Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-05-14, 8:22 PM | |
СҚО Білім басқармасы Управление образования СКО Петропавл қаласының білім бөліміГородской отдел образования г.Петропавловск «№ 17 ұлттық өркендеу орта мектеп-кешені» КММ КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17» «САМОПОЗНАНИЕ: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА» Тема проекта: «Игровые технологии, формирующие личностные качества дошкольника. Применение театрализации как средства воспитания» АВТОР ПРОЕКТА: ШАФИКОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА Воспитатель предшкольных классов г. Петропавловск 2014 г. «Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека» Народная мудрость. Цель проекта: обобщение опыта работы педагога по формированию системы ценностной оценки окружающего мира и самооценки, самоосознания ребенком себя в этом мире на примере работы воспитанников в театральных постановках. Пояснительная записка:Люди всегда ценили духовно- нравственную воспитанность, умение человека противостоять трудностям, выходить из сложных жизненных ситуаций не теряя своих личностных качеств и взглядов. Важные социально – экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем Республики Казахстан, о будущем нашей молодежи. В сегодняшние дни размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение много обвиняют в бездуховности, агрессивности. Именно сегодня проблема нравственно – духовного воспитания актуальна и своевременна.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, многие игры в, которые играли их родители, забыты современными детьми. В последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности. Дети должны научиться существовать в коллективе, в обществе, находить самостоятельный выход из ситуаций, в которые их ставить жизнь. Но это невозможно без развития соответствующих навыков и умений, которые формируются под воздействием личного опыта ребенка. Перед педагогами предшкольных классов общеобразовательной школы ставится задача подготовки и воспитания гражданина, способного самостоятельно и адекватно оценивать происходящее,организовывать свою деятельность в соответствии со своими интересами не нарушая интересов окружающих его людей. На всех занятиях происходит формирование нравственности, во всех режимных моментах, в игровой, трудовой и образовательной деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по курсу «Самопознание». На этих занятиях идет формирование духовности человека, его нравственных ориентиров, с акцентированием на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения и взгляды на определенные проблемы. В данном проекте представлена работа по организации театрализованных занятий в классе предшкольной подготовки, как один из вариантов и способов воспитательной работы педагога с детским коллективом. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества. В игровой форме они развивают творческие способности воспитанников и представляют собой специфический вид художественной деятельности.В театрализованных представлениях формируются многие виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Одно из важнейших направлений воспитательного воздействия театрализованных игр заключается в приобщении детей к искусству: литературному, сценическому, декламации, драматическому, театральному. Актуальность данного проекта заключается в той роли и важности театрализации на уроках самопознания, которая позволяет учащимся через положительный опыт, прожитый в момент участия в представлении, сформировать систему нравственных ценностей и представлений детей. Что в дальнейшем послужит базой для формирования системы взглядов взрослого гражданина Республики. Новизна:новизна данного проекта заключается в том, что воспитанники помимо участия в готовых театральных постановках, предложенных педагогом участвуют в разработке идеи, сюжетных линий готовящейся театрализации, предлагают те рассмотреть в постановках те духовно-нравственные вопросы, которые для них являются актуальными. Задачи театрализаций: Создавая атмосферу общности и дружелюбия • развивать чувство любви и уважения к окружающим; • формировать навыки коллективного