Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (20.3 Kb) ] | 2014-02-02, 6:58 PM |
Логопедический тренажер «Дельфа- 142» в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и применение компьютерных методик на логопедических занятиях. Чтобы заинтересовать дошкольников с задержкой психического развития , сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, 3. Тржесоглава, Е. В. Мальцева и др.). При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. В своей работе с детьми с заднржкой психического развития я использую логопедический тренажер «Дельфа-142»,который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь как специалисту, так и педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи: исправлять дефекты произношения, планомерно работать над письменной речью. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность работать на различных уровнях сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия. Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как: • речевое дыхание, • голосоведение, • фонетическое оформление звучащей речи, • темпо-ритмическая организация речи, • коррекция При этом на экране отображается: • длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз; • активный, короткий выдох речевой выдох; • наличие или отсутствие голоса; • сила и высота голоса; • громкость и длительность звука; • слоговая структура слова; • словесное и логическое ударение. Для того чтобы дать более чёткое представление о содержании программы более подробно опишем структуру программы: Раздел "Звук" Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).Включает 19 упражнений, распределенных по типам: • "Задуй свечки", "Чашка чая", "Бабочка" и "Сказочный замок" предназначены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз; • "Колобок" и "Бегемотик" помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране; • "Елочка" и "Репка" - для закрепления навыка произнесения слогов и слов на одном выдохе; • "Картинка из кубиков" и "Скатерть-самобранка" - для отработки слитного и ритмичного произнесения слогов, слов и фраз; • "Вертолет" и "Подводная лодка" - для выработки правильного произношения гласных и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назальности в голосе и коррекции высоты голоса; • "Паровоз" и "Фонтан" - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков; • "Космический стрелок" и "Индеец" - для формирования и автоматизации навыка голосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенком голоса; • "Речевая волна" для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании; • "Речевая волна 2" - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат; • "Спектр" - для отработки правильной артикуляции гласных, щелевых и сонорных согласных. Раздел "Буква" Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, постановка букв в слово. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений) • "Собери букву из 2-х частей", "Собери букву из 4-х частей", "Собери букву (для отличников)" предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок; • "Найди букву", "Найди букву (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии; • "Картинки" - для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем; • "Сортировка слов с пропущенными буквами" и "Конструктор" помогут отработать навык дифференциации парных согласных. Можно выбрать одну из 15 пар звуков, с которыми будет работать ребенок; • "Тим и Том" используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости. Раздел "Слог" Нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове. (4 упражнения) § "Найди слог" для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога. § "Грузовик" позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге. § "Волшебный колодец" и "Волшебный колодец (для отличников)" предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры. Раздел "Слово" Глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификация слов по разным морфологическим и тематическим признакам. (19 упражнений) • "Прятки простые", "Прятки сложные" и "Прятки (для отличников)". С помощью упражнений данного типа формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки или аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия. • "Мозаика" и "Мерцающая мозаика" для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. • "Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям", "Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы". Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями. Многие упражнения «Дельфа-142» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи и формирования навыка правильного согласования слов в предложении. Это, как я считаю, служит основой развития активного словаря детей. Допустим, возьмем меню «Предложение». В упражнениях этого меню нужно составить на полку глиняные горшочки со словами, образовав правильное по смыслу предложение: «Утром пошел снег». Постепенно предложения усложняются: нужно вставлять предлоги, союзы, слова, подходящие по смыслу. Данные упражнения имеют несколько уровней сложности: от 3х до 5ти слов в предложении. Возрастает уровень интеллектуальной нагрузки ребенка. Более сложный уровень задания содержится в упражнениях для отличников. Раздел "Предложение" Коррекция лексико-грамматической стороны речи. (8 упражнений) • "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение" - предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. Также комплект содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч. Это общие и тематические словари (как, например, "Одежда", "Пища", "Школа" и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу ("Гласные второго ряда", "Мягкий знак" и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером. Педагог, использующий в своей деятельности компьютер, ставит перед собой следующие цели: ознакомление учащихся с компьютером, формирование мировоззрения ребенка, приобретение навыков работы в текстовом редакторе. Кроме технологических целей ставится, в первую очередь, коррекционная цель: развитие высших психических функций (память, речь, внимание, воображение). Применение компьютерных технологий в педагогической деятельности влияет на обновление содержания, методов и организационных форм учебной деятельности. В специальной коррекционной учреждении изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения. | |
Просмотров: 4388 | Загрузок: 440 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|