Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
2014-09-26, 10:21 AM | |
СОЗДАНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Султанова А.Б., ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная» Время, в которое мы живем, удивительное. Это время новых открытий, чрезвычайно быстрого развития науки и техники, это век информации. Невозможно предугадать тот объем знаний, которым должен владеть человек в современном мире. На современном этапе развития казахстанской системы образования исключительное значение приобретает проблема формирования в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [5] И основная задача учителя не в передаче набора знаний, а в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, критического мышления и метасознания. А с этим непосредственно связано развитие функциональной грамотности, результатом которого является овладение обучающимися и предметными компетенциями в рамках учебной программы и системой ключевых компетенций, а именно: управленческими, информационными, коммуникативными, социальными, личностными, гражданскими, технологическими. [5] Для того, чтобы выработать у учащегося вышеназванные компетенции, учитель, прежде всего, сам должен обладать ими. Для этого необходимо сформировать особую культуру школы, которая рождается из наличных возможностей образовательного сообщества, инновационных усилий творческого меньшинства, учителей-лидеров при разумном сопротивлении традиционалистски настроенного большинства. И это возможно при создании условий для сотрудничества, которое является принципиально диалогическим образованием. Динамичность происходящих в современном мире изменений не может не отразиться на системе образования в целом, и на каждом субъекте образовательного процесса, в частности. И в процессе внесения изменений кто-то является ведущим, кто-то ведомым, а кто-то и барьером, цель «преодоления» которого – не убрать с пути, а понять в чем причина, убедить в необходимости, научить учиться, научить познавать себя и мир, позиционировать себя как центра малой «вселенной», ответственного за себя и «за тех, кого приручаем». Самое гениальное, самое уникальное так и останется на бумаге, если не будет тех, кто это будет осуществлять. Обучаясь на курсах по Программе первого уровня, мы осознали, что «построение взаимовыгодных, доброжелательных отношений и популяризация профессиональных знаний являются ключевыми задачами лидерства» [9,c.154]. И сегодня мы стараемся довести до своих коллег идею того, что отношения в коллективе должны складываться взаимовыгодно, доброжелательно, что профессиональное обучение способствует обогащению и на личностном, и профессиональном уровне и что это окажет положительное влияние на формирование высокой культуры школы в целом. В процессе мониторинга эффективности управления качеством образования школы, проведенного в 2013-2014 учебном году, были изучены школьная культура и ее составляющие. Результаты позволили проанализировать ресурсы как кадровые и ученические, так и материальные, которые дают возможности и открывают перспективы не только для успешного функционирования, но и для развития всего коллектива с целью овладения и активного внедрения идей Программы, разработанной совместно АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом. В результате формальных и неформальных встреч сертифицированных учителей и администрации школы-лицея выработалась траектория движения в данном направлении. «Школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности школы посредством оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей, а также на климат и атмосферу, в которой они работают и обучаются» [9, с.162]. Из пяти параметров работы руководства, направленных на успеваемость учеников (по Робинсону), содействие и непосредственное участие в обучении и развитии учителей имеет величину эффекта 84%.[9, с.162]. Грамотно организованные директором и сертифицированными учителями в течение учебного года процессы коучинга и менторинга способствовали не только ознакомлению с новыми подходами в преподавании и обучении, но и дали возможность для переосмысления процесса самообразования. Многие педагоги рассматривают процесс самообразования как изучение передового педагогического опыта, при этом не учитывая свой опыт, свои проблемы, не проводя рефлексию собственной деятельности и учебно-воспитательного процесса своего класса. Создание среды педагогического сотрудничества и коллаборативного обучения направлено на организацию исследовательской и творческой деятельности, развитию критического мышления как учеников, так и учителей, формированию педагогической рефлексии. Решению данной проблемы способствовала организация Летнего Университета, под руководством директора школы-лицея №1 Шариповой С.