творчества; • учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование; • создать условия для осознания неприятия несправедливости, плохих поступков; • создать ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно оценить поступки окружающих; • помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него • научить детей понимать собственное эмоциональное состояние • понимать чувства и мысли другого, человека переживать то, что он переживает. Ожидаемые результаты: Театрализованные действия позволят воспитанникам, участвуя в судьбе своих героев, сформировать чувства участия, сопереживания, умения поставить себя на место своих героев. В результате совместного творчества по созданию сказки (в данном проекте сказка «Капризная принцесса» - результат совместной деятельности педагога и ребят) дети развивают и совершенствуют умения работать в коллективе, вырабатывая единую линию сюжета - находить пути компромиссных решений. Формируя основную сюжетную линию истории, рассказываемой в представлении, дети могут опосредованно, языком сказки передать те вопросы, которые их волнуют и на которые им необходимо найти ответ. Педагог, в свою очередь может ненавязчиво, в игровой форме подвести ребят к правильному, с точки зрения нравственности, выбору. Участвуя в театральном представлении, дети учатся комфортно себя чувствовать на сцене - то есть постепенно готовятся к умению легко ориентироваться в сложных, нестандартных ситуациях. Все это позволяет сформировать добрую, умеющую сопереживать, сочувствовать, помогать в сложных ситуациях личность. Таким образом, реализуется одна из основных задач предмета «Самопознание»- умение понимать другую личность, уважать ее самобытность и индивидуальность. Именно об этом говорит Сара Алпысовна Назарбаева, инициатор внедрения в школы Республики Казахстан нового предмета «Самопознание» - основная задача педагогов и родителей – объяснить ребенку: главное в жизни -стать человеком. И первые шаги в этом направлении дети делают именно в классах предшкольной подготовки. Наша задача-помогать им в этом стремлении, не нарушая общего, гармоничного развития личности. Разработки сказок Задачи: • учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, применяя для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимику, жесты); • побуждать детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; • развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре; • воспитывать любовь к театральным играм, народному творчеству. Словарная работа: театр, актеры, мимика, жесты, кулисы, аплодисменты, зрители. Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игра с театральными куклами. • Материал и оборудование: художественная литература, ТСО (магнитофон, ДВД проигрыватель, аудиозаписи , детские произведения), атрибуты к сценкам и играм, спектаклю, костюмы, помещение музыкального зала. Сказка «Репка на новый лад» Действующие лица: • Рассказчик • Дед • Бабка • Внучка • Жучка • Кошка • Мышка • Лук • Картошка • Репка • Морковка • Свекла • Капуста Рассказчик: Вы хотели бы сегодня В сказку «Репка» заглянуть? Да!? Тогда смелее в путь! 1. Заиграла музыка и начинается танец с героями (трава и помидоры). Танцуют танец «во саду ли в огороде». 2.Заиграла фоновая музыка Ведущий: Дедка репку посадил... Дедка репке говорил: Дед: Ты расти, расти большая. Стань богатым урожаем, Чтоб тобой я мог гордиться…. -Ох, устал, пора поспать. (Ложится недалеко от репки и засыпает.) В ряд сидят герои (морковка, лук….) Ведущий: Спит дедулька без забот. Репка между тем растет, Да воюет с сорняками: Их ногами, и руками… (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.) Дед: Ах, я старый разоспался. Репку уж пора тянуть. Подросла, гляжу чуть-чуть. Ай, да репка уродилась! Мне такая и не снилась. музыка – тянет овощей (Подходит к морковке, хватает и тянет. Вытягивает за руку.) Морковка: Экий дедка ты неловкий! Я - не репка, я - морковка. Не умыл ты видно глаз. Репки я стройней в сто раз. Я богата витамином Всем полезным каротином. Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай. Музыка – уводит овощей. (Подходит к картошке, хватает и тянет. Вытягивает за руку) Картошка: Ой, ой, ой, Я протестую! Я - не репка. Я - Картошка! Это знает даже кошка. Всем плодам я голова Ясно ведь как дважды два. Я - твой главный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай. (Подходит к капуста, Хватает и тянет.