32,
г. Караганда
Урок –конференция
« Витамины»

Цель:1)Сформировать у учащихся представление о витаминах. Рассмотреть классификацию и обозначение витаминов. Ввести понятия об авитаминозах, гипер и гиповитаминозах.
2) Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
3) Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок - конференция

Дефиниция: - витамины; - водорастворимые витамины; - жирорастворимые витамины.

Реактивы и оборудование: подсолнечное масло,1%-й раствор FeCl3, 2 мл яблочного сока , вода, крахмальный клейстер (1 г крахмала на стакан кипятка), 5%-ный раствор иода, химические стаканы,витаминные препараты, ватман, маркер.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель приветствует учеников и гостей урока. Сообщает, что данный урок - конференцию будет вести ведущий
Ведущий: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Часто говорят: « Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.И сегодня наши гости постараются ответить на интересующие нас вопросы. Но перед началом нашей конференции, мне бы хотелось, чтобы присутствующие гости на нашей конференции ответили на вопрос: что такое витамины и что вы знаете о них?( Учащиеся высказывают свое мнение, ведущий записывает все это на ватмане, который прикреплен к доске) Витамины - это жизненно необходимые соединения, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. А насколько они необходимые нам расскажут наши гости. Итак, слово предоставляется историку.
Историк Уже 2000 лет назад люди понимали, что их рацион должен включать необходимые количества и виды пищи. Еще в V веке до н.э. древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал своим пациентам с нарушением зрения есть птичью, коровью и овечью печень. Сейчас мы знаем, что печень богатый источник витамина А ( а также В12, В2 и Е ), необходимого для нормального функционирования сетчатки глаза. Во времена Римской империи было принято пить минеральную воду, обладающую самыми разнообразными лечебными свойствами. Эта богатая минералами родниковая и артезианская вода служит основой « бутылочной воды», столь популярной в наши дни. Какпитан Кук ( английский мореплаватель XVIII в) обнаружил, что употребление свежих фруктов предохраняет от цинги болезни, вызываемой недостатком витамина С. Однако основы совпеменного представления о здоровом питании, а также взаимосвязи между определеннымии видами продуктов и состоянием здоровья были заложены в XIX веке Робертом Мак -Каррисоном. Возглавляя британские медицинские слуэбы в Индии он заметил, что для определенных племен и религиозных общин хаоактерны свои особенности состояния организма. Так, мадрасцы склонны к худобе, сикхи и патаны отличаются крепким телосложением. Он провел научный эксперимент, кормя крыс пищей, употребляемой различными группами населения. В результате у животных развились сходные признаки. К рысы, содержавшиеся на диете мадрасцев, становились худыми, на диете сикхов - набирали вес. Мак - Каррисон использовал дополнительную группу крыс, которых кормилтипичной для жителей Запада рафинированной пищей. У них возникали те же заболевания , что и у крыс, содержавшихся на самой бедной индийской диете.
Термин « витамин» впервые применил польский ученый Казимир Функ в 1912 году для обозначения «аминов, необходимых для жизни» - химических соединений, содержащих азот в сочетании с водородом и другими элементами.
Ведущий. Химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли. Все витамины жизненно важны. О том на какие группы делят все витамины нам расскажут биохимики.
Биохимик 1 Существует две основные группы витаминов.
Жирорастворимые витамины накапливаются в жировой ткани и печени, т.о. могут приниматься "про запас", также возможно их накопление и передозировка. Поэтому человек, который хорошо питается , может жить месяцами, не употребляя витамина А и не испытывая при этом никаких нарушений здоровья. Они мало разрушаются под воздействием температуры, их прием возможен курсами. Основной их источник - животные жиры (печень, яйца, сливочное масло), ( приводит примеры, и значение того или иного витамина)
Биохимик 2
Водорастворимые витамины разрушаются под воздействием температуры, их избыток выводится из организма, т.е. запаса создать нельзя, и необходим ежедневный постоянный прием профилактической дозы. Эти витамины выводятся мочой, хотя небольшой запас их остается в организме. ( приводит примеры, и значение того или иного витамина)
Проводит лабораторный опыт по определению витамина А и С в продуктах питания
Опыт № 1 Определение витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1%-го раствора FeCl3. при наличии витамина А появляется ярко- зеленое окрашивание.