С. Деятельность Летнего Университета определялась задачами, поставленными перед ней, а именно: создание условий для профессионального развития педагогов, повышение профессиональной компетенции учителей, обогащение знаний в области применения семи модулей Программы, обеспечение обмена опытом в рамках сетевого сообщества. В течение работы Летнего Университета сертифицированные педагоги и директор школы провели коучинги по следующим темам «Оценивание в учебном процессе», «Метапознание и обучение тому, как учиться», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Внедрение Lesson Study в образовательный процесс школы», «Обучение критическому мышлению», «Школьная культура». Особенностью данных занятий было то, что в течение учебного года сетифицированные учителя и директор проводили исследование в действии по обозначенным проблемам и на коучинге использовали данные результатов. И слушатели проявляли живой интерес, так как многие непосредственно или опосредовано были участниками данных мероприятий. Деятельность Летнего Университета не ограничилась школой-лицеем. В его работе наряду с учителями данной школы активное участие прининяли сетифицированные педагоги из других организаций образования - директор ЦПМ Онищенко Е.А., заведующая кафедрой педагогики Костанайского государственного педагогического института Утегенова Б.М, эксперт-оценщик, директор средней школы №10, учителя из гимназии им.А.М.Горького, школы-гимназии №5 «А», средней школы №11, средней школы №23, основной общеобразовательной школы №14, а также коллеги из Медыкаринского района, г.Житикара, г.Лисаковска, г.Рудного. оказала помощь и поддержку учителям по вопросам оценивания в обучении. Организовывая инновационную деятельность, занимаясь исследовательской практикой, внедряя новые подходы в обучении и преподавании, надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинский, который писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Это подтверждается и результатами научных исследований, которые говорят, что на первом месте из пятидесяти двух факторов, влияющих на продуктивность, можно сказать, эффективность и качество процесса обучения и преподавания, стоит учебная мотивация, и величина ее влияния составляет 95% [7, с.84]. Для поддержания высокой учебной мотивации отдельных учащихся и повышению ее у основного контингента школьников необходимо создание атмосферы творческого сотрудничества и профессиональной толерантности, что в свою очередь будет способствовать формированию у учителей мотивации к высокопродуктивной педагогической деятельности. Однако нельзя не учитывать тот факт, что в системе образования учитель часто выступает в роли объекта контроля на различных уровнях. Если вопрос об учительской мотивацией является делом долга и чести, то вопрос внутришкольного контроля, целью которого на деле является «найти и выставить на вид» или «изучить и обобщить чей-то опыт», заставляет «нервничать» учителей, «прятать свои проблемы». Руководство школы-лицея №1, рассматривая внутришкольный контроль как одну «из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания» [2], изучает вопросы учебно-воспитательного процесса с точки зрения эвалюации. Результаты которой «носят рекомендательный характер, а процесс всегда предполагает диалог сопричастных лиц, основным в эвалюации является установка на поддержку и понимание» [6]. А это в свою очередь является основополагающим для создания коллаборативной среды Современная педагогика переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Сегодня нельзя не быть «думающим» учителем. Необходимо ставить перед собой вопросы, на которые ориентирует А.А.Бизяева в своем пособии «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?...» [1] Действительно, только думающий учитель способен увидеть и понять, что как прежде сегодня работать нельзя: время требует изменений. И следовательно «только такой – думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека» [1] И такие учителя должны стать основой рефлексивного коллектива, деятельность которого возможна в коллаборативной среде, среде творчества, взаимоподдержки, взаимопонимания, толерантности. Процесс обучения и преподавания – процесс бесконечный, В современном мире успешность человека определяет его умением учиться. И этому мы должны научиться сами и учить своих учеников в школе, чтобы они могли быть конкурентоспособными в мировом экономическом и политическом пространстве. Список литературы: 1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. 2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 1997. 3. Куренкова Ю.В. Инновационные образовательные результаты в педагогической практике // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №1. 2012. С.71 - 80 4. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы 6. Пальмова Е.А.Эвалюация как неотъемлемая составляющая современного образования. - http://cyberleninka.ru/article/n/evalyuatsiya-kak-neotemlemaya-sostavlyayuschaya-sovremennogo-obrazovaniya (10.09.20140 7. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. М.: Народное образование, 2003. 8. Рахимбаева И.Э. Мониторинг эффективности управления качеством образования школы // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №5. 2010. С.3 - 11 9. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 | |
Просмотров: 1609 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|