Вытягивает за руку) Капуста: Право, я возмущена! Дед, ты сникерсов объелся, Сериалов насмотрелся, Может с печки ты упал? Раз капусту не узнал. Я на репку непохожа У нее одна одежа, У меня ж их целых сто! Все без пуговок… А то… Можно есть меня всю зиму! Дед: Милости прошу… в корзину. Музыка – уводит овощей. (Подходит к свекле, Хватает и тянет. Вытягивает за руку) Свекла: Снова дед не угадал. Знать очки ты потерял, Или бес тебя попутал? Свеклу с репой перепутал. Я в сто раз ее красней, И полезней и вкусней! Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай. Музыка – уводит овощей. (Подходит к луку, хватает и тянет. Вытягивает за руку) Лук: Я почти того же цвета, Но не репка, старичок, Я - твой репчатый лучок! Пусть немного и коварен, Но в народе популярен. Даже грипп меня боится… Хоть сейчас готов сразиться. Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай. музыка – уводит овощей. Ведущий (шум сверчков) Вечер уж к концу подходит. Месяц на небо выходит. Да и мне домой пора. Завтра с самого утра Стану репку вновь искать, А теперь охота спать.(играет музыка) (Дед подходит к избушке, и ложиться на скамейку… играет музыка-храп, спокойной ночи малыши…) Закрывается занавес Действие второе Музыка-утро. Кукарекает петух и открывается занавес… Фоновая музыка Ведущий: Утро, солнце ярко светит Птички весело поют Дед, проснулся, потянулся К репке в огород идёт.(играет музыка) Поёт дед: Я землю взрыхлил, и репку посадил Я репку поливал и за ней ухаживал Припев: Выросла репка большая пребольшая И бабка, и внучка, и кошку, и жучку Всех репкой накормлю целую семью. Музыка Дед тянет репку Ведущий: Не простая это Репка И засела она крепко. Позови-ка бабку ты. Дед: Бабка, Бабка – помоги, Репку вытащить беги. Музыка на выход бабки. Поет бабка: Деду рано по утру Я готовила еду Помогу ему сейчас, доготовлю через час. Припев: Выросла репка большая пребольшая. Бабка: Не тужи, я помогу Репку вытащить смогу. (тянут репку) Ведущий: Бабка крепко держит дедку Дед хватается за репку Вместе дёргают: раз, два (дед с бабкой изображают) Нужен третий… Внучка: - Это я! Бабка: Внучка, Внучка! Выручай! Бабке с Дедом помогай! Внучка поет: издалека поёт и идет, гуляет возле репки Я в лесу гуляла и грибы набрала Вдруг позвали, и помогать буду репку вынимать. Припев: Выросла репка большая пребольшая. Ведущий: Внучка крепко держит бабку Бабка дедку дедка репку Вместе начали тянуть Раз, два, три, четыре, пять Надо Жучку им позвать!!! Внучка: Жучка, Жучка, выручай! Нам скорее помогай! Поёт Жучка: В будке я лежала косточку лизала Вот меня позвали, от дела оторвали Помогу я деду вытащу я репу И пойду опять косточку лизать. Припев: Выросла репка большая пребольшая. Ведущий: Жучка стала помогать Репку из земли достать Тянут вместе вчетвером Репка словно дом большой С места сдвинуться не хочет Побежала Жучка в дом Жучка: Я устала. Не могу. Пойду Кошку позову. (подходит к дому) Мурка, Мурка, выручай! Нам скорее помогай! Кошка под музыку выходит и поёт… Кошка: Молоко из миски я лакала А потом на солнышке лежала Помогать не очень-то хочу Лучше я им мышку притащу. (идёт к избе на припеве) Припев: Выросла репка большая пребольшая, (кошка не тянет репку!!!!) (подходит к избе) Мышка, Мышка, выручай! Нам скорее помогай! Музыка на Мышку Мышка: Я, конечно же, приду Репку с вами потяну Мурка только ты давай Тянуть репку помогай! (разговаривают возле избы, потом идут к репке) Ведущий: Дед и Бабка, Внучка с Жучкой, Кошка с Мышкой встали дружно. Друг за друга ухватились, Поднатужились и вот: Репка из земли идёт. Музыка – выдернули репку Репка: Славно все вы потрудились! Дед: Все старались, не ленились. Бабка: Всех мы вас благодарим. Все герои (хором): И СПАСИБО говорим! Исполняется заключительная песня. Сказка «Капризная принцесса» Действующие лица: • Рассказчики: o Гриб o Ягодка • Король • Королева • Капризная принцесса • Кошка • Собака • Сова • Волшебное зеркало • Лук • Деревья • Волшебник Рассказчики- грибок и ягодка Гриб: Жили- были в некотором королевстве король