Опыт № 2 Определение витамина С в яблочном соке.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. На заметку учителю: Для выполнения опыта лучше взять аптечную упаковку аскорбиновой кислоты без глюкозы. Раствор крахмала должен быть разбавленным , его количество должно быть гораздо меньше, чем витамина: на 20 – 30 мл раствора витамина С добавьте 2 – 3 мл раствора крахмала. Учтите, что растворенная аскорбиновая кислота на воздухе быстро окисляется, поэтому опыты следует проводить со свежевыжатым соком или только что приготовленым раствором аптечной упаковки витамина С.
Ведущий:Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Каждому человеку важно уметь правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Как это сделать расскажет диетолог.
Диетолог : Чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. Официальный рацион солдата дореволюционной российской армии, суточные энерготраты которого достигали 5000-6000 ккал, включал 1300 г черного хлеба и 430 г мяса ежедневно. Но кто сейчас может позволить себе подобное обжорство без угрозы для здоровья? И такие же килограммы другой пищи необходимы для восполнения суточной дозы других витаминов. В течение последних двух-трех десятилетий цивилизация снизила энерготраты человека в 2-2,5 раза. Во столько же должно было уменьшиться потребление пищи - иначе неизбежны переедание, избыточный вес, а это прямой путь к диабету, гипертонической болезни, атеросклерозу и другим болезням ХХI века. Уменьшая общее количество пищи, мы неизбежно обрекаем себя на витаминный голод. Даже самый правильно построенный рацион, рассчитанный на 2500 килокалорий в день, дефицитен по большинству витаминов, по крайней мере, на 20-30%. Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться в зависимости от разных факторов. При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов существенно снижается. В среднем, 9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах или после длительного хранения. Такие продукты имеют значительно более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта. После 3-х дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30% витамина С. При комнатной температуре, этот показатель составляет около 50%. При термической обработке продуктов теряется от 25% до 90-100% витаминов. На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А боится ультрафиолета. Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.
Ведущий: Любое заболевание ө это испытание для организма, требующее мобилизации защитных сил, повышенного расхода биологически активных веществ, в том числе витаминов. Поэтому пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному. Врач терапевт расскажет недостаток какого витамина приводит к тому или иному заболеванию.
Врач терапевт Характерными симптомами недостаточности витамина А у человека и животных являются торможение роста, снижение массы тела, общее истощение организма, специфические поражения кожи, слизистых оболочек и глаз. Прежде всего, поражается эпителий кожи, что проявляется пролиферацией и патологическим ороговением его; процесс сопровождается развитием фолликулярного гиперкератоза, кожа усиленно шелушится, становится сухой. В результате начинаются вторичные гнойные и гнилостные процессы. При авитаминозе А поражается также эпителий слизистой оболочки всего пищеварительного тракта, мочеполового и дыхательного аппаратов. Характерно поражение глазного яблока – ксерофтальмия, т.е. развитие сухости роговой оболочки глаза (от греч. xeros – сухой, ophthalmos – глаз) вследствие закупорки слезного канала, эпителий которого также подвергается ороговению. Глазное яблоко не омывается слезной жидкостью, которая, как известно, обладает бактерицидным свойством. В результате этого развиваются воспаления конъюнктивы, отек, изъязвление и размягчение роговицы. Этот комплекс поражений обозначают термином «кератомаляция» (от греч. keras – рог, malatia – распад); она развивается очень быстро, иногда в течение нескольких часов. Распад и размягчение роговицы связаны с развитием гнойного процесса, поскольку гнилостные микроорганизмы при отсутствии слезной жидкости быстро развиваются на поверхности роговицы.К наиболее ранним и специфическим симптомам авитаминоза А (гиповитаминоза А) относится куриная, или ночная, слепота (гемералопия). Она выражается в потере остроты зрения, точнее, способности различать предметы в сумерках, хотя больные днем видят нормально.
