Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-06-12, 9:54 AM | |
«Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся» Главными компонентами любой педагогической системы, являются педагоги и учащиеся, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осу¬ществлению. Именно тандем педагог — учащиеся является непосредственным функционером про¬цесса обучения и воспитания, к которому из года в год предъявляются все более высокие требования. Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство". Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Итак, мастер – это учитель, умеющий в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества. Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что можно. Этапы этого пути такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ. На мой взгляд, современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общения и лидерства. Таким образом, отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Повышение качества образования – одна из основных задач, модернизации казахстанского образования. Хорошее качество образования - это... Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; • с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; • с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей: • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Для учителей: • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. Знания, полученные в школе должны быть качественными и прочными. Чтобы вооружить ими ученика, учителю надо быть профессионалом в науке, основы которой он преподаёт. А для этого диплома об образовании недостаточно. Чтобы расти, учитель должен следить за методической литературой, обмениваться опытом с коллегами. Но образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был педагог. Вызвать и поддержать в ребёнке желание учиться – это задача трудная и интересная, тем более, что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать её по-разному, находя новые средства и методы. Существует психологический факт, что человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И задача учителя – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность. Если пятиклассник с рулеткой в руках проползает по квартире, чтобы начертить план своего жилища в заданном масштабе, то уж будьте уверены: это географическо-математическое понятие «масштаб» осядет в его сознании основательно и прочно. Если восьмиклассник смастерит своими руками немудрёный инструмент и с его помощью измерит высоту тополя под окном, не взбираясь на дерево, то подросток ещё больше зауважает себя и науку геометрию. Важную роль играет также вовлечение учащихся во внеклассную работу. Ученик, подготовивший тематическое сообщение для младших классов, принимающий зачёт или проводящий предметную викторину, не просто помогает учителю. Он должен прочитать дополнительную литературу, заглянуть в учебники прошлых лет, чтобы не попасть впросак. А это всё укрепляет его собственные знания. На получение знаний учащимися влияет также обстановка на уроке, обстановка комфортности, уважительности друг к другу. Ученик на уроке не должен бояться учителя, не должен бояться допустить ошибку. Есть расхожая истина, что умные люди учатся на чужих ошибках. Увы, в математике приходится учиться, в основном, на собственных. Поэтому ученик, допустивший ошибку, должен быть ограждён от насмешек класса, и уж тем более со стороны учителя. Человек у доски должен быть уверен, что если он и споткнётся, то с помощью одноклассников и учителя он выкарабкается из любой ситуации. И чем больше усилий приложит для исправления ошибки сам допустивший её, тем полезнее. Ошибка – вещь необходимая. Нужно лишь правильно к ней относится, умело и грамотно её использовать. Нельзя не признать: идёт ускорение процесса жизни, и одновременно с этим идёт ускорение процесса восприятия. Современный ребёнок, как ни прискорбно, вырос не на книгах, а на телевидении и Интернете. Напрягаться он не привык, всё входит в него через подкорку. Тем более важно выработать у ребят навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. Ведь знание, приобретённое не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека. Внимание к проблеме качества знаний объясняется тем, что оно играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к обучению в вузах и колледжах. Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом-профессионалом, педагогом-личностью, который, выпустив в жизнь одних питомцев, ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Рекомендации для реализации повышения качества обучения: 1. Личностно-ориентированный подход. 2. Создание ситуации успеха. 3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся. 4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому. 5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся. 6. Вовлекать родителей в учебный процесс. 7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение. 8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности. 9. Обучение через диалог. 10. Обучение через интерес. 11. Психологическое единство с классом. 12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой. 13. Мотивация познавательной деятельности. 14. Дифференциация заданий. 15.Разнообразие форм организации учебного процесса. | |
Просмотров: 2751 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|