и королева. И была у них единственная дочь, они ее очень сильно любили и не в чем ей не могли отказать. Ягодка: И она была очень капризной. Все ее в королевстве называли только капризной принцессой. И вот однажды принцесса захотелось поиграть с маленьким, пушистым, безобидным котенком. Ведущая: Принцесса с ним играла, но, наигравшись, бросила его - надоел ей котенок. Она его взяла и засунула в коляску, котенку стало больно и обидно, он нечаянно поцарапал принцессу. Принцесса ужасно рассердилась. Он не имеет право её царапать, она же принцесса ну и что, что она сделала котенку больно. Девочка побежала к своим родителям жаловаться: - Я хочу, чтобы в нашем королевстве исчезли все кошки. Отец король пытался успокоить принцессу, но она начала капризничать. А это! Вам очень повезло, если вы никогда не видели и не слышали, как плачет, кричит принцесса. В общем, король и королева достали из шкатулки волшебное зеркало, подаренное знакомым волшебником, направил зеркало на ближайшую кошку – и во всём королевстве в тот же миг не осталось ни одной кошки. Принцессе это очень сильно понравилось, она снова добилась своего! Нечего и говорить, что после этого началось, наша принцесса всегда начинала капризничать, когда хотела избавиться от кого- то или от чего- то. Гриб: А избавиться она захотела от лука потому - что от него плачут. Ягодка: От деревьев - они очень сильно шумели, когда ветер дул. Гриб: От собак просто так. Ягодка: От птиц, бабочек, от всех насекомых, от зайчиков потому - что не смогла их догнать. Гриб: От грибов, потому что есть съедобные, а есть ядовитые, чтобы не отравится ненароком - принцесса решила избавиться от всех грибов и много от чего еще. Ягодка: Король и королева серьезно были заняты королевскими делами, давали своей милой капризуле волшебное зеркало по первому требованию. Ведущая: А дела в королевстве становились все хуже и хуже. Люди начали, голодать им нехватало продуктов, коровы перестали давать молоко, на полях становилось все меньше и меньше зерна, овощей, фруктов. Жители стали покидать королевство. Не зная, что делать, король и королева позвали на помощь волшебника. Король: - Умоляю тебя, сделай, что-нибудь для моего королевства, у нас все идет плохо, скоро оно погибнет! Волшебник: - А ты не догадываешься, что происходит? Королева: - Нет, я не пойму! Волшебник:- Я не люблю брать назад свои подарки, но это волшебное зеркало вам не помогает, а наоборот - мешает. Король: - Но ведь оно помогло избавиться от некоторых бесполезных и вредных вещей - и больше не чего! Помогло навести порядок в королевстве! Волшебник: - Ты хочешь помощи? Королева: - Да, для этого мы тебя и позвали. Волшебник: - Прекрати пользоваться волшебным зеркалом. Король: - И все будет как прежде? Волшебник: - Нет, теперь долго не будет как прежде. То, что уничтожено, назад возвращается медленно. Но у вас будет надежда на счастливое будущее. Королева: - Помоги нам! Волшебник: - Одно волшебство не сильнее другого. То, что вы сделали, волшебным зеркалом я немогу исправить сразу, прощайте. Гриб: - Опечалились король и королева, а что делать с дочкой. Решили, позвать мудрую сову, может она даст совет как капризную принцессу образумить. Ягодка: - Прилетела сова. Король: - Подскажи нам мудрая сова - что нам делать с принцессой?! Королева: - Ну почему она такая капризная! Сова: - Принцесса своими капризами проверяет вашу любовь! Королева: - Но ведь мы её любим! Сова: - А вы часто ей говорите об этом? Король: - В общем-то, нет, мы очень занятые. Сова: - В следующий раз скажите, что вы её любите, обнимите её, а капризам не потакайте. Король, Королева (хором): - Мы попробуем спасибо тебе! Сова: - Удачи вам и берегите друг друга. Ведущая: Пришлось много увидеть капризов, а если немного потерпеть так они не такие совсем ужасные и страшные. И прошло много-много лет. Капризная принцесса стала мамой-королевой, а жизнь в королевстве пришло практически в норму. Но когда её дочку поцарапал котёнок, она пожалела дочку, и сказала нельзя обижать маленьких, беззащитных животных.Нужно всех любить и уважать, а про волшебное зеркало больше никто не вспоминал. | |
Просмотров: 860 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|