Недостаток витамина D в рационе детей приводит к возникновению широко известного заболевания – рахита, в основе развития которого лежат изменения фосфорно-кальциевого обмена и нарушение отложения в костной ткани фосфата кальция. Поэтому основные симптомы рахита обусловлены нарушением нормального процесса остеогенеза. Развивается остеомаляция – размягчение костей. Кости становятся мягкими и под тяжестью тела принимают уродливые О- или Х-образные формы. На костно-хрящевой границе ребер отмечаются своеобразные утолщения – так называемые рахитические четки. У детей, больных рахитом, относительно большая голова и увеличенный живот. Развитие последнего симптома обусловлено гипотонией мышц. Нарушение процесса остеогенеза при рахите сказывается также на развитии зубов; задерживаются появление первых зубов и формирование дентина. Для авитаминоза D взрослых характерной особенностью является развитие остеопороза вследствие вымывания уже отложившихся солей; кости становятся хрупкими, что часто приводит к переломам. При отсутствии или недостаточности тиамина развивается тяжелое заболевание – бери-бери, широко распространенное в ряде стран Азии и Индокитая, где основным продуктом питания является рис. Следует отметить, что недостаточность витамина B1встречается и в европейских странах, где она известна как симптом Вернике, проявляющийся в виде энцефалопатии, или синдром Вейса с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы. Специфические симптомы связаны с преимущественными нарушениями деятельности и сердечно-сосудистой, и нервной систем, а также пищеварительного тракта. В настоящее время пересматривается точка зрения, что бери-бери у человека является следствием недостаточности только витамина В1. Более вероятно, что это заболевание представляет собой комбинированный авитаминоз или полиавитаминоз, при котором организм испытывает недостаток также в рибофлавине, пиридоксине, витаминах РР, С и др. На животных и добровольцах получен экспериментальный авитаминоз Bl. В зависимости от преобладания тех или иных симптомов различают ряд клинических типов недостаточности, в частности полиневритную (сухую) форму бери-бери, при которой на первый план выступают нарушения в периферической нервной системе. При так называемой отечной форме бери-бери преимущественно поражается сердечно-сосудистая система, хотя отмечаются также явления полиневрита. Наконец, выделяют остро протекающую кардиальную форму болезни, называемую пернициозной, которая приводит к летальному исходу в результате развития острой сердечной недостаточности. В связи с внедрением в медицинскую практику кристаллического препарата тиамина летальность резко сократилась и наметились рациональные пути лечения и профилактики этого заболевания. К наиболее ранним симптомам авитаминоза В1 относятся нарушения моторной и секреторной функций пищеварительного тракта: потеря аппетита, замедление перистальтики (атония) кишечника, а также изменения психики, заключающиеся в потере памяти на недавние события, склонности к галлюцинациям; отмечаются изменения деятельности сердечно-сосудистой системы: одышка, сердцебиение, боли в области сердца. При дальнейшем развитии авитаминоза выявляются симптомы поражения периферической нервной системы (дегенеративные изменения нервных окончаний и проводящих пучков), выражающиеся в расстройстве чувствительности, ощущении покалывания, онемения и болей по ходу нервов. Эти поражения завершаются контрактурами, атрофией и параличами нижних, а затем и верхних конечностей. В этот же период развиваются явления сердечной недостаточности (учащение ритма, сверлящие боли в области сердца). Биохимические нарушения при авитаминозе В1 проявляются развитием отрицательного азотистого баланса, выделением в повышенных количествах с мочой аминокислот и креатина, накоплением в крови и тканях α-кетокислот, а также пентозосахаров. Содержание тиамина и ТПФ в сердечной мышце и печени у больных бери-бери в 5-6 раз ниже нормы. Наиболее характерным признаком недостаточности витамина С является потеря организмом способности депонировать межклеточные «цементирующие» вещества, что вызывает поражение сосудистых стенок и опорных тканей. У морских свинок, например, некоторые специализированные, высокодифференцированные клетки (фибробласты, остеобласты, одонтобласты) теряют способность синтезировать коллаген в кости и дентине зуба. Нарушено, кроме того, образование гликопротеингликанов, отмечены геморрагические явления и специфические изменения костной и хрящевой тканей. У человека при недостаточности витамина С также отмечаются снижение массы тела, общая слабость, одышка, боли в сердце, сердцебиение. При цинге в первую очередь поражается кровеносная система: сосуды становятся хрупкими и проницаемыми, что служит причиной мелких точечных кровоизлияний под кожу – так называемых петехий; часто отмечаются кровоизлияния и кровотечения во внутренних органах и слизистых оболочках. Для цинги характерна также кровоточивость десен; дегенеративные изменения со стороны одонтобластов и остеобластов приводят к развитию кариеса, расшатыванию, разламыванию, а затем и выпадению зубов. У больных цингой наблюдаются, кроме того, отек нижних конечностей и боли при ходьбе.
Ведущий: Потребность организма в витаминах очень мала. Суточная доза всех необходимых витаминов около 150 – 200 мг. Недостаток витаминов в организме называается авитаминозом. Чрезмерное употребление витаминов тоже вредно для организма. При этом происходит его отравление витаминами ө гипервитаминоз. Чтобы избежать этого нам необходимо знать дозировку витаминов. Итак, слово фармацевту.
Фармацевт: Суточная потребность для взрослого человека составляет в среднем 2,7 мг витамина А или от 2 до 5 мг β-каротина. У человека основным органом, в котором частично откладывается про запас витамин А, является печень. В норме в ней содержится около 20 мг этого витамина на 100 г ткани.
Суточная потребность в витамине D для детей колеблется от 10 до 25 мкг (500–1000 ME) в зависимости от возраста, физиологического состояния организма, соотношений солей фосфора и кальция в рационе и др. Для взрослого человека достаточно минимального количества витамина D.
Рекомендуемые Институтом питания РАМН нормы суточного потребления тиамина для отдельных групп населения составляют от 1,2 до 2,2 мг. Суточная потребность в витамине С для человека составляет 75 мг. Рекомендованные рядом ученых (в том числе Л. Полингом) более высокие суточные дозы аскорбиновой кислоты (1 г) для человека, вероятнее всего, недостаточно обоснованны.
Ведущий: Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и гораздо чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций.Слово предоставляется иммунологу.
Иммунолог: Иммунная система защищает организм и от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен. Вот почему витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни. При недостаточности витамина E уменьшается образование антител и активность лимфоцитов. Уменьшение выработки антител возможно также при дефиците витаминов A, B5 (пантотеновой кислоты), B9 (фолиевой кислоты) и H (биотина). Дефицит фолиевой кислоты снижает скорость реакции иммунной системы на инородные факторы. Дефицит витамина A ослабляет иммунную систему организма при проникновении в организм инородных белков. Дефицит витамина B12 уменьшает мощность реакции иммунной защиты и снижает ее способность убивать чужеродные клетки. Дефицит витамина B6 уменьшает способность нейтрофилов переваривать и разрушать бактерии. И наоборот: Витамины группы B помогают стимулировать деятельность иммунной системы во время стресса, после операции или травмы. Прием поливитаминов, содержащих витамины A, C, D, E, B6 помогает укрепить иммунную систему и предупредить простудные вирусные заболевания. Витамин B6 стимулирует синтез нуклеиновых кислот, которые необходимы для роста клеток и выработки антител для борьбы с инфекцией. Витамин C или аскорбиновая кислота повышает активность макрофагов в борьбе с инфекционными агентами. Прием витамина E повышает устойчивость к заболеваниям во всех возрастных группах, а особенно он полезен пожилым пациентам. Доказано, что дети, которым родители регулярно дают витамины, реже болеют распространенными инфекционными болезнями, ОРЗ, отитами, синуситами. Важную часть профилактики ОРЗ и гриппа в сезон повышенной заболеваемости составляет прием поливитаминов. Это поможет избежать заболевания, поддержать ваш организм, повысить иммунитет. Следует обращать пристальное внимание и на выбор подходящего и эффективного препарата. Специалисты рекомендуют принимать препараты, которые содержат в своем составе весь спектр жизненно важных витаминов, причем, что не менее важно, комплекс должен быть качественным и хорошо сбалансирован по дозировкам. Это будет гарантией эффективности и безопасности препарата. Высокое качество и оптимальные дозировки витаминов позволяют значительно снизить риск аллергических реакций, которые, к сожалению, нередко встречаются в последнее время, а это, в свою очередь, обеспечит возможность провести профилактический курс полностью.
Ведущий: Наша конференция завершается , и в заключении хотелось узнать у участников: что нового вы узнали о витаминах? ( Ведущий дописывает на ватмане мнения участников, если были ошибки, то он исправляет их)
Я благодарю всех за внимание, желаю вам здоровья и не испытывать никогда недостатка в витаминах.
Категория: Педагогика | Добавил: Люсьена | Теги: биохимия, биология
Просмотров: 1395 | Загрузок: 548 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru